148
149
150
151
152
МЕНЯЕМ ЛАМПЫ В ФАРЕ РЕМОНТ и СЕРВИС | ТЕСТ-РЕМОНТВЫРВИ ГЛАЗПродолжаем сравнивать удобство обслуживания десяти популярных на нашем рынке автомобилей. На этот раз Игорь Козлов озаботился заменой ламп в фарах. Фото Александра Кульнева и Константина Якубова[email protected]Лампочки перегорают в самый неподходящий момент, а из инструмента, требуемого подчас для замены огарков, у большинства владельцев лишь скудный штатный набор. От баллонного ключа толку мало – им разве что по фаре ударишь в надежде продлить агонию перегоревшей спирали (хотя лучше стукнуть кулаком: меньше шансов расколоть колпак). Хорошо, если производитель укомплектовал машину отверткой с пассатижами, но такая щедрость нынче в диковинку. Поэтому возите с собой набор ключей – уж не сочтите совет банальным. Ведь оказаться «слепым» можно вдалеке от фирменного сервиса, и тогда, дабы не ехать на ощупь, создавая аварийные ситуации, менять лампочки придется самостоятельно. Из прочего инструмента полезны компактный фонарик, чтобы подсветить, а также зеркальце, чтобы подглядеть (зачастую в зоне работ тесно). Пригодится шило или тонкая шлицевая отвертка – с их помощью проще отжать фиксирующий усик на колодкелампы или фары. Изготовьте заранее нехитрое приспособление для извлечения патрона габаритки: стачиваем на наждаке два зуба обычной столовой вилки (лучше из нержавейки, она намного прочнее алюминиевой), а кончики двух оставшихся загибаем под углом 90°. Расстояние между ними должно составлять 8 мм. Этими захватами в случае чего легко подцепить патрон и вынуть его вместе с лампочкой. Также желательно иметь магнит на длинной гибкой ручке – вдруг придется вылавливать из недр подкапотного пространства оброненный крепеж. Вскрывать фару, не имея запасных ламп, бессмысленно, поэтому их нужно купить заранее. Типоразмер указан в руководстве по эксплуатации (например, для головного света это могут быть Н4, НВ3, Н11). Не забывайте о безопасности! Ковыряться с машиной на обочине оживленной магистрали неуместно. Имеет смысл дотянуть до ближайшей заправки, площадки для отдыха или, наконец, свернуть на второстепеннуюдорогу. И обязательно нужно выставить знак аварийной остановки. Остерегайтесь коварства перегоревших лампочек! Порой уставшая от времени колба лопается в руках, поэтому, уж поверьте опыту, безопаснее работать в защитных очках и х/б перчатках. Напомним, в нашем тесте участвуют десять машин: «ХёндайАкцент», «Форд-Фокус», «ТойотаКоролла», «Мицубиси-Лансер», «Рено-Логан», «Дэу-Нексия», «Шевроле-Лачетти», «Мазда-3» и две «Лады» – «Калина» и «Приора» (ЗР, 2011, № 2, 4, 6). Как и прежде, работу выполнял один человек – наш механик Евгений Михалкевич. В зачет взяли среднее время из трех попыток, потраченных на замену более ответственных с точки зрения безопасности ламп ближнего света и поворотника, причем именно в той фаре, доступ к которой хуже.ПРОЦЕСС ПРОЗРЕНИЯБыстрее всего Евгений управился с «Фокусом» – меньше чем148 За рулем 08/2011 за 3 минуты. И хотя мы не одобряем решения со снятием оптики, здесь все продумано до мелочей. Есть даже отвертка в штатном наборе для болта крепления фары. Той же отверткой поочередно отжимаем две защелки (лучше это делать не на морозе, когда пластик становится хрупким) и, расшевелив, вынимаем фару из «глазницы». Бывает сложно «отстегнуть» колодку – из-за набившейся под фиксирующий усик грязи не хватает усилия пальца. Поможем шлицевой отверткой с тонким жалом. Конечно, лампочки можно заменить и не отсоединяя разъема, то есть оставив фару на привязи, но нам это показалось менее удобным. Отдельное спасибо за внятную инструкцию по эксплуатации – все действия в ней пошагово расписаны. На втором месте «Лансер» с рекордным временем замены поворотника – 44 секунды. Причем не важно, в какой фаре менять: чтоУсловное обозначение:1 местоВремя заменысправа, что слева доступ одинаково хорош. Чтобы подобраться к ближнему свету менее доступной правой фары, снимаем расширительный бачок: просто сдергиваем его вверх и, не отсоединяя шлангов, кладем на двигатель. Далее снимаем колодку с лампы, а затем стягиваем резиновый колпак. Теперь доступ открыт, но в зоне работ все же тесновато. Поэтому призвали на помощь зеркальце. С ним довольно быстро удалось поменять основную лампу, а заодно и габаритку. И хотя последняя вне зачета, общее время оказалось меньше, чем у занявшей третье место «Мазды». У «трешки» тоже больше хлопот с правой фарой. Тем не менее спустя 34 секунды с момента открытия капота огарок ближнего света уже валялся в корзине, а еще через 42 секунды в фаре сияла новая лампа – очередной рекорд. При этом инструмент не понадобился! Жаль, подкачал поворотник: для доступа к нему надо вывернуть колеса влево (если фара правая) и, удалив сердцевины, вынуть три2 место«Форд-Фокус»Продуманная технология демонтажа фар.2 мин 56 с«Мицубиси-Лансер»правая фараНаилучший доступ к поворотнику. Тесновато в зоне ламп головного света.Тугой фиксатор разъема фары.3 мин 30 сЧтобы вынуть фару, потребовалось не более минуты. При установке очистите от грязи привалочные плоскости.Имейте в виду: лампа поворотника бесцокольная. Патрон приходится снимать двумя пальцами, рука не пролезает.Лампы расположены за резиновыми заглушками, защелки показаны стрелками. Перед установкой проверьте дренаж (кружок).Вот таким образом, обогнув горловину бачка омывателя и призвав на помощь зеркальце, меняем лампу ближнего света.На правах рекламы | ТЕСТ-РЕМОНТ МЕНЯЕМ ЛАМПЫ В ФАРЕДля извлечения габаритки, если нет приспособления в виде вилки, используйте пассатижи-«утконосы» с изогнутыми губками. Только не давите сильно, иначе расколете патрон. пистона крепления брызговика. Отогнув «лопух», с поворотом извлекаем патрон и, переложив его в другую руку (для этого придется обнять крыло), выводим под капот. Теперь длины проводки вполне достаточно, чтобы извлечь перегоревшую лампочку и поставить новую. Но даже летом на почти новой машине наш механик3 местоЕсли фару «Нексии» уже пришлось снять, доработайте нижнее наружное ушко, сточив на нем фаску круглым напильником. Теперь поставить фару на место будет гораздо проще. измазался по локоть – а чего ожидать в зимнюю слякоть? Советуем иметь в арсенале непромокаемые нарукавники до плеча. Отметим и вероятность оцарапаться о весьма задиристый пластик подкрылка. Четвертый результат у «Короллы». И здесь менее доступна правая фара: кроме нависающей над ней4 местоЧтобы скоба лучше держалась в петлях, отогните кончики в стороны (по направлению стрелок). Для левой фары имеет смысл переставить скобу в противоположные петли держателя («Лада-Приора»). пластиковой накладки (она накрывает весь передок подкапотного пространства), мешает расширительный бачок двигателя. Накладку снимаем, вынув шесть пистонов, а бачок – отвернув два болта под ключ «на 10». Теперь мешает горловина омывайки – заслоняет секцию ближнего света фары. В принципе, горловину5 место«Мазда-3»правая фара«Тойота-Королла»правая фара«Шевроле-Лачетти»седан, левая фараНаилучший доступ к ближнему свету. Пока поменяешь поворотник, извозишься в грязи.Внятная инструкция по эксплуатации. Надо снять накладку фары и расширительный бачок.По сравнению с «Лачетти»-хэтчбеком одни сплошные плюсы. Бестолковая инструкция.3 мин 47 с4 мин 47 с5 мин 38 сВынув поворотник левой рукой, передаем его в правую и выводим под капот. Здесь будет удобнее менять лампу.Секция ближнего света перекрыта горловиной бачка омывайки, что неудобно для визуального контроля.В одной из попыток решили фару не снимать, а подлезть к тыльной части со стороны снятого аккумулятора и БУ ДВС...Лампу ближнего света поменяли с рекордной быстротой. Вот что значит грамотная компоновка!Тем не менее вынули лампу, не трогая горловины. Не обожгите руку о стенки расширительного бачка!...поскольку после снятия фары порой приходится заново регулировать направление светового пучка.150 За рулем 08/2011 можно вынуть, но мы через зеркальце заглянули сбоку и извлекли перего­ ревшую лампу. Собрав все на место (вместе с поворотником) и оценив масштабы разборок, были приятно удивлены потраченным временем – всего 4 минуты 27 секунд. И ни одной новой ссадины на руках! С левой фарой «Лачетти» прово­ зились дольше. Поначалу из­за невнят­ ной инструкции взялись снимать аккумулятор и блок управления двига­ телем, поскольку в ней сказано лишь, как снять заглушки с фары, а как к ним подобраться – ни слова. Оказалось, проще вынуть фару целиком (долой три болта крепления), на что с уче­ том замены ламп потратили 5 минут 38 секунд. В общем приемлемый результат, но, будь подопытный авто­ мобиль не седаном, а хэтчбеком, про­ возились бы полчаса (ЗР, 2007, № 11). «Калина» оказалась лишь на шестом месте. Для лучшего доступа к правой фаре (под капотом шестнадца­ тиклапанник) пришлось снимать бачок омывайки, при этом передний болт6 местокрепления бачка показался бесконеч­ ным. Зачем ставить такой длинный? Для замены ламп в левой фаре «Акцента» снимаем аккумулятор: болт прижимной планки и гайки клемм здесь под ключ «на 10». Через 1 минуту 36 секунд батарея была на полу, а еще через 5 секунд в секции поворотника стояла новая лампа. На замену лампы ближнего света потратили еще 55 секунд, а вот с уста­ новкой аккумулятора провозились больше 3 минут – ужасно неудобно водружать его на зажатую со всех сторон площадку. В итоге седьмой результат. На восьмой позиции «Логан». Меняя лампу ближнего света в левой фаре, не стали снимать аккумулятор, о чем вскоре пожалели: доступ, мягко скажем, плохой. Из­за этого потратили больше 4 минут, обрели две свежие ссадины на руках, но главное – сильно засомневались в правильной фиксации прижимной скобы лампы. Даже зер­ кальце не помогло развеять сомнения. Лучше потратить больше времени,7 место«Лада-Калина»правая фара«Хёндай-Акцент»левая фараФиксация ламп понятна даже на ощупь. Слишком длиный передний болт бачка омывайки.Нужен только ключ «на 10». Много острых заусенцев под капотом (работайте в перчатках!).8 мин 15 с10 мин 31 сДля лучшего доступа сняли бачок омывайки. Главное – не перепутать потом полярность проводов насосов.После снятия аккумулятора лампу поворотника заменили за считаные секунды. Здесь лампа цокольная.При снятом бачке доступ к тыльной части фары просто отличный. Патрон поворотника белеет в правом нижнем углу.Сперва вставляем лампу в фару, фиксируем ее прижимной скобой, а затем ставим резиновый колпак и соединяем разъем.На правах рекламы | ТЕСТ-РЕМОНТ МЕНЯЕМ ЛАМПЫ В ФАРЕно снять батарею, для чего потребуются ключи «на 10» и «на 13», а также «Торкс-40». При снятом аккумуляторе совсем другое дело! С «Нексией», занявшей девятую строчку, поначалу все шло гладко: выкрутили болт и две гайки крепления блока управления двигателем, сняли «минусовую» клемму с аккумулятора (чтобы провод не мешал вынуть блок наверх) и спустя 2 минуты 30 секунд радовались успешной замене поворотника. Увы, через 38 секунд, когда меняли ближний свет, соскочила и провалилась в недра фары прижимная скоба лампы. Да так неудачно, что выудить эту проволочку магнитом, как ни старались, не смогли. Взялись снимать фару – и вот сюрприз: это не удастся, если не снять накладку бампера, а доступ к крепежу накладки той же фарой и перекрыт. Долго гадали: а как же собирают на конвейере? Не иначе сперва ставят фары, затем бампер в сборе с поперечным брусом-усилителем и только потом8 месторешетку радиатора. В итоге к двум шпилькам бруса не подобраться, поэтому их вовсе не крепят! Как такое решение повлияет на безопасность при лобовом ударе, можно только догадываться. Вот яркий пример того, как карандаш дизайнера перечеркивает конструкторскую логику. Фару мы все же сняли, не трогая бампер (втроем, максимально возможно отжав накладку вниз), вытряхнули из нее прижимную скобу и, чтобы впредь не соскочила, надежно обжали петлю крепления пассатижами. По такому же сценарию развивались события с «Приорой»: после снятия аккумулятора, верхней накладки фары и замены поворотника (на это ушло 5 минут 36 секунд) стали менять лампу ближнего света – и снова пружинная скоба слетает и проваливается в корпус фары! Все из-за небольшой недоработки: усики скобы надо бы развести в стороны, чтобы они не выпадали из петель. Кроме того, на обеих фарах скоба поворачивается в одну и ту же сторону (вправо).9 местоЕсли для правой это удобно, то для левой – нет: скоба перегораживает путь лампе. Поэтому, коли уж намучились и вынули «глаз» из «глазницы», переверните скобу в держателе, заведя усики с противоположной стороны (см. фото). Как и с «Нексией», учли потраченное на доработку время. В результате «Приора» с почти минутной разницей все же оказалась позади. После теста осталось неприятное впечатление: некоторые производители будто нарочно усложняют жизнь владельцам, чтобы те, не сумев заменить лампочки самостоятельно, лишний раз поклонились дилерам. А ведь такого рода работы должны быть по определению простыми, поскольку напрямую влияют на безопасность нашего с вами передвижения. Впереди тест с фонарями... Благодарим представительства компаний «Тойота», «Дэу», «Шевроле» и «Мазда», а также клуб www.priorovod.ru за предоставленные на тест автомобили.10 место«Рено-Логан»левая фара«Дэу-Нексия»левая фара«Лада-Приора»левая фараХороший доступ к правой фаре, внятная инструкция. Разные ключи для клемм и планки аккумулятора.Нет. Много заусенцев под капотом, неудачная скоба и крепление фары.Нет. Неудобная конструкция скобы лампы ближнего света, плохой доступ.10 мин 41 с11 мин 14 с12 мин 11 сК левому поворотнику, не сняв аккумулятор, не подлезть. Имеет смысл проверить лампу до установки, напрямую от батареи.Нижние шпильки крепления фары показаны стрелками. Чтобы вставить «глаз», как можно сильнее надавите на накладку бампера (вниз).Чтобы добраться до поворотника, сняли аккумулятор и накладку над фарой. Патрон здесь со скользящими контактами.Не снимая аккумулятор, подобраться к лампе ближнего света довольно сложно, но при определенной сноровке получится.Для доступа к правой фаре снимаем корпус воздушного фильтра и отводим в сторону гофр впуска.Фонарем подсвечивали, в зеркальце поглядывали, но так и не уследили за скобой лампы. Соскочив, она упала внутрь фары.152 За рулем 08/2011