350
351
352
353
| ГРАН-ПРИ350 За рулем 10/2011349-360_GP.indd 35009.09.2011 16:50:12 ДЕВЯТЬ ТЫСЯЧВ предыдущем номере мы проследили за процессом доводки ходовой части «Лады-Гранта». Дмитрий Федоров расскажет о совершенствовании пассивной безопасности бюджетной новинки АВТОВАЗа. Фото автора и Юрия Михайлина.Явсе время чувствовал какой-то подвох, пока беседовал с инженерами и руководством лаборатории пассивной безопасности АВТОВАЗа, пока наблюдал, как подготовленную на убой «Гранту» обклеивали датчиками, взвешивали, примеряли к установленному в конце разгонной полосы деформируемому барьеру. Мне все время говорили, что «Гранта» хороша тем, что у нее даже в базовой комплектации «Стандарт», где нет ничего, кроме самого автомобиля, имеется водительская подушка, что никто из конкурентов за эти деньги такую заботу о безопасности не проявляет. А я, будучи немного не в себе после срочных сборов и экстренного перелета в Тольятти, пытался свести в голове уже известные факты о машине. Что-то здесь не то… Стоп! Вот оно. Всего несколько месяцев назад Антон Чуйкин, вернувшись с АВТОВАЗа с первым материалом о «Гранте», говорил, что никакой подушки в базовойкомплектации не будет, что автомобиль за 220 тысяч рублей спокойно укладывается в действующие нормы и без подушки, – а тут передо мной реальная машина в самой простой версии, у которой, тем не менее, подушка есть! Где правда? Оказывается, за прошедшее время концепция немного поменялась: теперь водительский эйрбег будет на всех «грантах» без исключения, а не начиная с промежуточной «Нормы» за 256 тысяч. Цена вопроса уложилась в 9 тысяч рублей, и теперь базовая версия обойдется в 229 тысяч. Совсем скромная прибавка к цене и гигантский прорыв вперед. Даже с учетом того, что на «Стандарт» придется примерно 15% всех «грант», – эти 15% покупателей вычеркнуты из списка фаталистов, для которых цена важнее собственной безопасности. Теперь в их судьбу решил вмешаться сам АВТОВАЗ – и этим заслужил наше глубокое уважение.За рулем 10/2011 351349-360_GP.indd 35109.09.2011 16:50:32 | ГРАН-ПРИНынешнее испытание – одно из обязательных для сертификации автомобиля. Сегодня бьют базовую «Гранту» (с подушкой!) со скорости 56 км/ч о деформируемый барьер с 40‑процентным перекрытием. Удар по требованиям EuroNCAP происходит в схожих условиях, но при скорости на 8 км/ч выше. Поскольку «Гранта» предназначена лишь для внутрен‑ него рынка и ближайшего зарубежья, то выполнения норм европейской организации от нее никто и не тре‑ бует. Хотя показанный результат вполне на уровне: деформации салона не наблюдается, манекен водителя впечатался в подушку точно по цен‑ тру, смещение педалей минимальное, панель приборов осталась на месте, водительская дверь после приложения некоторого усилия (без использования инструмента) открылась. Здорово помогло при доводке безопасности «Гранты» то, что исполь‑ зуемая для нее платформа «Калины» досконально изучена и сама по себе уже весьма неплоха в этом плане. Мате‑ матическая модель деформации кузова имелась, ее только следовало оптими‑ зировать с учетом новых элементов кузова и салона, применения удержи‑ вающих устройств разработки и про‑ изводства японско‑германской фирмы Takata‑Petri. О последней отдельный разговор. Именно эта компания (точнее, ее евро‑ пейский филиал) помогла разрабо‑ тать рулевое колесо, подушки, ремни, управляющую ими электронику, обес‑ печив выполнение технических и эко‑ номических требований. Ведь даже самая дорогая версия «Люкса», где поставят и боковые подушки, вряд ли будет сильно дороже 350 тысяч рублей. Уровень цен и получаемого за него набора опций на сегодняшний день вне конкуренции. При этом Takata‑ Petri пришла в российский автопром всерьез и надолго: в апреле 2012 года в Ульяновске она запустит собственное производство компонентов для систем пассивной безопасности, которые помимо АВТОВАЗа будут приобретать ГАЗ, «Соллерс», «Рено», «Фольксва‑ ген», «Ниссан»… А «Гранта» тем временем тоже готовится выйти на международный уровень – хотя бы в плане безопасно‑ сти. Например, в проект уже заложены элементы защиты пешеходов. Правда, по большому счету они достались бюд‑ жетному седану от будущей модерни‑ зированной «Калины», рассчитанной и на внешние рынки. С ней у «Гранты» будут общими, к примеру, капот и кры‑ лья: здесь перенесены в более безопас‑ ное место петли капота, уменьшена352 За рулем 10/2011349-360_GP.indd 35209.09.2011 16:50:38 Удар о деформируемый барьер с 40‑про‑ центным перекрытием. Скорость – 56 км/ч.РЕЗУЛЬТАТЫ ИСПЫТАНИЙ «ЛАДЫ-ГРАНТА» НА СООТВЕТСТВИЕ ТРЕБОВАНИЯМ ПРАВИЛ ЕЭК ООН № 94-01Регламентируемый параметр Скорость автомобиля в момент столкновения, км/ч Подход автомобиля к барьеру (40% перекрытия ширины автомобиля со стороны водителя), мм Остаточное перемещение торца рулевого вала, мм: горизонтально (назад) вертикально (вверх) Открытие дверей в ходе испытания Блокировка дверей в ходе испытания Открытие дверей без помощи инструмента после испытания Усилие открывания замков ремней безопасности после испытания (водитель/пассажир), Н Возможность извлечения манекенов без смещения сидений Утечка топлива, г/мин Требования Правил 56 +1/–0 (680 ± 20) ≤ 100 ≤ 80 не допускается не допускается по одной для каждого ряда сидений не более 60 должна обеспечиваться не более 30 Получено 56,6 680 23 35 все двери закрыты блокировки не произошло все двери открылись без помощи инструмента 20/24 возможность обеспечена утечки топлива не произошло Соответствие требованиям да да да да да да да да даМашина успешно прошла испытания даже с одной подушкой и обычными инерцион‑ ными ремнями – такими будут 85% «грант». Ремни с преднатяжителями и второй эйр‑ бег – привилегия комплектации «Люкс». В дверях теперь совершенно новые бру‑ сья – сделанные из специального профиля, взамен трубчатых у «Калины». толщина накладки, прикрывающей механизмы дворников, изменена завальцовка кромок крыльев. И это будет на каждой «Гранте»! Я уважаю нынешний АВТОВАЗ и работающих там людей все больше и больше.КРИТЕРИИ ТРАВМИРОВАНИЯ МАНЕКЕНОВРегламентируемый параметр Критерий травмирования HIC Голова Результирующее ускорение за 3 мс, g Критерий травмирования растягивающим усилием, кН Шея Критерий травмирования сдвигающим усилием, кН Изгибающий момент, Н·м Критерий сжатия ТСС, мм Критерий повреждения мягких тканей, м/с Усилие сжатия, кН Требования Правил ≤ 1000 ≤ 80 ≤ 3,3 (в момент удара) ≤ 2,9 (через 35 мс после удара) ≤ 1,1 (с 60‑й мс) ≤ 3,1 (в момент удара) ≤ 1,5 (в интервале 25–35 мс) ≤ 1,1 (с 60‑й мс) ≤ 57 ≤ 50 ≤1 ≤ 9,07 (в момент удара) ≤7,58 (с 10‑й мс) ≤ 15 ≤8 ≤8 ≤ 1,3 ≤ 1,3 для «водителя» 561 60,2 Получено для «пассажира» 832 63,9 Соответствие требованиям да да да да да да да да да да даполученные значения не превышают полученные значения не превышают установленных пределов установленных пределов полученные значения не превышают полученные значения не превышают установленных пределов установленных пределов 20 33 0,235 31,4 42 0,158Грудь Бедроколенных Колено Смещение шарниров (слева/справа), мм Усилие сжатия TCFC, кН: верх (слева/справа) низ (слева/справа) Голень Индекс травмирования TI, кН: верх (слева/справа) низ (слева/справа)полученные значения не превышают полученные значения не превышают установленных пределов установленных пределов 2/2 0,99/0,89 1,3/1,2 0,37/0,39 0,21/0,20 1/2 1,25/2,01 1,56/2,25 0,19/0,26 0,11/0,24За рулем 10/2011 353349-360_GP.indd 35309.09.2011 16:50:40