116
117
118
РЕГУЛИРУЕМ ФАРЫ АВТОРЫНОК | РЕЙДСВЕТЛЫЕ ГОЛОВЫЯркие фары современных машин нуждаются в особенно тщательной настройке. Отвечает ли заявленная услуга предъявляемым требованиям, выяснял Игорь Теременко.116 За рулем 07/2011 Правильно отрегулированные фары не только хорошо освещают дорогу , но и доставляют минимум неудобств встречным водителям – не слепят. Однако сплошь и рядом встречаются нетрадиционные варианты: светят в небо, себе под нос, в стороны или в любом сочетании этих вариантов. При том, что на стекле владельцев таких автомобилей,как правило, красуется свежий талон техосмотра. Впрочем, талон – для инспектора. Нам же необходимо, чтобы оптика светила как надо. На сей раз ничего специально придумывать не пришлось – свет постепенно «уходит» даже при обычной эксплуатации. Причины естественные: установка нештатных шин, неравномерная осадка пружин, заменаперегоревшей лампы, нестабильная работа регулятора либо корректора фары и т. д. Так что желание проверить и при необходимости отрегулировать головной свет на любимом средстве передвижения удивления не вызывало. Наша задача сводилась к пристальному наблюдению за процессом. В нормальной мастерской все должно было выглядеть так.БЕЗЫМЯННАЯ МАСТЕРСКАЯСЕРВИС ПРИ ПИКеМЕГА-МОТОРСАВТОМИРРОСТОКИНО-АВТОКазалось бы, столь простую услугу должны предлагать на каждом углу, вплоть до АЗС, где не брезгуют платной подкачкой шин и продажей незамерзайки в розлив. Ан нет – первый столичный сервис, где взялись, наконец, отрегулировать фары, мы отыскали лишь на исходе дня. «Измученный нарзаном» слесарь, так и не сумев узнать, в каком положении должен находиться корректор, остановился на промежуточном, взяв с нас слово до техосмотра заветное колесико не вращать. В рабочее состояние покрытый толстым слоем пыли прибор он привел с помощью сухой тряпки, очень похожей на половую. Ею же спец протер фары, добавив нежным поликарбонатным колпакам пару-тройку царапин. Ввиду малоизученности процесса все операции он проделал на глазок, не забыв оценить результат в 500 рублей.ФОРМАНаученные горьким опытом, мы направили колеса туда, где услуга наверняка востребована, – в автосервисы близ пунктов инструментального контроля. Увы, местный персонал интересовало лишь, кто «завернул» наш автомобиль – Иван Иванович или Семен Семенович. Узнав, что наша заявка носит предварительный характер (то есть мы вознамерились представить на ПИК уже исправный автомобиль), мастеровые дружно отказывались от работы, мотивируя это отсутствием прибора. И лишь в одной из мастерских согласились пойти навстречу. Причем фары регулировал лично директор заведения! Визиром он не воспользовался, угол наклона фар на приборе не выставил, но зато пообещал, что проблем при техосмотре не будет. Обошелся местный «знак качества» всего в 300 рублей.Как заведено, всякий Дилеры понимают чаяния визит к дилеру начипростых автовладельцев, как никто другой: для мел- нается с мойки. У этого ких работ многие учредили собственной не оказалось – пришлось ехать экспресс-сервисы. Когда в соседний переулок приспичило, заскочил на общественную. А ведь на огонек – и через авто было относительно полчаса уехал довольный. чистым – для фар вполне Вот только регулировка хватило бы ведра с водой, фар в заветный перечень щетки и замши. Вскоре почему-то не попала. выяснилось, что, кроме Записывайся обычным мойки, тут отсутствуют порядком и жди деньдругой. Но на этой станции и запчасти – страждунам повезло – то ли работы щие вынуждены бегать по окрестным магане было, то ли технологическое окно образовалось. зинам. Окажись у нас перегоревшая лампа, И хотя мастер не посадил пришлось бы составить водителя за руль, а давим компанию. Повезло, ление в шинах проверить не удосужился, впечатление обошлось без внепланового шопинга. Слесарь в целом оставил положиработал точь-в-точь как тельное. Обхождение – его предыдущий коллега великая вещь! Правда, (почти, но не совсем), оценили его недешево – но взяли здесь меньше – в 800 целковых. 500 рублей.В этот дилерский центр пробились лишь по предварительной записи. Но чем вызвана популярность очага технической культуры у местного населения, понять не смогли. Обычная грязноватая ремзона, задумчивые слесари возле курилки… Не нашли мы и пост для регулировки фар – прибор попросту возят от машины к машине. Впрочем, выложенный плиткой пол мог вполне соответствовать нужным требованиям в любой точке поверхности. А вот технология измерений правилам точно не соответствовала: мастер и здесь обошелся без водителя за рулем и проверки давления в шинах. Уехать оказалось столь же непросто, как и попасть сюда: из-за сбоя в радиосвязи между въездными и выездными воротами (расположены в 50 м друг от друга) мы потеряли добрых 15 минут. Цена удовольствия – 380 рублей.Специально выделенный участок Наличие полнокомплектного оборудованияСОДЕРЖАНИЕПроверка давления в шинах Проверка корректора Использование визира Введение поправки на понижение луча (%) Заказ услуги без предварительной записи Время, проведенное в сервисе ( , если до получаса) ИТОГО (max=8)44655За рулем 07/2011 117 | РЕЙД РЕГУЛИРУЕМ ФАРЫФОРД ЦЕНТР КУНЦЕВО Ю.С.ИМПЕКС ТОЙОТА ЦЕНТР КОЛОМЕНСКОЕСПРОСИМ ЧИТАТЕЛЕЙПо вашему мнению, регулировка фар необходимо проверять: 14% это излишнеДилер есть дилер – даже простейшую услугу здесь оказывают по-взрослому: с подписанием уймы бумаг, поездкой на расположенную по соседству мойку и обстоятельной приемкой (почему-то без предписанной производителем проверки внешней светотехники). Столь же строго расписаны обязанности: к столу мастера (он находится практически в цеху) автомобиль подгоняет владелец, границу ремзоны пересекает приемщик, а уж на месте за дело берется слесарь. Слесарей, похоже, выпекают в одном инкубаторе – замеры он провел в той же последовательности и с теми же ошибками, что и коллегипредшественники. А услуги здесь оценили в 520 рублей.ФОРМАПодход к делу здесь оказался наиболее прагматичным: чтобы не тратить время стационарного поста на пустяки, прибор выкатили прямо в зону приемки. Слесарь попался старательный – не поленился предварительно разгрузить багажник от довольно массивного скарба, а также проверить и отрегулировать противотуманные фары. Если бы не пресловутые шины вкупе с водителем, процедуру можно бы назвать образцовой. Да и затраты времени минимальны – всего 20 минут. Не знаем, почем здесь нормочас, но краткий визит оценили в те же 520 рублей.Если кто и умеет угодить привередливому клиенту, так это дилеры японской фирмы. Заботой окружают любого, по какому бы поводу он ни обратился. В нашем случае основные усилия персонал сосредоточил на приведении авто в божеский вид – перед посещением ремзоны его тщательно вымыли, а после окончания работ не менее старательно пропылесосили. На качестве основной работы это, к сожалению, не сказалось – обошлись без водителя и шинного манометра. На все ушло целых полтора (!) часа. Хорошо хоть, денег взяли относительно немного – 420 рублей.30% после замены лампы 56% при каждом ТОВЫБИРАЕМ МАСТЕРСКУЮРазмеченной стенки в современных сервисах уже не найти – подобный стенд занимает слишком много места. Оптический прибор куда компактнее: благодаря линзе, проецирующей изображение на миниатюрный экран, измерения можно проводить с 20 см! Однако и здесь к оборудованию предъявляют определенные требования. – Площадка для замеров должна быть идеально ровной (максимальный уклон не более 1%). На практике это означает, что для процедуры отведено специальное место. – Прибор должен быть полностью комплектным – без дистанционных стержней или визира ничего путного из затеи не выйдет. – При замерах левое кресло должно быть занято, так как без водителя автомобиль обычно не ездит. Обо всех остальных вариантах загрузки позаботится корректор.Специально выделенный участок Наличие полнокомплектного оборудованияСОДЕРЖАНИЕПроверка давления в шинах Проверка корректора Использование визира Введение поправки на понижение луча (%) Заказ услуги без предварительной записи Время, проведенное в сервисе ( , если до получаса) ИТОГО (max=8)566– Первым делом надо откорректировать давление в шинах, ведь от этого зависит положение фар относительно дороги. – Вымыть фары и установить корректор в положение «ноль», предварительно убедившись в его работоспособности. Настраивать неисправную систему не имеет смысла. – Выставить оптическую ось прибора параллельно продольной оси машины. Сделать это можно с помощью дистанционных стержней, упирающихся, допустим, в центры фар, либо посредством визира (когдагоризонтальная линия, нанесенная на закрепленное к стойке прибора зеркало, равномерно касается парных элементов кузова). – Проверить горизонтальность прибора по встроенному уровню. – Совместить оси фары и прибора по высоте. Сделать это можно на глаз – допуск составляет плюс-минус 3 см. – Ввести поправку на понижение луча. Величину берут из справочника или с наклейки на кузове (например, 1,3%). Результаты практических экспериментов – в таблице.118 За рулем 07/2011