226
227
228
229
230
231
МЕНЯЕМ АКБ, ЛЬЕМ НЕЗАМЕРЗАЙКУ РЕМОНТ и СЕРВИС | ТЕСТ-РЕМОНТНЕ СПИ, ЗАМЕРЗНЕШЬЗаменить воду в бачке омывателя незамерзающей жидкостью, а также дряхлый аккумулятор новым следует до наступления холодов. Насколько это сложно, на примере десяти популярных автомобилей оценил Игорь Козлов. Фото Александра Кульнева и Константина Якубова.226 За рулем 10/2011226-231(3X1_3V)_Sneg.indd 22609.09.2011 14:11:17 Напомним, в тесте участвуют «Хёндай-Акцент», «ФордФокус II», «Тойота-Королла», «Мицубиси-Лансер», «РеноЛоган», «Дэу-Нексия», «ШевролеЛачетти», «Мазда-3» и две «лады» – «Калина» с «Приорой» (ЗР, 2011, № 2, 4, 6, 8). Как и прежде, работы провели в техцентре «За рулем» силами нашего механика Евгения Михалкевича – при одинаковых освещении, температуре и квалификации мастера. В каждом тесте по три попытки, в зачет взят средний результат.НЕ ЗАМЕРЗАЙ-КА!Летом многие автолюбители, не мудрствуя лукаво, заливают в бачки омывателей обычную воду. Разумеется, слить ее нужно до того, как ударят морозы. Иначе будете искать теплый бокс, чтобы растаял лед в бачке и трубках, – это если повезет. А если нет – замените их новыми, когда треснут. Проще всего заменить их на «Приоре» с «Калиной», поскольку установлены в доступном месте под капотом, к тому же сравнительно недороги. С другими не только раскошелитесь, но и намучаетесь: в лучшем случае придется снимать колесо и подкрылок, в худшем – еще и бампер. Конечно, многое зависит от динамики падения температуры – при незначительных колебаниях около нулевой отметки опасаться нечего, шуга бед не натворит. Но не стоит искушать судьбу.Если воды в бачке немного, можно просто залить незамерзайку. Но мы усложнили задачу: все бачки полны под завязку. Если выгонять воду штатным насосом через форсунки, не исключено, что насос сгорит, поскольку не рассчитан на продолжительный режим работы. Разумнее отсосать большую часть жидкости шлангом через горловину и только потом, если уж хочется удалить всю до капли, кратковременно включить насос и выгнать остатки. Наиболее полно осушили самотеком бачки «Приоры», «Калины», «Лансера» и «Акцента» – почти до дна, хотя и за разное время: объемы бачков сильно различаются. Но пока эти машины в лидерах. Пятое место у «Короллы» с остатком 1,2 л (кстати, у нее самый большой бачок – почти 5 л). Шестое – восьмое места поделили «Фокус», «Логан» и «Нексия»: слилось немногим более половины. В аутсайдерах «Лачетти» с «трешкой»: как мастер ни старался, больше стакана слить не удалось. Теперь при помощи штатного насоса выгоняем остатки. Удобнее всего на «Акценте»: даже если форсунки уже прихватило морозом, отсоединяем трубку от переходника, присоединяем к последнему отдельный шланг внутренним диаметром 5 мм и, погрузив другой конец в пустую канистру, включаем омыватель. А чтобы щетки не терли сухое стекло, снимем разъем с моторедуктора. На остальныхУДОБСТВО ЗАМЕНЫ ЖИДКОСТИ В БАЧКЕ ОМЫВАТЕЛЯВремя Время слива залива 2,5 л шланг воды через Место/модель через самотеком, горловину, мин.с мин.с 1. «ЛадаКалина» 2. «МицубисиЛансер» 3. «ХёндайАкцент» 4. «ТойотаКоролла» 5. «РеноЛоган» 6. «Мазда-3» 7. «ФордФокус» 8. «ЛадаПриора» 9. «ДэуНексия» 10. «ШевролеЛачетти» 02.55 10.36 05.11 05.24 02.27 03.01 03.38 02.45 02.08 03.03 00.24 01.01 00.45 00.49 01.07 01.33 01.34 00.24 00.55 01.01+ – + – + – + – + – + – + – + – + – + –Достоинства и недостатки Широкая горловина, хороший доступ к бачку и насосам. Нет соединительной муфты на шланге, нельзя включать стеклоочиститель при открытом капоте. Широкая горловина, удобный щуп. Из-за низкого расположения бачка жидкость идет самотеком очень вяло. Хороший доступ к разъему моторедуктора стеклоочистителя. Жидкость идет самотеком очень вяло (объем бачка на треть меньше, чем у «Лансера»). Очень удобный щуп, самый большой бачок. Горловина с изгибом, поэтому сложно сориентировать шланг для отсоса жидкости. Высокое расположение бачка, жидкость хорошо идет самотеком. При заливе мешает крышка бачка, ее посадка на горловину туговата. Удобно заливать: важно лишь точно прицелиться. Горловина со значительным изгибом, из-за чего сложно сориентировать шланг для отсоса жидкости. Существенных достоинств не отмечено. Из-за изгиба горловины жидкость норовит расплескаться. Удобный бачок. Неудачное расположение бачка. Хороший доступ к переходнику шланга (в районе левой форсунки). Неудачное расположение бачка, узкая горловина. Широкая горловина. Неудачное расположение бачка.226-231(3X1_3V)_Sneg.indd 227На правах рекламы09.09.2011 14:11:18 | ТЕСТ-РЕМОНТ МЕНЯЕМ АКБ, ЛЬЕМ НЕЗАМЕРЗАЙКУ  В зачетных попытках сливали на время  обычную воду. Сперва самотеком… машинах доступ к этому разъему менее удобен или вовсе затруднен, поэтому проще его не трогать, а, прикрыв капот, поднять щетки. В первую очередь это1 место  …а затем при помощи штатного насоса  выгоняли остатки, надев шланг на переходник. относится к «Калине» – при поднятом капоте включать стеклоочиститель категорически нельзя! Поводки упираются в кромку капота, и моторедуктор2–3 место  Заливали тоже обычную воду в объеме  2,5 л. Так исключили погрешность из-за различной вязкости жидкостей. заклинивает. Что произойдет быстрее – сгорит предохранитель или электродвигатель, а может, срежет пластиковую шестерню червячной передачи, – лучше2–3 место«Лада-Приора»4 мин 04 с ключи «на 10»  и «на 13»«Шевроле-Лачетти»4 мин 19 с ключ «на 10»«Мазда-3»4 мин 20 с ключ «на 10»Приемлемый доступ. Разнокалиберный инструмент.Удобный изолятор плюсовой клеммы. Тесновато в зоне работ.Продуманная вентиляция теплозащитного короба. При севшем аккумуляторе доступ в багажник – только через салон.  Чтобы не ободрать пальцы при установке батареи, работаем в перчатках.  Инструмент только один – ключ  «на 10». Удобнее работать головкой  с гибким удлинителем.  Ленты прижимной планки здесь  закреплены неподвижно, что оказалось  удобно.228 За рулем 10/2011226-231(3X1_3V)_Sneg.indd 22812.09.2011 11:32:28 не экспериментировать. Кстати, у «Калины», как и у «Форда», нет приемлемого доступа к переходникам трубок. Имеет смысл разрезать одну из них в доступном месте и вставить переходную муфту от бытового аквариума. Некоторые владельцы ставят топливный фильтр от карбюраторных машин, что тоже разумно. Дабы исключить погрешность из-за различной текучести незамерзаек, решили заливать обычную воду в объеме 2,5 л, это почти под горлышко самых маленьких бачков – «Калины» с «Приорой». С их заправкой управились быстрее всего, за 24 секунды. А также оценили удобство широченных горловин – хоть из ведра заливай. Не менее удобен «Лансер» с горловиной в виде воронки – он проиграл всего 2 секунды. Далее с приличным отрывом идут «Акцент», «Королла», «Лачетти» и «Нексия». Последнюю подвела узкая горловина, из которой жидкость так и норовит разбрызгаться под напором вытесняемого воздуха. У «Логана»пришлось придерживать крышку – она стремится встать поперек струи, что крайне раздражает. Последние места заняли «Форд» с «Маздой» с секундным отставанием друг от друга. Разумеется, после соревнования на время заполнили бачки незамерзайками. Они действительно сильно отличаются друг от друга вязкостью, определяемой их составом. По совокупности удобств места распределили согласно таблице. Не удивляйтесь, что «Приора», «Нексия» и «Лачетти» оказались на последних позициях: у этих машин горловина расположена слева, а доливать жидкость, стоя на проезжей части, по меньшей мере небезопасно. На фото расположение горловин помечено кружочками.ЕСЛИ Я ЗАМЕНЮ БАТАРЕЙКИКогда стартер вяло крутит даже при первых заморозках, аккумулятор вряд ли перезимует. Конечно, можно попробовать «потренировать» батарею. Например, разряженную АКБ емкостью 55 А.ч заряжаем малым током, чуть более 1 А, в течение 60–62 часов (если вскипела раньше,4–5 местоУсловные обозначения:Время замены  аккумулятора Инструмент4–5 место«Дэу-Нексия»4 мин 40 с ключи «на 10»  и «на 12»«Хёндай-Акцент»4 мин 44 с ключи «на 10»  и «на 12»Надежное крепление батареи. Немного мешает блок управления двигателем.Удобный изолятор плюсовой клеммы. Затруднен доступ к прижимной пластине.  Кроме верхней планки батарею прижимает к площадке за нижний буртик  такая вот пластина.  Чтобы болт не спадал при установке прижимной пластины, прилепите  к удлинителю магнит.226-231(3X1_3V)_Sneg.indd 229На правах рекламы12.09.2011 11:32:32 | ТЕСТ-РЕМОНТ МЕНЯЕМ АКБ, ЛЬЕМ НЕЗАМЕРЗАЙКУпрерываем процесс). А затем разряжаем током 2,75 А до тех пор, пока напряжение на клеммах не упадет до 10,2 В. С более или менее исправным аккумулятором это случится через 20 часов. Если хватило десяти, значит, осталась только половина емкости. Тогда повторим цикл разряда-заряда, а затем вновь разрядим батарею и зарядим током теперь уже 2,75 А. И так несколько раз. (Более подробно – в ЗР, 2011, № 3.) Это дает эффект, когда болезнь не запущена. Если же кристаллы сульфатов «проросли» в пластины противоположной полярности, продырявив сепараторы, тренировка зарядом-разрядом вряд ли поможет. Конечно, даже лишенный емкости аккумулятор, принесенный на ночь в теплый дом, при исправных системах питания и зажигания способен оживить мотор – на несколько проворотов коленвала его все же хватит. Можно и «прикурить», соблюдая требования безопасности (ЗР, 2010, № 9), но для этого придется каждый раз искать донора. Лучше уж сдать старую батарею в утиль и поставить новую. В данной части теста основной акцент сделали на потраченное6 местопри замене батареи время – крутить гайки на морозе не очень-то приятно! На поиски инструмента времени не тратили, подразумевая, что весь необходимый у нас под рукой. Расположение аккумуляторов отмечено на фото стрелками. Быстрее всего Евгений управился с «Приорой» – браво, соотечественница! Из неудобств отметили лишь разнокалиберный инструмент и обязательное наличие перчаток – не только для тепла, но и чтобы не ободрать руки о множество заусенцев под капотом. Особенно при установке. Имейте в виду: здесь и далее минусовую клемму снимаем первой, а ставим последней. Не наоборот! На втором и третьем местах «Шевроле» с «Маздой» с отрывом друг от друга в секунду – в пределах погрешности измерения. На «Лачетти» отметили плотную компоновку вокруг батареи, а на «трешке» – пластиковый короб со съемной крышкой, накрывающей аккумулятор. Из-за них и провозились дольше. После обнуления электрики «Мазда» забыла режим автомата стеклоподъемников. Каждое стекло нужно опустить, затем поднять7 местодо самого верха и удерживать клавишу в этом положении 3-4 секунды. Четвертая и пятая позиции у «Нексии» и «Акцента», идущих с разницей в 3 секунды. У первой пришлось снимать не только прижимную планку, но и нижний кронштейн с приваренной к нему шпилькой для той самой планки – он дополнительно крепит аккумулятор за нижний буртик. На «Хёндай» подобный крепеж за нижний буртик – единственный, но доступ к нему хуже. Особенно неудобно при установке – сложно попасть болтом в резьбу. Здесь была бы уместнее шпилька и гайка с несъемной шайбой. Но в любом случае, чтобы не обронить крепеж в узкую щель между батареей и фарой, прилепляем к удлинителю мощный магнит. На шестом месте «Лансер»: у него прямо над батареей расположен воздуховод двигателя. И вроде бы снимается просто, но поди-ка отверни сердцевинки двух пистонов «под крест», когда резьба слизана временем. Проще подцепить шильцем, а затем вынуть инструментом в виде двузубой вилки (годится и доработанная столовая), после чего извлечь-таки тела пистонов. Не сразу догадаешься, как действовать8 место«Мицубиси-Лансер»5 мин 22 с ключ «на 10»,  крестовая  отвертка, двузубая вилка.«Лада-Калина»5 мин 28 с ключи «на 10»  и «на 13»«Рено-Логан»5 мин 50 с ключи «на 10»  и «на 13»,  «Торкс-40»Добротно выполненный изолятор плюсовой клеммы. Нужно снимать воздуховод двигателя.Удобные стяжки прижимной планки. Мешает минусовой провод.Самый энергоемкий аккумулятор среди участников теста. Чтобы подпереть капот, приходится очень высоко его поднимать.  Массивная плюсовая клемма мешает  при установке аккумулятора, лучше  подвязать ее в сторонке.  Чтобы минусовой провод не мешал  установке батареи, подвяжите его, скажем, за поводок дворника.  Намного удобнее отсоединять  не клеммы со штырей батареи, а наконечники проводов от клемм.230 За рулем 10/2011226-231(3X1_3V)_Sneg.indd 23012.09.2011 11:32:37 дальше. Оказывается, чтобы отделить воздуховод от корпуса фильтра, надо, невзирая на приличное сопротивление, просто поднять передний край, придерживая корпус в месте стыка, и преодолеть усилие нижней защелки. Родная «Калина» лишь седьмая – помешал минусовой провод с добротной, но уж очень массивной клеммой, а подвязать его за поводок дворника не сразу догадались (подцепить ведь не за что). В итоге при установке аккумулятора его дважды вынимали и, поправив провод, повторяли попытку. Возможно, задубев на морозе, этот кабель перестанет быть столь назойливым.ТЯЖЕЛАЯ АТЛЕТИКАЗанявший восьмое место «Логан» порадовал аккумулятором наибольшей емкости. Пусть он самый тяжелый, зато меньше шансов, что подведет в стужу. Возможно, из-за веса провозились дольше, хотя весомых аргументов «в минус» нет. Девятая – «Королла»: чтобы добраться до батареи, нужно снять пластиковый щиток передка. С учетом хрупкости пистонов на морозе начислили 10 секунд штрафа. Но сразу же9 местоих сняли: по утверждению надежных источников, батареи для «Тойоты» изготавливают под пристальным вниманием японского представителя. Поэтому и отправляется фирменный свинец на грузила рыбакам лишь через восемь – десять лет. Последнее место занял «Фокус»: за такое время на большинстве машин можно было заменить батарею дважды. Скорее всего, конструкторы «Форда» не там проводят свой отпуск. Якутия зимой тоже имеет свои прелести. А отдохнув на Севере, они вряд ли предложат нечто подобное: чтобы снимать и ставить батарею – с подвывертом, чтобы для надежной установки передней стенки кожуха и проводов, закрепленных на ней, пришлось бы снимать корпус воздушного фильтра, чтобы подсоединить клеммы в обычном (и логичном) порядке было невозможно…. Обидно: вроде наш, российский, а последний. Благодарим представительства компаний «Тойота», «Дэу», «Шевроле» и «Мазда», а также клуб www.priorovod.ru за предоставленные на тест автомобили.10 место«Тойота-Королла»6 мин 15 с ключ «на 10»,  двузубая вилка«Форд-Фокус II»10 мин 23 с ключ «на 10»Удобный изолятор плюсовой клеммы. Нужно снимать пластиковую накладку над радиатором, много крепежа.Предусмотрен защитный колпачок для плюсового вывода батареи. При такой компоновке сначала ставим «минус», а потом «плюс», что небезопасно.  Последняя передышка: попасть  аккумулятором точно на площадку  непросто из-за плотной компоновки.  Ставим батарею на место, пронося  над корпусом воздушного фильтра,  но для удобства его лучше снять.226-231(3X1_3V)_Sneg.indd 231На правах рекламы12.09.2011 11:32:39