БЕЗ ГРАНИЦ | НА СОЛНЕЧНЫХ БАТАРЕЯХМЕСТО ПОД СОЛНЦЕМДармовую солнечную энергию используют уже давно и почти везде: на земле, на воде, в воздухе и в космосе. Но она, оказывается, не такая уж и дармовая. Удачные и курьезные примеры по всему миру собирал Алексей Воробьев‑Обухов.Для начала выясним, так ли уж щедро разбрасывает по поверхности Земли свою энергию летнее солнышко. Оказывается, только в тропическом поясе на каждый квадратный метр приходится 350 Вт, а у нас практически везде удельная мощность всемеро меньше. Вдобавок после преобразования этой энергии в ток солнечными батареями, до сих пор малоэффективными и жутко дорогими, останется процентов двадцать. Предлагаем любознательным читателям задачку по арифметике: прикиньте, сколько квадратных метров нужно покрыть кремниевыми панелями, чтобы получить, скажем, киловатт мощности, способный двигать легонький такой одноместный автомобиль. А теперь стоит зайти в магазин, где панель мощностью 5 Вт предлагают за... 4400 рублей!И все-таки солнечные электростанции, электромобили, электросамолеты и прочее строят и государства, и крупные компании, и энтузиасты. Потому что, раз вложив средства, потом будете получать отдачу долгие годы, тратясь разве что на протирку панелей от пыли. Суточную цикличность солнечного света научились обходить путем накопления энергии в аккумуляторах и объединения станций в большие сети: В космосе негде взять энергию, кроме как у Солнца. К тому же с рас‑ ходами тут не особенно считаются. А потому и луноход, и МКС ловят не ослабленные атмосферой лучи своими кремниевыми панелями. Солнце движет вагон с восе‑ мью туристами по 60‑километро‑ вому маршруту железной дороги «Соларбан» в Буххорстере (Германия). Батарея на крыше солнцедрезины не слишком мощная: всего 360 Вт. Поэтому, чтобы преодолеть этот отрезок, приходится сначала долго накапливать энергию в двух аккуму‑ ляторах по 120 А·ч. Мощность дви‑ гателя ограничена значением 3 кВт. Говорят, вагончик мог бы разогнаться до 50 км/ч, но из соображений безо‑ пасности набирать больше 15 км/ч ему не разрешают. Маленькой крыши «смартов», которые участвуют в прокатной программе сar2go, набирающей обороты в ряде крупных немецких городов, хватает лишь на 100 Вт. Ими подзаряжается аккумулятор, питаются электронные телематические системы… и вентилятор, охлаждающий салон при парковке на солнцепеке.242 За рулем 08/2011 пока одна ночью отдыхает, другая дает ток. Достижения электроники сделали возможным и такое: если у вас крыша коттеджа покрыта фотоэлементами, работающими на общую электросеть, счетчик будет днем крутиться в обратную сторону, уменьшая итоговый счет. А теперь – от слов к делу, то есть к картинкам, наглядно представляющим лишь некоторые примеры современного использования солнечной энергии. «Хонда» запустила в Лос‑Анджелесе прототип солнечной водородозаправочной станции. При помощи солнечной энергии (батарея видна на заднем плане) вода раз‑ лагается на водород и кислород. Тока хватает и на работу компрессора, сжимающего газ до нескольких сотен атмосфер. В итоге водо‑ родная «Хонда‑FCX Clarity» в эксплуатации на 100% экологически девственна. Компания Aurora Vehicle Association строит солнцемоби‑ ли с 1987 года и участвует в многочисленных солнцепробегах. Нынешняя модель «Аврора‑101» при длине 4,1 м имеет всего одно место. Вся крыша площадью около 6 м² выдает 1250 Вт, приводя‑ щих в движение 160‑килограммовый (без водителя) трехколесный солнцеболид. Часть энергии накапливается в аккумуляторе для поездок ночью. Небольшие солнечные батареи питают аккумуляторы фона‑ риков, подсвечивающих разметку ночью (Англия), паркома‑ ты (Германия), светофоры (Япония на фото). В Кёльне появилась электрозаправка для пока малочисленных гибридов «Тойота‑Приус Plug‑in». Ее крыши в хорошую погоду хватает, чтобы выдать 2 кВт. Постояв под ней несколько часов, потом можно проехать около 20 км, не включая бензиновый мотор и вдохновляясь мыслью о неоценимом личном вкладе в защиту окружающей среды. В Дартмуте бегает солнечное… такси. Чтобы везти водителя и единственного пассажира, гигантскую солнечную батарею при‑ цепили сзади. Иначе – никак. Но все равно машина пользуется успехом среди местного студенчества.За рулем 08/2011 243