162
163
ТЕХНИКА | МУЗЕЙ РЕТРОАВТОМОБИЛЕЙВСЕМ МИРОМВ большой степени это собрание сформировано из частных автомобилей. В этом его сила, но одновременно и слабость, считает Сергей Канунников. Фото Константина Якубова.Неказистый тягач ГАЗ‑51 П, страшноватый автобус‑клуб «Уралец‑66» и еще несколько грузовиков «времен очаковских» встречают посетителей у входа в столичный музей на Рогожском Валу. С точки зрения яркости, пафос‑ ности, наконец, ценности, выраженной во «всеоб‑ щем эквиваленте», – далеко не самые подходящие экспонаты. Но в том, что знакомство с музеем начинается именно с них, есть вполне определен‑ ный смысл, отражающий характер экспозиции. Она пестра и разношерстна, поскольку многие экспо‑ наты выставлены частными владельцами, но при этом проникнута уважением к каждой машине. В бывшем автобусном парке показаны авто самых разных стран и эпох. Вот спасенная благо‑ даря энтузиастам ретродвижения практически полная коллекция бывшего музея АО «Москвич». В ней – редчайший КИМ‑10, с которого нача‑ лась самостоятельная история завода (сегодня известны не более десяти сохранившихся экзем‑ пляров), юбилейные миллионные «москвичи», интереснейшие прототипы. Линейку советских представительских машин открывает довоенный ЗИС‑101 А. Таких осталось совсем немного. Есть небольшая, но со вкусом оформленная экспозиция военных автомобилей. Уникальны старательно реконструированные спортивные авто 1960–1970 годов, в том числе «Москвич‑407 Купе» – герой ипподромных гонок полувековой давности. Не забыты интересные, неординарные ино‑ марки. Скажем, представители почти забытой американской марки «Хадсон» (некогда писали «Гудзон») – «Супер Сикс» 1923 года и «Терра‑ плейн» 1937‑го, предвоенный «Линкольн‑Зефир» и скандальный «Эдсел» 1959 года. Новообразо‑ ванную марку, на которую «Форд» возлагал осо‑ бые надежды, в числе прочих напастей загубили поборницы эмансипации, посчитавшие дизайн передней части неприличным. Оценить игру вооб‑ ражения дам можете лично в музее. Конечно, здесь присутствуют «мерседесы» самых разных лет, начиная с моделей 1930‑х и до совсем свежего лимузина, переданного в музей Гаражом особого назначения (ГОН). По‑своему интересны самодельные автомо‑ били. На Рогожском валу представлена уникальная подборка образцов подобного автотворчества. Конечно, далеко не все экспонаты пребывают в идеальном, тем более – в оригинальном состоя‑ нии. Музей дает машинам лишь временный приют, ну а доводить их до ума – дело хозяев. Знатоки без труда найдут массу несоответствий, неродных деталей, изъянов. Но все же хорошо, что есть воз‑ можность увидеть хотя бы такие. Ведь это уже немало – по крайней мере, для начала…Нереставрированный, но отлично сохранившийся «Москвич‑401» 1955 года выпуска – главный герой экспозиции, воссоздающей быт советских автотуристов. Гоночный «Москвич‑Г5» 1969 года – призер чем‑ пионатов СССР. Двигатель – экспериментальная версия 412‑го мотора с двумя распредвалами – развивал 112 л.с., автомобиль – до 200 км/ч. Автомобиль‑макет «Селена», создан‑ ный итальянским ателье «Гиа», после выставки в Москве в 1962 году подарили НАМИ. Заднемоторный концепт с тремя рядами сидений и сдвигаемыми налево или направо органами управления чудом сохранился! Газовскую линей‑ ку открывает первый в СССР массовый легко‑ вой автомобиль ГАЗ‑А.162 За рулем 07/2011 В разделе, посвященном автоспорту, на почетном месте тщательно изготовлен‑ ная копия «Москвича‑407 Купе». Таких в 1962‑м сделали всего два. Рядом гоночные «москвичи» моделей 412, 2140, а также ВАЗ‑21011, некогда участ‑ вовавших в любительских соревнованиях. Из ворот старенького, заваленного железками гаража выезжает видавший виды ЗАЗ‑965А… Этот странный «Минисол», подзаряжаю‑ щийся солнечной энергией, группа зелено‑ градских инженеров построила в 1991 году.Москва, Рогожский Вал, д. 9/2. Ежедневно с 10.00 до 21.00, воскресенье – с 10.00 до 20.00, понедельник – выходной. Билеты – 100 руб., детский – 50 руб.Амфибия‑самоделка оснащена мотоци‑ клетным двигателем, винтом и механическим приводом для подъема колес на плаву. Чего только наши Кулибины не придумывали!«Музей ретроавтомобилей»Ранние «жигули» тоже уходят в историю. Здесь мы видим редкий ВАЗ‑21026 с правым рулем.ЗАЗ‑968М, расписанный питерскими митьками, – тоже своеобразный документ недавней эпохи. Рядом выставлен точно такой же «Запорожец», но в ориги‑ нальном виде.За рулем 07/2011 163