156
157
МОДИФИКАЦИИ НА АЛЬТЕРНАТИВНОМ ТОПЛИВЕ ТЕХНИКА | СЛОВАРЬЗЕЛЕНЫЕ БУКВЫАвтомобильные компании постоянно пытаются сделать выхлоп чище и придумывают для этого самые изощренные конструкции и системы. А с ними и мудреные названия, собранные Кириллом Милешкиным.дним из наиболее распространенных альтернативных видов топлива был и остается газ. Первые подобные модификации у БМВ, работающие на бензине и на метане, – модели «316 Компакт» и «518 Туринг» – получили приставку g. ФИАТ выпускает линейку аналогичных моделей под именем Natural Power, а «Фольксваген» использует термин EcoFuel. «ОпелюЗафира» с аббревиатурой CNG (Compressed Natural Gas – сжатый природный газ), работающему на метане, бензин нужен лишь для подстраховки: запас жидкого топлива всего 14 л. А «Хонда» с 1998 года продает в США «Сивик GX», работающийОисключительно на метане. Фирма утверждает: это «самый чистый в мире автомобиль с двигателем внутреннего сгорания». У «Шевроле» модели, потребляющие сжатый газ, обозначаются CNG, сжиженный – LPG. Оба типа топлива по вкусу и «Вольво» с шильдиком Bi-Fuel. «Рено» отдает предпочтение пропан-бутану, обозначая такие модели литерами LPG (Liquefied Petroleum Gas – сжиженный нефтяной газ). Бразилия, США и страны Скандинавии поддерживают распространение… «алкоголиков». Речь о двигателях, работающих на топливе Е85 (смесь из 85% этанола и 15% бензина).Flexifuel – так их именуют «Форд» и «Вольво» (у последнего шильдик с объемом двигателя на корме машины дополняется буквой F), BioFlex – «Ситроен», Total Flex – бразильское отделение «Фольксваген», BioPower – СААБ. Водород в автомобиле привычно впрыскивают в цилиндры ДВС либо применяют в топливных элементах, где при реакции с кислородом выделяется энергия для электродвигателей и водяной пар. Пересчитать сторонников первого подхода можно по пальцам одной руки. Например, БМВ начал подобные опыты еще в 1979 году и сегодня мелкими сериями выпускает уже не первое поколение «семерок» с надписью: Hydrogen 7. «Мазда RX-8» с приставкой Hydrogen RE – пока чисто экспериментальная разработка, к тому же водородом здесь «кормят» фирменный эксклюзив – роторно-поршневой двигатель. Топливные элементы считаются более перспективными, но массовое производство сдерживает неразвитая сеть заправок. Возможно, через несколько лет концепты «Рено» и «Форда» с лаконичной припиской FCV (Fuel Cell Vehicle – автомобили на топливных элементах) получат собственные имена. Уже более десятка лет «Хёндай» проводит эксперименты под грифом FCEV4(Fuel Cell Electric Vehicle) – сейчас как агрегатоноситель использует кроссовер ix35. С конца прошлого века ведет родословную модель FCX (Fuel Cell eXperimental) от «Хонды», которую даже предлагают в лизинг автомобилистам США и Японии. А «Мерседес-Бенц» после 20 лет работы отправил три электромобиля на топливных элементах F-Cell на базе B-класса в кругосветное путешествие. С водородными источниками питания экспериментировал даже АВТОВАЗ – выпустил концептуальные длиннобазную «Ниву» и ВАЗ-2111 с аббревиатурами АНТЭЛ (автомобиль на топливных элементах). Еще одно модное увлечение всех производителей – электромобили, питающиеся от розетки. «Ауди» в этом случае добавляет приставку e-tron (причем использует этот термин также для гибридов plug-in), грозясь вскоре наладить серийный выпуск. «Шкода» и «Фольксваген» в этом случае используют вариации на тему названий серийных эковерсий с ДВС, добавляя к ним букву Е. Так получились серии Green Е Line и blue-e-motion. Штутгарт отвечает конкурентам линейкой E-Cell. В ней и малыш А-класса, и трудяга «Вито», и суперкар SLS AMG с индивидуальными«Мерседес-Бенц В-класса F-CELL». Под ногами переднего пассажира хорошо видны блоки топливных ячеек. Ради безопасности все оборудование установлено в пределах базы. Вот что скрыто под кузовом двухтопливного БМВ 7-й серии, работающего на бензине и водороде: 1 – криогенный бак с водородом; 2 – заправочный клапан; 3 – топливопровод; 4 – канал к вентиляционному клапану на крыше; 5 – блок управления и теплообменник; 6 – двухтопливный двигатель внутреннего сгорания; 7 – впускной коллектор с газоподающей рампой; 8 – система контроля за давлением в баллоне; 9 – бензобак; 10 – регулятор давления.2315 8 9 6 710156 За рулем 07/2011 электромоторами для каждого колеса. БМВ под именем ActivE представил пока только «копейку»-купе, место двигателя и трансмиссии в которой занимают электромотор и блок литий-ионных аккумуляторов. Зато у баварцев уже готов целый «экологически чистый» бренд i для серийных гибридов и электромобилей. «Вольво» активнопродвигает Electric на базе компактного С30, а у «Рено» появилась линейка ZE (Zero Emission), состоящая из моделей «Кангу», «Флюэнс», концепта «Зое» и малыша «Твайзи», уже поступившего в продажу. Пионер массовой гибридизации «Лексус» довольствуется скромной литерой h в индексе моделей, которые оснащаютсиловой установкой Lexus Hybrid Drive. Материнская «Тойота» добавляет к названиям слово hybrid, а обозначение гибридного привода для всех машин концерна – Hybrid Synergy Drive (HSD). Кроме того, самый бывалый японский гибрид «Приус» недавно получил возможность подзаряжать батареи от розетки и добавку Plug-in(этот термин используют и другие компании для аналогичных систем). БМВ верен спортивному духу даже в гибридном варианте – «семерка» и Х6 украшены шильдиком ActiveHybrid. «Пежо» первым в мире примерил дизель в пару к электромотору – обозначение Hybrid4 указывает на полный привод, не традиционный для марки.В отличие от автомобилей на жидком и газовом топливе, электромобили можно «заправлять» по-разному: из общих колонок, домашней сети и даже бесконтактным способом.Электрическим модификациям обычно присваивают дополнительные обозначения – на фото версия blue-e-motion «ФольксвагенаГольф». А вновь разрабатываемые модели получают собственные имена, например «Рено-Твайзи» и «Ниссан-Лиф».1 2 345Узлы и агрегаты, приводящие в движение гибридную «семерку» БМВ: 1 – 465-сильный бензиновый двигатель с двумя турбонагнетателями; 2 – 15-киловаттный электромотор; 3 – восьмиступенчатый автомат; 4 – блок управления мощностью; 5 – высоковольтный кабель от батареи аккумуляторов.На правах рекламы