ИССЛЕДОВАНИЯ, ТЕХНИКА | НОВИНКИ, ИЗОБРЕТЕНИЯРАСШИРЯЯ ГОРИЗОНТЫУ электромобилей на сегодня есть две Ахиллесовы пяты: высокая цена и малый пробег без подза рядки. От второй активно пытается избавиться компания «Вольво». Ее разработчики представили целых три концепции так называемого Rangе Extender – устройства, позволяющего кардинально увеличить расстояние между подзарядками. Серд цем каждой из них является, как это ни банально, небольшой трехцилиндровый бензиновый дви гатель. Но схема его включения в трансмиссию «электромобиля» (приходится, увы, ставить кавычки) разная. В первом случае основой послужил мелко серийный «ВольвоС30 Электрик», под полом багажника которого установили ДВС мощно стью 60 л.с. вместе с 40литровым бензобаком. Он вращает вал генератора на 40 кВт, а тот дает ток тяговому 111сильному электромотору и акку муляторным батареям. Пробег вырастает со 110 до 1000 км, но понятно, что, если батарея все же опустеет, в распоряжении водителя останется не более тех 40 кВт мощности, что способен отдать генератор. Соответственно и динамика авто будет весьма скромной.1Такими видят на «Вольво» авто мобили ближай шего будущего. Им будет нужна не только розетка, но и заправочный пистолет. Впрочем, и то и другое потребуется реже, чем для обычного авто или чисто кровного электро мобиля.2Другой вариант (он изображен на рис. 1) пред полагает параллельную работу электромотора и ДВС. Причем последний наддут аж до 190 л.с., хотя по габаритам невелик и также спрятан под полом багажника. Однако он вращает не только генератор для подзарядки батарей, но и задние колеса, с которыми соединен через 6ступенчатый автомат. В итоге запас хода увеличивается с 75 до 1000 км, при этом суммарная мощь двух двига телей разгоняет машину до сотни менее чем за 6 с! Да и при полном разряде батарей авто остается достаточно резвым. Наконец, третья концепция (рис. 2). Здесь использована опять же параллельная схема, но все агрегаты расположены спереди под капотом. Авто мобиль получился переднеприводным. Коробку передач сделали двухступенчатой, поскольку ДВС включается лишь после набора 50 км/ч. Тогда он помогает вращать колеса. А на меньшей скоро сти – лишь заряжает опустевшую (если это слу чится) батарею. В рамках этой концепции запас хода увеличивается с 50 до 1000 км. Заметим, что, увеличив пробег, Rangе Extender увеличивает и стоимость авто. Выхо дит, первая Ахиллесова пята не только остается, но и делает машину еще более уязвимой с точки зрения рынка.КЛЮЧ С ПРАВОМ ПЕРЕДАЧИГолландская компания NXP Semiconductors объявила о создании нового типа «интеллектуальных» авто мобильных ключей KEyLink Lite. Используется технология ближней радиосвязи NFC, работающей на частоте 13,65 МГц и совместимой с мобильными телефонами, планшетными ПК и ноутбуками. Не вдаваясь в технические тонкости кодирования сигнала, посмотрим, что дает новый ключ владельцу практически. Итак, брелок становится беспровод ной флешкой, способной переносить информацию из автомобиля в одно из мобильных устройств и обратно. Например, можно дома спланировать на ноутбуке маршрут предстоящей поездки, записать его в ключ – и, как только вы сядете в машину, марш рут автоматически перенесется в навигатор. Можно, не выходя из дома или офиса, посмотреть, сколько, например, бензина в баке. Для этого достаточно поднести ключ к мобильнику – и он сам свяжется с автомобилем и запросит нужную информацию. Точно так же можно будет записать результатсамодиагностики в ключ и передать его на сервисный вебсайт или в техцентр для решения проблемы. В заключение процитируем вицепрезидента компанииразработчика Дрю Фримана: «Авто мобильные ключи уже больше никогда не будут такими, как прежде. Появятся совершенно новые автомобили с интегрированными средствами комму никации и разнообразными функциями комфорта, удобства и технического обслуживания, а доступ к ним будет возможен с помощью «умного» автомо бильного ключа».Новый брелок внешне не отлича ется от обычного. Но позволяет, например, отоб разить на экране мобильного теле фона местонахож дение автомобиля.178 За рулем 09/2011 Упругие опоры широко применяются в технике, в том числе автомобильной. На них, например, подвешивается двигатель, коробка передач и т. п. В каждом конкретном случае разработчики подбирают оптимальную упругость и жесткость, чтобы добиться максимального снижения передаваемых через опору вибраций. Но выбрать можно только один раз, а ведь частота колебаний может быть разной – в зависимости от режима работы агрегата. Ученым из Фраунгоферовского института прочности и надежности систем удалось создать универсальную опору, жесткость которой можно легко изменять в широких пределах удивительно простым способом: поворачивая верхнюю часть относительно нижней. Нижняя и верхняя пластины опоры опираются на пружинящее плоское кольцо через ролики, расположенные равномерно по окружности. Если повернуть пластины так, что верхние ролики окажутся напротив нижних, жесткость станет максимальной, пружинящих свойств практически не будет. А разворачивая ролики так, чтобы верхние попали между нижними, можно получить плавно изменяющуюся упругость. Причем управлять процессом можно как вручную, при установке агрегата, так и во время его работы, если осуществлять поворот с помощью простейшего сервопривода. Очевидно, что при изменении жесткости изменяется и частота резонанса опоры, а значит, и ее демпфирующие характеристики – бесступенчато и в очень широких пределах.Примерно так выглядит новая опора переменной жесткости.На правах рекламыУНИВЕРСАЛЬНАЯ ОПОРА ИССЛЕДОВАНИЯ, ТЕХНИКА | НОВИНКИ, ИЗОБРЕТЕНИЯИ ДОЖДЬ, И СНЕГ, И ЗНОЙВ Зиндельфингене введен «Мерседесом» в строй уникальный комплекс, позволяющий не сходя с места имитировать поездки на любой скорости и в любую погоду. В общей сложности диапазон создаваемых условий простирается от –40 до +60 °C при скорости «движения» до 265 км/ч. Обойтись одной установкой не получилось: работают две аэроклиматические трубы – «зимняя» и «летняя». Но это даже к лучшему: можно испытывать сразу два автомобиля. При этом имитируются ливень, туман, снежный буран, экваториальный солнечный зной, раскаленный асфальтОдна из новых установок в разрезе.под днищем. Автомобиль во время испытаний работает на беговых барабанах в самых разных режимах: от «затяжных пробок» до «скоростного автобана». Испытаниям подвергаются все системы: климат-контроль, дворники, омыватели стекла и фар, тормоза… И модная нынче фишка: если имитируется разгон или езда при нагруженном двигателе, беговые барабаны крутят генераторы, которые дают ток в сеть. Хотя это, конечно, мелочи по сравнению с потребляемой всей установкой мощностью: до 780 кВт! Львиная их доля уходит на создание встречного потока воздуха и охлаждение. Искусственное солнце из 32 инфракрасных ламп, создающее тепловую нагрузку до 1200 Вт/м2, берет сравнительно немного энергии.ВРЕДНЫЕ ЭКРАНЫСовременный автомобиль все больше напоминает компьютер на колесах. А ведь работа на компьютере поглощает так много внимания, что на собственно управление машиной его уже почти не остается. Количественно оценить вред для безопасности движения взялись специалисты Автомобильного клуба Европы (АСЕ) вместе с учеными Зальцбургского университета. Подопытными автомобилями стали «Ауди», «Мерседес-Бенц» и БМВ, оборудованные мультимедийными системами MMI, Comand и iDrive соответственно. Двенадцать тест-пилотов вели машины под наблюдением ученых, фиксировавших движения зрачков. И вот что получилось. Если водитель собрался на ходу порыться в телефонной книжке, то на это уходило в среднем 48 с, в течение которых взгляд перемещался с дороги на монитор и обратно около 25 раз. За это время автомобиль пройдет по автобану при разрешенных 130 км/ч путь 1,7 км,причем 900 м из них – без присмотра со стороны водителя! Не лучше обстояло дело и при попытке задать новую цель навигатору. В любом случае большую часть времени внимание водителя оказалось сосредоточено на манипуляциях с компьютером! Вывод? Конструкторам надо серьезно поработать над упрощением интерфейса своих автомобильных гаджетов.Испытуемые выполняли разные задания, связанные с мультимедийными системами, под присмотром ученых и на пустой дороге полигона. От греха подальше.180 За рулем 09/2011