34
35
36
37
38
39
40
41
42
43
44
45
46
48
50
52
«60 ЧАСОВ «ЗА РУЛЕМ» АВТОМОБИЛИ | СПЕЦТЕСТ34За рулем 10/2011034-(4X1_3V)-046.048.050.052.054.055(1_4)_60h2011.indd 3409.09.2011 16:27:33 ХОРОШО БЕЖИМ!Почти на неделю мир для бригады испытателей сузился до пространства внутри 14‑километрового скоростного кольца автополигона. Мы провели очередной, седьмой марафон. Отчет о нем подготовили Денис Арутюнян, Сергей Воскресенский и фотограф Георгий Садков.Смотрите видео www.zr.ru/a/350952 Смотрите на iPad: за кулисами марафонаЗа рулем 10/201135034-(4X1_3V)-046.048.050.052.054.055(1_4)_60h2011.indd 3509.09.2011 16:28:02 | СПЕЦТЕСТ «60 ЧАСОВ «ЗА РУЛЕМ»Понервничать пришлось еще до старта: как мы ни старались подготовиться к марафону заранее, на последние дни свалилась масса дел. «Форд-Фокус», лишь недавно запущенный в производство, получили всего за несколько дней до начала испытаний. Обкатывать его пришлось без перерыва в несколько смен, включая ночную. Ничего, вот сейчас выпустим машины на круг – и все пойдет по привычному графику: езда, смены, заправки. Но сюрпризы посыпались в первый же день как из рога изобилия.РЕГЛАМЕНТ «60 ЧАСОВ «ЗА РУЛЕМ»-2011ДЕНЬ ПЕРВЫЙ: С МЕСТА В КАРЬЕРСуета наконец утихла, последние приготовления закончены. Даже погода нам благоприятствует: над скоростным кольцом полигона зависло ласковое, нежаркое солнышко. Секундомеры наготове, машины стоят у стартовой черты – пора! Первым на трассу выпускаем «Лифан-Солано»: во время предварительных замеров он оказался самым шустрым. Следом, с полутораминутным интервалом, отправляем «Хёндай-Солярис», за ним – «ФордФокус». По нашим прикидкам, машины заедут на заправку не раньше чем через час-полтора. А пока замеряем время на круге. И обнаруживаем, что на холмистой дороге с перепадом высот около 52 м «Солано» не так уж и быстр: на круге «Солярис» отыгрывает у него по паре-тройке секунд, постепенно к ним приближается и «Фокус». Гром среди ясного неба грянул через 1 час 16 минут после старта: из машин по рации сообщили, что «Солярис» встал. Неужели всё? Неужели так быстро? Срочно отправленная на трассу техничка притаскивает «Хёндай» на тросе. Сидевший за рулем самый опытный наш испытатель Сергей Воскресенский озадаченно пожимает плечами: машина резко заглохла на ходу. Нет, рывков и подергиваний не было – словно некий клапан вдруг перекрыл подачу топлива. Может, кончился бензин? Но индикатор-то показывает почти треть бака! Да и симптомы не похожи. Выпускаем «тяжелую артиллерию» – специалистов нашего техцентра. Поиски грозят затянуться: на первый взгляд, все в порядке, а чтобы проверить бензонасос, нужно убрать с заднего сиденья три 70-килограммовых манекена – та еще работенка. А время-то бежит! Пока извлекали балласт, кто-то предложил снять клемму с аккумулятора: может, ошибка обнулится? Так и сделали. И – чудо! Нет, машина не завелась, но индикатор показал,Цели и задачи марафона прежние: испытания машин на надежность и вынос‑ ливость за фиксированное время – 60 часов. В тече‑ ние пяти дней примерно по 12 часов в сутки три автомобиля утюжат дороги полигона НИЦИАМТ ФГУП «НАМИ». Все машины балла‑ стированы водоналивными манекенами общей массой около 210 кг. Большую часть времени они идут на макси‑ мальной скорости по кольцу длиной 14,1 км. Около 10% времени (по 2 часа в течение трех дней) посвящено испы‑ таниям на 8‑километровой булыжной дороге. Оста‑ новки – для дозаправки, смены водителей и непред‑ виденного ремонта. Работа гаечными клю‑ чами не должна отнимать более 60 минут. Автомо‑ биль, не уложившийся в этот норматив, выбывает из соревнования. Запчастей минимум: ремни привода агрегатов, лампы, свечи, шины. Вне хронометража можно вечером и утром долить масло и охлажда‑ ющую жидкость, устранить мелкие дефекты, не влия‑ ющие на безопасность. Ежедневно фиксируется время в пути и на останов‑ ках, пройденное расстояние, средняя скорость, расход топлива. Оцениваем также поведение автомобилей на скоростном кольце и иных дорогах. Места по окончании марафона расставляем, исходя из совокупности всех измеряемых и оцениваемых параметров.3место (вне зачета) «Лифан-Солано» (Черкесск) 1,6 л, 106 л.с., 5-ступенчатая механика2место «Хёндай-Солярис» (Санкт-Петербург) 1,4 л, 107 л.с., 5-ступенчатая механика1место «Форд-Фокус» (Санкт-Петербург) 1,6 л, 125 л.с., 5-ступенчатая механика36За рулем 10/2011034-(4X1_3V)-046.048.050.052.054.055(1_4)_60h2011.indd 3609.09.2011 16:28:54 За рулем 10/201137034-(4X1_3V)-046.048.050.052.054.055(1_4)_60h2011.indd 3709.09.2011 16:29:21 | СПЕЦТЕСТ «60 ЧАСОВ «ЗА РУЛЕМ»что бак… абсолютно пустой. Залили пару литров из канистры, и «Хёндай» ожил. Корим себя: нет бы сразу долить бензина, а потом уже проверять электрику! Горе от ума… Но кто мог подумать, что датчик врет настолько? Теперь придется спешно устанавливать манекены обратно. На все про все ушло 56 минут – значит, в зачетный час на диагностику и ремонт вписались, можно ехать дальше. Экспериментальным путем установили: за смену удается проехать не более 210–215 км. Затем, не обращая внимания на показания индикатора, нужно уходить на заправку. Отправив «Солярис» наматывать круги, отдышались, успокоились. И тут новый сюрприз: проехав 979 км, «Лифан-Солано» заезжает на плановую заправку с легким дымком из-под капота и забрызганной мелкими капельками кормой. Водитель Саша Крапивин рассказывает: на последних кругах почти перестал работать гидроусилитель руля. Снова в бой вступают механики. На этот раз ненадолго: сразу обратили внимание на пустой бачок гидросистемы и нашли утечку – лопнувшую в месте сварки трубку высокого давления, соединяющую насос усилителя с рейкой. Консилиум постановил: ехать дальше нельзя, а запаять трубку в полевых условиях за час ну никак не удастся. Убираем машину в сторонку и ставим в известность представителей компании «Дервейс», что снимаем машину с марафона. Уже минут через пятнадцать позвонил руководитель технической службы завода с предложением сегодня же привезти новую трубку. Отказываться не стали – хотя согласно правилам «Солано» и выбыл из марафона, после ремонта мы снова выпустим его на трассу, уже вне зачета. «Фокус» до конца дня продолжал невозмутимо штамповать круги, а на безбожно врущий указатель топлива «Соляриса» водители привыкли не смотреть. Зато вечерний осмотр показал: за день «Хёндай» почти полностью сносил передние шины. Рановато! Ставим новые, причину износа пока выясняем. Внимание отвлек сотрудник «Дервейса», который привез новую трубку гидроусилителя. Меняли ее при свете фонарей. Первый день оказался не только очень длинным, но и богатым на события.  Каждый вечер мы с содроганием осма­ тривали колеса «Соляриса»: шины на нем  ходили не больше полутора дней.   Заглохший на трассе «Солярис» воз­ вращается «на галстуке». Скоро выяснится:  кончился бензин. А ведь индикатор обещал,  что топлива еще очень много!  Пытаясь найти неисправность топлив­ ной системы «Соляриса», стали вытас­ кивать тяжеленные манекены, чтобы  добраться до бензонасоса…  …а добравшись, обнаружили, что он  в порядке. Именно в этот момент кого­то  осенило на минуту обесточить машину, чтобы  обнулить гипотетическую ошибку компьютера.ДНЕВНИК МАРАФОНААвтомобили LIFAN SOLANO HYUNDAI SOLARIS FORD FOCUS Пробег за день, км 979 1656 1951 Средняя скорость, км/ч 178,0 180,4 187,6 Расход топлива, л/100 км 16,2 19,6 18,038За рулем 10/2011034-(4X1_3V)-046.048.050.052.054.055(1_4)_60h2011.indd 3809.09.2011 16:29:54   Специалисты техцентра ЗР изучают  машину очень внимательно, от их зоркого  взгляда не ускользает ни одна мелочь.  Булыжное кольцо протяженностью 8 км  позволяет ехать относительно быстро,  но лишь на отдельных участках.  Наш пит-стоп, конечно, мало напоминает Формулу-1. Зато успеваем не только заправить  машину, но и сменить водителя.034-(4X1_3V)-046.048.050.052.054.055(1_4)_60h2011.indd 39На правах рекламыМЫ СЧИТАЕМ: ЗАМЕНУ АМОРТИЗАТОРОВ «ХЁНДАЙ-СОЛЯРИС» НУЖНО ПРОИЗВОДИТЬ ПО ЖЕЛАНИЮ КЛИЕНТА БЕСПЛАТНО!09.09.2011 16:30:09 | СПЕЦТЕСТ «60 ЧАСОВ «ЗА РУЛЕМ»ЧЕРТЫ ХАРАКТЕРАХорош! Куда-то в сторону отходят теснота рабочего места водителя и немного навязчивая молодежность отдельных решений. Забываешь и про подчеркнутую неторопливость мотора в моменты резких нажатий на акселератор. Зато плотно усаживаешься в обволакивающее сиденье, восхищаясь на редкость правильным положением. По достоинству оцениваешь выверенную весомость педалей, удобство и четкость руля, рычага коробки. Во всем этом «Фокус» явно дает фору остальным, убедительно демонстрируя, каким должен быть настоящий автомобиль. Не менее выразителен и одновременно ненавязчив он на ходу. На фоне оппонентов «Форд» можно сравнить с комнатой психологической разгрузки: усевшись поудобнее, почти забываешь, что надо крутить руль, контролировать заданную траекторию. Все происходит словно само собой, а ты лишь отмечаешь про себя плюсы: отличную управляемость, плотные, словно приклеивающие машину к дороге подвески, эффективные и удобные тормоза. Кажется даже, что, за исключением двигателя, «Фокус» весь состоит из достоинств.  В паузе между съемками Георгий  Садков занимается привычным делом –  левитацией.«ФОРД-ФОКУС»40За рулем 10/2011034-(4X1_3V)-046.048.050.052.054.055(1_4)_60h2011.indd 4009.09.2011 16:30:43 Эх, ему бы поставить правильные сиденья, рассчитанные не только на китайцев, менее массивный руль, поработать над эргономикой педального узла, щитка приборов и вентиляции.  Тогда можно было бы говорить об удобстве посадки да и всего интерьера в целом. Пока это  скорее неудобный в пользовании полуфабрикат, раздражающий эргономическими просчетами  и невыразительным стилем. Увы, вялый, словно задушенный мотор никак нельзя занести в актив «Лифану». Но он  заслужил похвалу за спокойное, надежное поведение на прямой и действительно хорошую  плавность хода. Жаль, даже в этих достоинствах есть огрехи: слишком уж вальяжная, с кренами и подвинчиванием в радиусах управляемость и раскачка кузова на волнообразных  неровностях. Вызывают нарекания и тормоза, которые, в отличие от подвесок, похоже, никто  не испытывал. Не потому ли попытка резкого замедления сначала провоцирует у автомобиля  приступ паники в виде рысканий и приседаний то на переднюю ось, то на заднюю и только  потом дает результат? Отсюда и солидный разброс при замерах торможений. Однако, несмотря на все претензии, в целом «Солано» демонстрирует неплохую подготовленность к дорожным условиям России. И чем хуже дорога, тем интереснее становятся  возможности автомобиля.«Солярис» на высокой скорости – типичный холерик. На невидимых глазу неровностях  сам по себе гуляет руль, то и дело отклоняясь от нулевого положения на несколько градусов. И если прямую автомобиль держит неплохо, то даже плавные виражи выбивают его  из равновесия: он вдруг начинает пританцовывать, выбирая слабину кинематических огрехов  передней подвески, а в основном задней. Добавим сюда довольно частые замыкания ограничителей хода – и получаем весьма дерганое, норовистое существо, которым все время  приходится управлять двумя руками, не расслабляясь ни на секунду. А ведь на нашу машину  по рекомендации производителя перед марафоном установили новые, более жесткие задние  амортизаторы! Жаль, ведь у «Соляриса» отличный потенциал: очень бодрый мотор, неплохо  подобранная трансмиссия. Вот и получается: скоростенка-то ого-го, но она, увы, зачастую  лишь подчеркивает недостатки управляемости. Собственно говоря, претензия к настройке шасси чуть ли не единственная. Нет, есть еще,  конечно, указатель уровня топлива, обманывающий напропалую. Но его сумасшедшая задумчивость актуальна, видимо, только в специфических условиях марафона, в обычной жизни  она не мешает. И все же это та самая внушительная ложка дегтя, которая не позволила «Солярису» реально побороться за победу.«ХЁНДАЙ-СОЛЯРИС»034-(4X1_3V)-046.048.050.052.054.055(1_4)_60h2011.indd 41На правах рекламы«ЛИФАН-СОЛАНО»09.09.2011 16:31:11 | СПЕЦТЕСТ «60 ЧАСОВ «ЗА РУЛЕМ»После перипетий первого дня вторник идет гладко, без эксцессов. Лишь в самом начале отличился «Солярис» – в нем снова кончился бензин. Причем индикатор показывал уже не треть, а почти половину бака! Хорошо еще, что «высох» он за пару сотен метров до бокса: сколько мог, катился сам, последний десяток метров толкали. Одометр в этот момент показывал 211 км. Пришлось снизить планку: решили за смену проезжать не больше 206 км. Меняться-то приходится часто – бак у «Соляриса» маленький, всего 43 л, а аппетит, несмотря на скромный по объему мотор, вполне взрослый, под 20 л на сотню. Зато скорость растет с каждым кругом: если в первый день он проходил 14 км за 4 минуты 28 секунд, то к середине второго отыграл сам у себя почти секунду. Изрядно прибавил и «Фокус». Поначалу он запомнился лишь монотонной стабильностью. Но сегодня в нем явно проснулся бойцовский характер – со стартовых 4 минут 30 секунд на круг «Форд» сбросил почти 4 секунды. При этом расход не такой зверский, как у «Соляриса», 55-литрового бака хватает в среднем на полтора часа езды. На фоне конкурентов «Солано» нынче выглядит бедным родственником: словно, вернувшись в строй, он растерял весь задор. Пока «Хёндай» и «Форд» ведут спор за самый быстрый круг, «Лифан» едет в своем прежнем темпе. Да и от заправки до заправки он ходит без малого 2 часа – так и тянет назвать его тихоходом. Но это несправедливо: на некоторых спусках его скорость также превышает 200 км/ч. Зато расход у него самый низкий в троице. И бак немаленький – 58 л. Откатав без происшествий дневную программу, приступаем к вечерней – во вторник, среду и четверг предстоит заканчивать день двумя часами тряски на булыжнике. Памятуя прошлые годы, поначалу опасались за сохранность машин. Но после пары кругов водители осмелели – «Лифан» со 150-миллиметровым просветом (до загрузки балластом – 170 мм) местами разгонялся почти до 80 км/ч. Такого себе не позволяли даже некоторые кроссоверы, участвовавшие в марафоне два года назад. Однако и «Хёндай» с «Фордом» оказались быстрее, чем ожидалось: несмотря на малый клиренс (140 и 120 мм, до загрузки балластом 145 и 130 мм соответственно), они держали на булыжнике около 50–60 км/ч и закончили «забег» без поломок.ДЕНЬ ВТОРОЙ: ТОЛЬКО СПОКОЙСТВИЕ  «Нужен кардан». –  «Нет, не нужен,  так затянем!» –  «А я говорю, не под­ лезешь». Примерно  такой диалог меха­ ников сопровождал  процедуру затяжки  болтов приемной  трубы.  Здесь вытекла жидкость из гидро­ усилителя руля «Лифана». Маслянистые  капли на высокой скорости долетели даже  до крышки багажника.  Виновница схода «Солано» крупным  планом: лопнувшая в месте сварки трубка  высокого давления, соединяющая насос  с рулевой рейкой.   Спидометр «Солано» самый точный:  показаниям на его шкале можно  верить почти безоговорочно.42За рулем 10/2011034-(4X1_3V)-046.048.050.052.054.055(1_4)_60h2011.indd 4209.09.2011 16:31:55   От тряски на булыжнике у «Лифана»  приемная труба почти полностью открутилась от коллектора. У «Солано» отвалился небольшой теплозащитный  экран, прикрывавший колено выпускного тракта, –  тонкий металл лопнул в местах крепления.Сунь ЦЗЭЦЗЮНЬ,глава представительства «Лифан» в России Благодарим команду высокопрофессиональных пилотов журнала «За рулем» за возможность участвовать в тесте «60 часов «За рулем». Данное испытание – шанс проверить автомобиль в условиях, приближенных к экстремальным. «Лифан-Солано» на российском рынке всего полтора года, но успел завоевать доверие потребителей. Ни у одного из 11 000 проданных автомобилей не было обнаружено проблем, возникших во время теста, что позволяет надеяться на единичность описанных случаев. По окончании испытаний наше руководство вылетело в Черкесск на переговоры с представителями завода «Дервейс», где собирают автомобили «Лифан», с целью найти и исправить причины выявленных недостатков. Ходовые характеристики «Солано» конкурентоспособны: он оказался лучшим при прохождении испытаний на булыжнике и показал невысокий расход топлива. Именно этих качеств мы добивались, когда адаптировали автомобиль для России.  На булыжном кольце «Солано» неподражаем: несется как на крыльях, не замечая  ухабов, – иные кроссоверы позавидуют.034-(4X1_3V)-046.048.050.052.054.055(1_4)_60h2011.indd 43На правах рекламы09.09.2011 16:32:11 ́ | СПЕЦТЕСТ «60 ЧАСОВ «ЗА РУЛЕМ»Обязательный вечерний осмотр машин подтвердил: жесткое испытание они прошли достойно, ничего не отвалилось и не разболталось. На «Фокусе» заменили изношенные за два дня передние колеса. А вот «Солярис» вызвал недоумение: из-за несогласованной работы подвесок сточил все покрышки! Причем неравномерно, превратив их из круглых в многогранные. Решили пока оставить как есть, ведь износ еще не достиг критического порога.  В этом году нам помогали молодые стажеры, быть может, будущие  автомобильные журналисты – Михаил  Кулешов и Дмитрий Золотарев.ДНЕВНИК МАРАФОНААвтомобили LIFAN SOLANO HYUNDAI SOLARIS FORD FOCUS Пробег за день, км 2152 2096 2207 Средняя Расход скорость, топлива, км/ч л/100 км 165,5 16,4 162,5 19,6 171,1 17,3ДЕНЬ ТРЕТИЙ: СУЕТА ВОКРУГ БУЛЫЖНИКАУтро среды началось с проверки уровня масла. Долива потребовал лишь «Солано», причем серьезного – около 1 л. Затем машины вновь отправились на скоростное кольцо. И, проехав в первую смену 208 км за 1 час 11 минут, на базу тихонько, по инерции прикатился… заглохший «Солярис». Нельзя сказать, что это стало неожиданностью – каемся: очередной водитель погорячился. Отрадно, что после этого инцидента все вернулось в норму: автомобили спокойно утюжат кольцо, время от времени заезжая на базу: «Хёндай» каждый час, «Лифан» каждые два часа. Между ними незаметно заскакивает и «Форд». Зато расклад по скоростям изменился. Словно проснувшись, «Солано» к середине дня стал проезжать круги за 4 минуты 27 секунд – на 2 секунды быстрее, чем во вторник. Продолжает ускоряться и «Фокус»: его время уже приближается к 4 минутам 23 секундам. А вот «Солярис» поутих – отыграл у собственного вчерашнего результата около секунды. Впрочем, спокойствие оказалось недолгим. Около четырех часов дня «Хёндай» заскочил на очередную заправку… и остался для замены всех колес из-за жалоб «рулевого» Юрия Тимкина на угрожающие вибрации. Причиной тому стал неравномерный износ шин (местами уже до корда), признаки которого мы заметили еще накануне. Но главное веселье началось вечером. На пути «Фокуса» попался острый камень, и правое заднее колесо пришло в полную негодность: покрышку разнесло в клочья, колесо изуродовано. Более внимательный осмотр выявил, что погнулся и диск переднего правогоСтатистика – увлекательная наука.  Проанализировав результаты марафона, мы  получили несколько любопытных цифр. Вот  некоторые из них. ́́Стоя около трассы с шумомером, установили: тише всех проезжал мимо «Солано» –  прибор показал 90,9 дБА . Немного громче  оказался «Солярис»: 91,8 дБА . Ну а раньше  всех о своем приближении оповещал  «Фокус» – его внешний шум достиг  94,0 дБА . Для сравнения: примерная громкость будильника 80 дБА, а если провести  замер в 25 м от взлетающего самолета,  можно увидеть на шумомере 140 дБА. ́́28 244 км проехали в общей сложности три автомобиля за пять дней  марафона (окружность Земли по экватору –  40 076 км). ́́За это время они израсходовали 4926 л  топлива «ЛУКОЙЛ-Экто». ́́Средний расход топлива «Солано»  за время марафона превысил паспортный для смешанного цикла на 104%,  «Фокуса» – на 188%, а «Соляриса» –  на 229%; ́́Самую высокую максимальную скорость  на трассе показал «Хёндай»: по показаниям  портативного GPS-приемника, на одном  из затяжных спусков он разогнался  до 213 км/ч; ненамного отстал «Форд»  с результатом 211 км/ч, а самым медленным оказался «Лифан» – разгонялся  до 206 км/ч. ́́28 раз заезжал для дозаправки и смены  водителя «Лифан-Солано», 37 раз –  «Форд-Фокус» и 46 раз – «ХёндайСолярис». ́́На трассе марафона машины стерли «под  ноль» 28 шин. ́́ А еще за время пребывания на полигоне  мы съели 2 арбуза и выпили 154 чашки  кофе.В ЦИФРОВОМ ВЫРАЖЕНИИ44За рулем 10/2011034-(4X1_3V)-046.048.050.052.054.055(1_4)_60h2011.indd 4409.09.2011 16:32:29 034-(4X1_3V)-046.048.050.052.054.055(1_4)_60h2011.indd 45На правах рекламы09.09.2011 16:32:47 | СПЕЦТЕСТ «60 ЧАСОВ «ЗА РУЛЕМ»  Удача улыбнулась фотографу: запечатлен  один из редких обгонов.  Результат неосторожной езды по булыжнику: шина в клочки, диск вдребезги. После  этого случая темп движения по плохой дороге решили снизить.  Самый шустрый из трех – «Солярис».  Однако не только едет быстрее других,  но и бензин высасывает почти с такой же  скоростью.  В этом году тестовые автомобили едут  почти с одинаковой скоростью – на спусках стрелки спидометров охотно переваливают за двести.46За рулем 10/2011034-(4X1_3V)-046.048.050.052.054.055(1_4)_60h2011.indd 4609.09.2011 16:33:06 | СПЕЦТЕСТ «60 ЧАСОВ «ЗА РУЛЕМ»колеса. После замены решили: отме‑ няем «гонки», ездим по булыжнику не быстрее 45–50 км/ч. Другую задачку подкинул «Лифан». Во‑первых, на нем также пришлось менять передние колеса. Однако не из‑за пробоя, а по причине износа. Во‑вторых, от тряски сначала начал моргать индикатор подушек безопас‑ ности. Затем отвалился небольшой теплозащитный экран, прикрывавший выпускной тракт. В довершение машина финишировала, оглашая окрестности сочным рыком, – от вибрации почти полностью вывернулись болты креп‑ ления выпускной трубы к коллектору. Затянули их за пару минут и облегченно вздохнули: хорошо, что не открутились до конца и не потерялись.РЕЗУЛЬТАТЫ ЗАМЕРОВ «ЗА РУЛЕМ» (перед первенством «60 часов «За рулем»-2011 и после него)ДНЕВНИК МАРАФОНАПробег за день, км LIFAN SOLANO 2153 HYUNDAI SOLARIS 2052 FORD FOCUS 2189 Автомобили Средняя Расход скорость, топлива, км/ч л/100 км 166,9 15,9 164,2 19,2 171,0 17,2ДЕНЬ ЧЕТВЕРТЫЙ: КАК ПО РЕЛЬСАМВ ритм втянулись уже и люди, и машины. Стал привычным ранний старт, перед выездом контролируем уровень масла. Сегодня долили 250 г в «Фокус» и пол‑литра в «Солано». За день время прохождения круга «Фокусом» и «Солано» почти не изме‑ нилось. А вот «Солярис» потихоньку разгоняется – однако у него снова нарас‑ тают вибрации, вызванные неравно‑ мерным износом шин. К концу дня стало ясно, что хорошо бы колеса поменять. Вот только запасных осталось совсем мало… Решили терпеть до последнего. Завершив без происшествий скоростную программу, снова отпра‑ вились на булыжник. На этот раз ехали неспешно, аккуратно. Но много‑ страдальному «Лифану» хватило и этого: после штурма очередной кочки отключился блок управления микро‑ климатом. При этом салонный венти‑ лятор самостоятельно переключился на максимальную скорость. Сколько ни нажимали на кнопки, ни крутили регуляторы – эффекта никакого. Побе‑ дить дефект удалось, лишь… заглушив и заново пустив двигатель.РЕЗУЛЬТАТЫ ПЕРВЕНСТВА «60 ЧАСОВ «ЗА РУЛЕМ»Модель Общее время Время в движении Остановки в том числе для устранения неисправностей Пройденное расстояние, км Средняя скорость, км/ч Расход топлива, л/100 км Расход масла, лLIFAN SOLANO55 ч 00 мин 53 ч 17 мин 1 ч 43 мин снят с марафона из-за неисправности 8879 168,4 15,9HYUNDAI SOLARIS60 ч 17 мин 56 ч 19 мин 3 ч 58 мин 0 ч 56 мин 9306 167,4 19,4FORD FOCUS60 ч 07 мин 57 ч 55 мин 2 ч 12 мин – 10059 174,6 17,0 0,25Неисправности1,5 – лопнула трубка ГУРа, неточно работает ослабло крепление указатель уровня приемной трубы топлива, очень сильный к выпускному износ шин, особенно коллектору, неисправен задних регулятор холостого хода–Итоговое место3 (вне зачета)21ДНЕВНИК МАРАФОНААвтомобили LIFAN SOLANO HYUNDAI SOLARIS FORD FOCUS Пробег за день, км 2098 2020 2144 Средняя Расход скорость, топлива, км/ч л/100 км 155,4 15,7 155,4 18,5 158,8 15,748За рулем 10/2011034-(4X1_3V)-046.048.050.052.054.055(1_4)_60h2011.indd 4809.09.2011 16:33:18 | СПЕЦТЕСТ «60 ЧАСОВ «ЗА РУЛЕМ»ДАННЫЕ ПРОИЗВОДИТЕЛЯМОДЕЛЬОБЩИЕ ДАННЫЕ Размеры, мм: длина/ширина/высота/база колея спереди/сзади Объем багажника, л Радиус поворота, м Снаряженная/полная 1150/1575 1110/1565 1276/1825 масса, кг Время разгона 0–100 км/ч, с 10,5 11,5 10,9 Макс. скорость, км/ч 170 190 196 Топливо/запас топлива, л A95/58 A95/43 A95/55 Расход топлива: городской/загородный/ –/–/7,8 7,6/4,9/5,9 8,0/4,7/5,9 смешанный цикл, л/100 км ДВИГАТЕЛЬ бензиновый бензиновый бензиновый Расположение спереди поперечно спереди поперечно спереди поперечно Конфигурация/ Р4/16 Р4/16 Р4/16 число клапанов з 1587 1396 1598 Рабочий объем, см Степень сжатия 9,5 н. д. н. д. Мощность, кВт/л.с. 78/106   78,7/107   92/125   при об/мин  6000  6300  6000 Крутящий момент, Н.м 137   135,4   159   при об/мин 3500  5000  4000 ТРАНСМИССИЯ Тип передне приводная передне приводная передне приводная Коробка передач М5 М5 М5 Передаточные числа: 3,18/1,90/1,25/  н.д. н.д. I/II/III/IV/V/з.х. 0,91/0,70/3,08 Главная передача 4,31 н.д. н.д. ХОДОВАЯ ЧАСТЬ типа «Мак- типа «Мак-Ферсон»/ типа «МакПодвеска: спереди/сзади Ферсон»/упругая  упругая поперечная  Ферсон»/многопоперечная балка балка рычажная реечное с гидро- реечное с гидро- реечное с электроРулевое управление усилителем усилителем усилителем дисковые вентили- дисковые вентилиТормоза: передние/задние дисковые вентилируемые/дисковые руемые/дисковые руемые/дисковые Размер шин 195/65R15 185/65R15 205/55R16 4550/1705/  1495/2605 1470/1460 386 5,1 4370/1700/  1470/2570 1495/1487 465 5,2 4360/1825/  1485/2650 1550/1540 277 н. д.LIFAN SOLANOHYUNDAI SOLARISFORD FOCUSПока заправщик заливает топливо, а свежий водитель готовится занять место за рулем, наш «доктор Айболит» успевает осмотреть мотор.Вид из салона на скорости около 200 км/ч.Дело за малым – проехать последние часы и километры. Машины словно подустали: время на круге стабильное. И все бы ничего, если бы не «Хёндай», который опять трясется все сильнее и сильнее. Около часа дня решаем поменять передние колеса. Зазываем машину в «бокс», ставим на передок свежие – последние! – шины. Но на следующем же круге становится ясно: основное биение давали задние колеса. Впрочем, ехать осталось всего пару часов – потерпим. В последний день захандрил и «Лифан». Еще утром он несколько раз глохнул, стоило выжать сцепление. А когда после очередного пит-стопа водитель завел мотор, обороты неожиданно подскочили до 3500. Поревев секунд двадцать, двигатель опомнился и заработал нормально. После финиша проверим регулятор холостого хода и датчики.ДЕНЬ ПЯТЫЙ: НА ЧЕСТНОМ СЛОВЕТак и доехали до клетчатого флага: «Фокус» – безоговорочным победителем, «Солярис» – с дрожью из-за убитого последнего комплекта колес. Добрался до финиша и «Солано» – вне зачета. Думать над расстановкой мест не пришлось: даже если бы «Лифан» не выбыл в первый день, все равно проиграл бы – уж очень много хлопот доставил. Проблему с оборотами удалось решить лишь по возвращении в Москву: после промывки регулятора холостого хода двигатель заработал нормально. В общем, над надежностью черкесского седана еще работать и работать. Отрадно, что представители компании внимательно выслушали наши замечания и тут же отправились на завод. Отреагировали на претензии к подвеске и управляемости «Соляриса» и в компании «Хёндай» – на эту тему мы беседовали с управляющимдиректором «Хёндай мотор СНГ» Денисом Петруниным, интервью с которым опубликовано в этом номере. «Форд», пусть и безоговорочный победитель, небезгрешен. Дорожный просвет загруженной машины в 120 мм – плохая адаптация к российским условиям. Комментарий компании по этому поводу: «Фокус» не имеет специальных настроек для России, но при разработке его тестировали на различных дорожных покрытиях, чтобы учесть все возможные условия для успешной эксплуатации». Вправду ли все условия учли?ДНЕВНИК МАРАФОНААвтомобили LIFAN SOLANO HYUNDAI SOLARIS FORD FOCUS Пробег за день, км 1497 1482 1568 Средняя Расход скорость, топлива, км/ч л/100 км 176,1 15,3 174,4 20,0 184,5 17,150За рулем 10/2011034-(4X1_3V)-046.048.050.052.054.055(1_4)_60h2011.indd 5009.09.2011 16:33:30 | СПЕЦТЕСТ «60 ЧАСОВ «ЗА РУЛЕМ»  Сергей Воскресенский еще  не знает, какой сюрприз готовит  ему «Солярис»: через час встанет  на трассе с пустым баком.   К старту готовится заведующий отделом испытаний  Сергей Канунников.  Сергей Клочков за рулем  «Солано» – впереди почти  двухчасовой заезд.   На старт выходит автор этих  строк Денис Арутюнян.  Для Юрия Тимкина закончилась очередная смена, время  передохнуть, отдышаться.   Между сменами Максим  Сачков успевает позировать  на фоне флага.  Это не пилот боевого вертолета. Это тест-пилот ЗР  Александр Крапивин!  Максим Гомянин радуется:  еще один тяжелый день позади.  Наш снабженец Денис Панов –    Стараясь побыстрее найти  поистине незаменимый и оттого  неисправность, механик Валерий  очень занятой человек. Но даже ему  Жаринов готов изгибаться под  выпадают редкие минуты отдыха. немыслимыми углами.  За время пит-стопа механик  Евгений Михалкевич успевает  все: заглянуть под капот, осмотреть колеса, отмыть стекла.  Нелегка доля руководителя  техцентра ЗР Геннадия Емелькина –  и баранку крутить, и следить за техническим состоянием «подопечных».Партнеры проекта: Goodyear (шины), ЛУКОЙЛ бензин), К & К (легкосплавные колеса).52За рулем 10/2011034-(4X1_3V)-046.048.050.052.054.055(1_4)_60h2011.indd 5209.09.2011 16:33:52