58
59
60
ЗАДНИЕ ДИСКОВЫЕ ТОРМОЗА ДЛЯ «ЛАДЫ-КАЛИНА» АВТОМОБИЛИ | СПЕЦТЕСТСТОП-КАДРЫБольшинство автомобилистов знают: дисковые тормоза эффективнее и гораздо терпимее к нагрузкам, чем барабанные. Даже скептики, вероятно, согласятся – правда, сразу возразят: такие тормоза дороже (в том числе и в эксплуатации) да и к грязи диски куда менее терпимы, что весьма актуально, например, для вседорожников. В общем, тут есть о чем подискутировать. Вспомнился мне сравнительный тест двух близких по массе и энерговооруженности автомобилей. Различались они, в частности, задними тормозами: у одного дисковые, у другого барабанные. Который из них победил в абсолюте, каюсь, не помню. А вот разница в длине тормозного пути – всего полметра – в память врезалась крепко. Но когда появилась возможность оценить задние дисковые тормоза на обычной «Калине», отказаться не смог. Обязательное условие – никакой кустарщины и наличие сертификатаЗа рулем 07/2011Мы легко очаровываемся прогрессом, на веру принимая те или иные технические решения. С задними дисковыми тормозами для «Лады-Калина» экспериментировал Сергей Воскресенский. Фото Константина Якубова.соответствия, позволяющего пройти государственный технический осмотр. Решили испытывать два похожих комплекта разных производителей. Компания «Дарбис» (Darbis) использует схему первого «Форда-Фокус». Фирма «Авто Спорт Техника» (АСТ) предпочла конструкцию китайской «Чери». Устанавливаем, обкатываем, измеряем… за диски) или неожиданная течь в уплотнении тормозного шланга. Потратив на монтаж двух комплектов в общей сложности часов десять, убедился – работу лучше доверить профессионалу. А если желание покрутить гайки самому все же возобладает, надо запастись съемниками, расходниками и терпением. Обкатка и притирка – отдельная тема. После установки комплекта «Дарбис» машина вдруг перестала нормально катиться. А стоило тормозам хоть немного нагреться, начинался такой гул и скрип, что вздрагивали бывалые водители соседних фур. Постепенно все наладилось, но избавиться от посторонних звуков, явно связанных с неважнецким растормаживанием колодок, так и не удалось. Комплект АСТ, поначалу показавшийся более правильным и завершенным (по крайней мере, он не потребовал долгой притирки поверхностей), вдруг потихоньку тоже начал подпевать предыдущему. Причем опять правой стороной! ТолькоЗА СТРОКОЙ ИНСТРУКЦИИПризнаюсь, были моменты, когда хотелось все бросить и вернуть «Калине» обычные тормоза. Сначала при демонтаже ступиц развалились основательно прикипевшие к цапфам задние подшипники, до этого без лишних звуков отходившие 70 000 км. Затем, уже при сборке первого «инородного» комплекта, почему-то не хватило длины троса ручника и пришлось спешно придумывать способы его наращивания. Не говоря уже о таких «мелочах», как индивидуальная подгонка датчиков антиблокировочной системы (они стали цеплять58 теперь это не было связано с нагревом; более того, в момент жестких испыта­ ний звук как раз пропадал. Поэтому грешим на самую длинную, правую ветку тормозной магистрали.СОБЛЮДАЯ ФОРМАЛЬНОСТИДаже бегло взглянув на результаты, можно смело утверждать – чуда не про­ изошло. После двух­трех жестких тормо­ жений со 100 км/ч «Калина» и с дисками, и с традиционными барабанами демон­ стрирует достаточно стабильный и оди­ наково неплохой результат. Конечно, на дисковых тормозах показатели стабильнее, но, когда они округляются до целых, выигрыш в тормозном пути ничтожен. Однако есть еще и водитель­ ские ощущения. Именно они позволяют довольно быстро почувствовать замет­ ную разницу в управлении замедлением, не говоря уже о специфическом запахе подгорающих накладок, благодаря кото­ рому автомобиль с барабанными тормо­ зами легко узнаваем на нюх. После установки дисков в обоих случаях тормозная педаль стала более легкой и отзывчивой. Машина гораздо меньше рыскает, вне зависи­ мости от тормозных нагрузок. Теперьзамедление можно не только довольно приблизительно дозировать – им удается управлять. Но ход педали «Калины» по­прежнему велик и далек от иномарочного. Иногда даже кажется, что на барабанах он был меньше! Дело в другом: тормоза в базовом варианте отличались инертностью да и паразит­ ных усилий хватало. Проще говоря, усилие на педали не вызывало должной реакции автомобиля. Настоящая правда в характерах тормозов проявляется, лишь когда их заставишь хорошо потрудиться. Поначалу, когда разгоняешь «Калину» до 160 км/ч, с издевкой думаешь: «А сможет ли?». Когда наступает черед тормозить в пол, шуткам не место. Ужимки барабанного варианта заставляют заранее крепче взяться за руль. При этом, можно не сомневаться, машина все равно проявит характер и все 130 с лишним метров будет «искать дорогу», активно рыская из стороны в сторону. Не сильно (с амплитудой примерно метр­полтора), но очень настойчиво. Диски дают не только уменьшение тормозного пути, но и более стабильное поведение.ДО ОТКАЗАХорошо заметна разница и на более низ­ кой скорости – 120 км/ч. Здесь «Калина» с дисковыми тормозами останавлива­ ется, как по струнке, тогда как барабаны вновь обрекают ее на небольшую, но явно излишнюю самостоятельность. Ну а настоящее испытание – цикл из десяти торможений подряд со 100 км/ч. Барабанные тормоза начинают сдаваться на пятой­шестой попытке. Педаль вначале напрягает резко возросшим усилием, а затем про­ валивается. Тормозной путь к последней попытке возрастает на десяток метров. Дисковые тормоза «Дарбис» демонстрируют поразительную ста­ бильность: никаких побочных явлений. Лишь последнее, десятое торможение дается «Калине» чуть сложнее, чем предыдущие. Версия АСТ выглядит уже не столь убедительно. В целом и этот комплект гораздо стабильнее базового и в первых попытках дает отличный результат, но потом, если сравнивать с комплектом «Дарбис», немного плывут результаты, особенно по мере роста температуры фрикционных пар. Тормозная педаль начинает потихоньку проваливаться лишь к концу испытаний.За рулем 07/201159 | СПЕЦТЕСТ ЗАДНИЕ ДИСКОВЫЕ ТОРМОЗА ДЛЯ «ЛАДЫ-КАЛИНА»Комплект задних дисковых тормозов «Дарбис» для «Калины» с АВS. Цена 10 000 рублей. При установке необходимо учитывать состояние троса ручного тормоза и специфику его прокладки. Нам пришлось изобретать переходник-удлинитель для основных ветвей. Умеренная цена, стойкость к нагреву, стабильность показателей. Невысокий технологический уровень проработки конструкции. Главному «калиноводу» редакции Максиму Сачкову в итоге больше понравились тормоза «Дарбис», как более жесткие. А мне, наоборот, версия АСТ. Возможно, потому, что я присутствовал«Авто Спорт Техника» только начинает поставку на рынок задних дисковых тормозов для ВАЗов. Наш комплект один из первых, отсюда и детские болезни: например, понадобилась подгонка датчиков ABS. Ориентировочная цена 14 000 рублей. Есть индивидуальная гравировка номеров оригинальных деталей и новый, с иголочки, трос ручника. Высококачественное исполнение и легкий монтаж, стабильность показателей при первых торможениях, в том числе с высоких скоростей. Недостаточная стойкость к нагреву. на обычной «Калине». И вовсе не из-за их стойкости к нагрузкам или высоким скоростям. Куда важнее ощущения. Ну а нам теперь осталось пройти последнее испытание – техосмотр…при монтаже обеих систем, вникая во все огрехи, а затем начинал обкатку. Изделие АСТ показалось более завершенным, удобным, доведенным. В общем, я за диски по кругу дажеСТЕНДОВЫЕ ИСПЫТАНИЯ Распределение тормозных сил на задней оси «Лады-Калина»: а – барабанные тормоза; б – дисковые тормоза. Зависимость тормозного пути «Лады-Калина» от количества торможений; V = 100–0 км/ч.аРЕЗУЛЬТАТЫ ЗАМЕРОВ ТОРМОЗНОГО ПУТИ «ЛАДЫ-КАЛИНА», мВариант, спереди/сзади б 100–0 км/ч 120–0 км/ч 160–0 км/ч «Стандарт», диски/барабаны 42,3 62,7 133,5 «Дарбис», диски/диски 41,8 60,8 124,4 АСТ, диски/диски 41,6 60,0 121,460За рулем 07/2011