174
175
БЕЗОПАСНОСТЬ | SOS НА ТРАССЕБЕСПОМОЩЬ НА ДОРОГЕЛюбые нестандартные ситуации на дороге, будь то ДТП, поломка машины или плохое самочувствие водителя, требуют быстрого вмешательства оперативных служб. Помощь на дороге искал Сергей Смирнов.Сдетства мы помним заветные номера, которые стоит набрать – и на помощь тут же примчатся спасатели. 01, 02, 03, 04 – эти четыре номера служат нам, оказывается, еще с 30-х годов прошлого века. В большинстве стран телефон службы спасения единый. Например, в США – 911. Впрочем, этот номер мы тоже знаем – из сериалов. Он объединяет несколько служб – попавшим в беду нет нужды думать, кого именно вызывать, достаточно быстро набрать три цифры. Ведь сообразить, кого звать на помощь первым, порой сложно. И вот в 2008 году по примеру европейских стран в России было принято решение о создании Cистемы-112 – единой службы, объединяющей все оперативные подразделения. На это, говорят, выделены немалые деньги! Что же, проверим, можно ли рассчитывать на оперативную помощь в дороге, когда между населенными пунктами не один десяток километров.МЫ ОБЯЗАТЕЛЬНО ВАМ ОТВЕТИМТо, что помощь можно вызвать у нас по телефону 112, похоже, знают не все – несмотря на достаточно активную рекламу на дорогах. Первые плакаты с указанием единого номера вызоваэкстренных служб я увидел сразу после выезда из Москвы. Путь мой лежал на юг, по трассе М2 «Крым». Но многие водители, с которыми поговорил в дороге, если и слышали о подобном номере, то ни разу им не пользовались. На вопрос, как вызвать помощь, если, не дай бог, случится авария или со здоровьем проблемы, все отвечали схоже: позвоним, дескать, по 02 или 03, в крайнем случае помогут водители попутных машин. А если нужна срочная помощь, когда промедление смерти подобно? По легенде, у меня прихватило сердце и нужно узнать адрес ближайшей больницы – мол, туда сам в состоянии доехать. В 90 километрах от столицы, еще на территории Московской области, останавливаюсь на обочине и звоню в службу спасения. Телефон отреагировал быстро... и пообещал, что мне «обязательно ответят», только вот подождать придется – операторы все заняты. Примерно десять минут слушал я приятный женский голос, но никто из операторов так и не освободился. Зато мне предложили – если очень срочно! – набрать платный номер. Видимо, там операторов больше. Тот телефон сработал очень быстро, и мне рассказали, как проехать в ближайшую больницу. И недорого – как я выяснил,такой звонок может обойтись в разных регионах в 50–100 рублей. Здоровье, оно, как говорится, дороже.ФОРМЕННАЯ ПОМОЩЬВ Тульской области стал свидетелем жуткой аварии. Нет, саму аварию я не видел, а только лежавшую в кювете опрокинутую фуру. Кабина смята так, что смотреть страшно. Останавливаюсь, достаю аптечку и бегу к месту крушения. Рядом с машиной двое мужчин вытаскивают из кузова коробки. Подбегаю ближе, спрашиваю, нужна ли помощь. – Да, не помешала бы, – спокойно отвечает мужчина. – Вот груз нужно перетаскать. – Пострадавшие-то есть, может, вызвать врачей? – не унимаюсь я. – Да нет, все нормально, отделались легким испугом. Как оказалось, водитель уснул за рулем и улетел с дороги. Экипаж ДПС прибыл на место аварии буквально через пару минут! Инспекторы убедились, что здоровью водителя ничто не угрожает, зафиксировали факт аварии, помогли связаться с фирмой-перевозчиком. Причем никто даже не удивился, что первыми на место аварии приехали именно сотрудники ГАИ. На федеральных174 За рулем 08/2011 трассах за каждым экипажем ДПС закреплена определенная территория, которую он контролирует. Уже сложилась и система взаимодействия: если аварию увидит водитель-дальнобойщик, он тут же сообщает по рации гаишникам (радиостанции есть практически во всех фурах). Те стараются как можно быстрее оказаться на месте происшествия (даже если до этого тихо сидели в засаде и ловили лихачей), а затем по своим каналам в случае необходимости вызывают медиков или другие службы. Работает и водительское братство: многие машины останавливались, предлагали помощь. На окраине небольшой деревеньки увидел телефон-автомат. Остановился, проверил. Работает! Но соединиться по единому номеру службы спасения мне не удалось – в трубке даже гудков не услышал. Зато по 03 ответили моментально. От услуг скорой помощи я, понятное дело, отказался, зато выяснил, где ближайшая больница с дежурным врачом. Буду знать, что телефоныавтоматы не бутафорские: случись что, можно воспользоваться. Только в Курской области, как оказалось, телефон 112 с мобильного набирался везде по ходу трассы М2. Можно было это сделать, как выяснилось, и со стационарного аппарата. Прогресс победил! Возможно, но лишь в границаходной области на весь Центральный федеральный округ России. При въезде в областной центр на посту ГИБДД инспекторы рассказали мне немало историй, как они по звонку выезжали на помощь попавшим в беду. Рассказы эти подтверждали и простые водители. Почему именно сотрудники ГАИ, а не врачи, не героические эмчеэсовцы? Все просто: нелюбимые гаишники – единственные, кто работает «на земле», у кого есть машины и связь. И кое-какой опыт оказания первой помощи. У остальных служб помощи базы расположены часто вдалеке от трасс, не хватает машин, бензина... И, естественно, связи – между собой и с теми же сотрудниками ГИБДД. Вот им и приходится оказывать первую помощь со стандартным набором «спецсредств»: аптечка, носилки, огнетушитель. А как же государственные программы по созданию «центров быстрого реагирования на трассе»? Такие есть – несколько на всю огромную Россию. Но в тех областях, по которым я проехал, о них и не слышали.БОЛЬШЕ ДЕНЕГВ 2008 году на закупку техники только для областей Центральной России было выделено на три года свыше 7 млрд. рублей. На сайте Минздравсоцразвития я нашел информацию о стартепрограммы, а вот о результатах – ни слова. Нигде нет и сведений об итогах другой программы – по созданию экстренной связи. К нынешнему году она должна была бесперебойно заработать аж в 44 регионах страны! Вместо этого более-менее нормально действует лишь в трех областях... Сделаны ли в правительстве выводы? Безусловно. В результате начали новый проект «Система-112» с бюджетом уже 37,9 млрд. рублей на пять лет. Правда, половину суммы должны найти у себя сами регионы. Пока подробности очередной глобальной программы неизвестны, но в том, что деньги освоят полностью, даже не сомневаюсь. В результате, может быть, и появится единая служба спасения (с отставанием на два десятка лет от Европы), с единым телефонным номером 112, которая объединит полицию, скорую и пожарную помощь. Но, похоже, такая служба решит вопрос неотложной помощи лишь отчасти. Хорошо, если можно будет без проблем дозвониться до медиков-милиционеровпожарных и сообщить им о несчастье, – а дальше что? Когда и на чем прибудут они к месту ДТП, скажем, в 100 километрах от областного центра в Черноземье? Сколько придется ждать реальной помощи? Ждите ответа, пока все операторы заняты.Скорая помощь на трассе: найти сложно, ждать долго. Пока в правительстве разрабатывают очередную программу безопасности, пожарные работают в поле.Правительственная программа «112» – пока только на плакатах. Даже в благополучной Курской области два телефона спасения: 01 и 112. Богатство выбора или подстраховка?За рулем 08/2011 175