58
59
БОЛЬНОЙ ЗА РУЛЕМ АВТОМОБИЛИ | СПЕЦТЕСТЧеловек за рулем с температурой, кашлем, насморком – не преступник, но и не молодец. Максим Сачков проверил, насколько опасно водить автомобиль нездоровым. Фото Александра Батыру.ЧИХАТЬ Я ХОТЕЛ58За рулем 08/2011 Звучали самые различные предложения, как сделать меня больным. Варварские (например, сломать руку или ногу) отмели сразу, за что коллегам низкий поклон. Нашли гуманный и легко реализуемый вариант: пусть, мол, чихает. К тому же это наиболее частая защитная реакция организма не только при простуде, но и при аллергии. Да и здоровые люди чихают сплошь и рядом. Моя же задача – выяснить, насколько чих мешает управлять автомобилем. Ведь на некоторое время водитель волей-неволей отвлекается от дороги и даже теряет ориентацию (в пространстве). Чихаю я довольно банально, среднестатистически, что как раз подходит для эксперимента. Расписываю процесс по этапам: делаю страшную гримасу, слегка закидываю голову, выдаю звучное «апчхи» и немного подаюсь вперед, вслед за выдыхаемым воздухом, а затем возвращаюсь в исходное положение. На все про все у меня уходит в среднем 0,8 с. За это время автомобиль, двигающийся со скоростью 60 км/ч, успевает проехать чуть больше 13 м. Немало с точки зрения безопасности! Но так ли это страшно в реальных условиях? Выстраиваю конусами трассу со «змейкой», короткими прямыми и поворотом. Проезжаю несколько раз, фиксирую время по трем зачетным кругам (см. таблицу). Теперь привлекаю на помощь волшебные снадобья и подручные предметы, чтобывызывать чих… Не знаю, сколько прошло времени до его прихода, но уснувший фотограф чуть не пробил головой потолок, когда грянул первый залп. Апчхи! Салон автомобиля заметно потряхивает, я пытаюсь лавировать между конусами, отклоняясь от траектории при каждом громовом раскате. Правда, ни на прямой, ни в повороте эти неконтролируемые позывы серьезных проблем не доставляют; главное – быть готовым к следующему потрясению и принять превентивные меры: например, заранее задать автомобилю нужную траекторию и зафиксировать руки, чтобы случайно не дернуть рулем. Лишь на «змейке», где нужно быстро и четко перекладывать автомобиль, чихи мешают инстинктам. Неудивительно, что там я и потерял больше всего времени, а один конус и вовсе прочихал. Финиш! Фотограф протирает объектив, а я подвожу итоги. Чих, безусловно, отвлекает от управления, но не настолько, чтобы серьезно повлиять на безопасность. Кроме того, в запасе обычно есть пара секунд, чтобы снизить скорость и подготовиться. Дополнительно обезопасить себя можно, если прислушаться к нашим советам (см. рядом). Кроме того, чих – далеко не самое страшное проявление недовольства, на которое способен человеческий организм. Это вам любой физиолог подтвердит.КАК ПРАВИЛЬНО ЧИХАТЬ ЗА РУЛЕМD Чих нельзя предотвратить, поэтому не пытайтесь с ним бороться. Лучше зафиксируйте дорожную картинку, спрогнозируйте ситуацию и обязательно прикройте лицо рукой – стеклоочистители внутри салона не устанавливают даже на дорогих моделях. D При первых признаках чиха прижмитесь к спинке сиденья и упритесь руками в руль. Это оградит вас от неприятного контакта с элементами интерьера. D Не пытайтесь минимизировать отдачу от чиха резким нажатием на акселератор. Вырывающийся из вас воздушный поток за доли секунды набирает скорость 150 км/ч – такое ускорение не снилось даже пилотам Формулы-1. D Если расчихались, сбросьте скорость, а то и вовсе остановитесь на обочине. Получите не только лишнюю звездочку за безопасность, но и удовольствие от процесса. D Если громкость вашего чиха превышает 150 дБ, ездите всегда с открытым окном (а лучше закажите кабриолет), чтобы ударная волна не разрушила стекла и не вызвала ложного срабатывания подушек безопасности.ВРЕМЯ ПРОХОЖДЕНИЯ КРУГА, сС чистым носом С чиханием 1‑я 2‑я 3‑я попытка попытка попытка 32,5 31,7 32,1 33,4 32,6 33,3Попробуйте заставить человека чихнуть против воли его организма. На мне перепробовали кучу разных средств: щекотали нос травинкой, заставляли смотреть на свет и даже капали в нос настойку чудодейственной (так меня заверяли бывалые) травы, а точнее, листьев некоего каланхоэ, от которой «чихают долго и счастливо». Кто-то, вспомнив юность, предложил другой беспроигрышный вариант – нюхательный табак. По совету продавца купил самый ядреный, понюхал, подождал – не проняло. Что в конце концов сработало, такЧИХ ПО ЗАКАЗУСПРОСИМ ЧИТАТЕЛЕЙВы садитесь за руль, если нездоровы? и останется тайной – наверное, всё помаленьку. В любом случае спасибо всем, кто помогал вызывать чихи, – без вас этого теста не получилось бы.16% 18% да, только если нет температуры нет, отказываюсь при малейшей возможности 66%да, если положение безвыходноеЗа рулем 08/201159