298
299
300
302
СПОРТ | ФОРМУЛА‑1НОКАУТ В ДВЕНАДЦАТОМ РАУНДЕОсень для главных соперников «Ред Булла», а также для Ника Хайдфельда началась неудачно. Есть ли надежды на улучшения, выяснял Максим Вольнов.298 За рулем 10/2011298-300.302_F1-10.indd 29809.09.2011 16:12:04 РЕГЛАМЕНТ И МОТОРЫИдея президента ФИА Жана Тодта о пере‑ воде Формулы‑1 на четырехцилиндровые моторы не прошла – этому воспротивились команды и производители двигателей. В результате Всемирный совет ФИА утвердил проект технического регламента на 2013 год, где фигурирует компромиссная конфигурация: V6 при объеме 1,6 л. Обо‑ роты планируется ограничить: не более 12 000 в минуту вместо нынешних 18 000. Тем не менее турбонаддув и система KERS (ее мощность удвоят) позволят снимать с них свыше 750 л.с., а расход топлива упадет на 30–35%. Позже, на встрече пред‑ ставителей ФИА с руководством команд в Лондоне, переход на новые моторы полу‑ чил отсрочку до сезона‑2014. С технической точки зрения смысла в таких новациях никакого. С финансовой – разработка новых моторов потребует огром‑ ных расходов, и потому производители моторов долго сопротивлялись отказу от V8. Остается лишь коммерческий смысл: всякая перемена регламента привлекает внимание к Формуле‑1, а в данном случае она следует модной линии гибридных технологий.ПУТЬ К СОВЕРШЕНСТВУПо ходу сезона все команды модернизируют машины. Одним это удается лучше, другим хуже, и нередко бывает, что явный лидер к наступлению осени ощутимо сбавляет ход, теряя изначальный перевес над соперниками. Так было два года назад у «Брауна GP»: после четырех побед подряд Дженсон Баттон перестал выигрывать и в оставшихся десяти гонках добыл лишь два подиума. Британцу и его команде тогда хватило гигантского преимущества, накопленного за весну. Год назад лидировавший в чемпионате Льюис Хэмильтон последний раз выиграл в Бельгии, а дальше – как отрубило. В итоге вообще не попал в призеры чемпионата! Понятно, что не в самом Льюисе дело. Просто к концовке турнира лучшую форму набрали машины «Ред Булла» и «Феррари». Ныне победоносное шествие «Ред Булла» неожиданно прервалось в июле. Себастьен Феттель и Марк Уэббер продолжали завоевывать поулы, но две гонки выиграли пилоты «Мак-Ларена», одну – Фернандо Алонсо. Это породило надежду на захватывающий финал чемпионата. Появился шанс, что соперники подтянутся, с толком использовав четырехнедельные августовские каникулы. Но двенадцатый этап – Гран-при Бельгии, завершившийся победным дублем «Ред Булла», – эти надежды, считайте, похоронил.За рулем 10/2011 299298-300.302_F1-10.indd 29909.09.2011 16:12:20 | ФОРМУЛА‑1Шеф «Мак-Ларена» Мартин Уитмарш признал, что добыть титул теперь почти нереально. Но добавил: «Однако мы не откажемся от борьбы и продолжим работать над машиной. Уверен, сможем выиграть еще несколько гонок». А руководитель «Феррари» Стефано Доменикалли намекнул, за счет чего столь хорош в этом году «Ред Булл»: «Наша проблема в том, что при переходе на более жесткий тип шин машина резко теряет скорость. В других областях удалось сократить отставание от «Ред Булла», но в работе с резиной мы по-прежнему позади». Отыграть сотню с лишним очков – задача и впрямь невыполнимая. Тем более что на трассе «СпаФранкоршан» нарушилась одна важная закономерность. До этой гонки пилоты «Мак-Ларена» одерживали победы только там, где было прохладно или шел дождь. Самая «жаркая» – у Хэмильтона в Китае при +22 °C. Канада: дождь, +18°. Германия: сухо, но +14°. Венгрия: сыро, +18°. Похоже, этим машинам нравился нетипично холодный асфальт. Скорее всего, это прямо связано с износом шин, и инженеры команды наверняка пытались заточить болиды более универсально, чтобы и при палящем солнце на равных соперничать с «Ред Буллом». Что у них получилось, пока непонятно, но в Бельгии было холодно, а «Ред Булл» выиграл… болельщиков внезапно поставили перед фактом: вместо него в Бельгии стартует тест-пилот «Лотос Рено F1» Бруно Сенна. Удивительно, что не было никаких предварявших замену слухов! Да и потом внятно ничего не объяснили. По одной версии, руководство команды недовольно результатами немца. В этом есть доля справедливости: располагая десятилетним опытом выступлений в Формуле-1, Хайдфельд практически ни в чем не превосходил Виталия Петрова. Другие источники сообщают, что владелец команды Жерар Лопес заключил новый договор с бразильским инвестором и потому пилот-бразилец стал команде полезней. Наконец, самый неприятный, но почти не подтвержденный вариант толкования событий: команда испытывала финансовые затруднения и, в частности, задерживала выплату зарплаты дорогостоящему Нику – и таким способом пытается от него избавиться. На следующий после объявления день Хайдфельд подал в суд, комментируя, что по контракту он должен выступать весь сезон, если в команду не вернется Роберт Кубица (тот по-прежнему значится призовым пилотом команды). Но поляк, как известно, еще не восстановился после длительного залечивания травм, полученных в аварии на ралли. Словом, вокруг «Лотос Рено F1» разгорелся скандал. Между тем Виталию Петрову в Спа предстоял спор с новым напарником – за лидерство в команде, за отношение к себе как к первому номеру. В квалификации исполненный энтузиазмаПонятно, что «Ред Булл» – лучшая машина чемпионата. Но и Феттель чертовски хорош! И, главное, совсем перестал делать ошибки. Сенна превзошел россиянина. Но сам себе все испортил в первом же повороте гонки, совершив авантюрную атаку на Хайме Альгерсуари, за которую судьи назначили штраф в виде проезда по пит-лейну. Петров финишировал девятым, вновь заработав очки, Бруно – тринадцатым. Что будет дальше, вряд ли кто возьмется предсказать. То ли Сенна проведет все оставшиеся гонки, то лиПЕТРОВ vs. СЕННАЗа пару дней до окончания каникул Ника Хайдфельда, а заодно и всех У Бруно Сенны турнирных перспектив нет, но есть возможность зарекомендовать себя быстрым пилотом на фоне Виталия Петрова.У Виталия Петрова сложная задача на остаток сезона: не просто добывать очки команде, а попытаться одолеть «мерседесы».300 За рулем 10/2011298-300.302_F1-10.indd 30009.09.2011 16:11:41 | ФОРМУЛА‑1его сменит другой тест-пилот – Ромен Грожан. А может, суд постановит вернуть Ника Хайдфельда? Турнирные перспективы команды «Лотос Рено F1», увы, не слишком радужны. Летом она пережила некоторый спад, чем была сильно обеспокоена. Гран-При Бельгии шеф команды Эрик Буйе анонсировал как гонку, которая покажет, сможет ли «Лотос Рено F1» за остаток сезона одолеть «Мерседес GP». После финиша Виталий отмечал заметный прогресс: «Я всю гонку держался не так уж далеко от лидеров и совсем рядом с пилотами «Мерседеса». Общий темп был неплохой! Однако мы несколько потеряли скорость на прямых, из-за чего обгонять стало сложнее. Плюс неисправность тормозов в конце гонки – на последнем круге они отказали окончательно, и я потерял позицию». Эрик Буйе подтвердил, что машина поехала явно лучше, а попутно улучшился настрой в команде. Что же, тут надежда еще жива. Теперь главное – уладить конфликт с Хайдфельдом. И уповать на благоприятную для команды погоду. Ведь тенденция у «Лотос Рено F1» схожа с маклареновской: лучшие результаты добыты в прохладные уик-энды.ЧЕМПИОНАТ МИРА ФОРМУЛЫ‑19‑й этап, Гран‑при Великобритании1. Ф. Алонсо (Испания, «Феррари») 1:28.41.196 2. С. Феттель (Германия, «Ред Булл – Рено») 0.16,5 3. М. Уэббер (Австралия, «Ред Булл – Рено») 0.16,9 4. Л. Хэмильтон (Великобритания, «Мак-Ларен – Мерседес») 0.28,9 5. Ф. Масса (Бразилия, «Феррари») 0.29,0 6. Н. Росберг (Германия, «Мерседес GP») 1.00,6 7. С. Перес (Мексика, «Заубер – Феррари») 1.05,5 8. Н. Хайдфельд (Германия, «Лотос Рено GP») 1.15,5 9. М. Шумахер (Германия, «Мерседес GP») 1.17,9 10. Х. Альгерсуари (Испания, «Торо Россо – Феррари») 1.19,110‑й этап, Гран‑при Германии1. Л. Хэмильтон 1:37.30,334 2. Ф. Алонсо 0.03,9 3. М. Уэббер 0.09,7 4. С. Феттель 0.47,9 5. Ф. Масса 0.52,2 6. А. Сутиль (Германия, «Форс Индия – Мерседес») 1.26,2 7. Н. Росберг 1 круг 8. М. Шумахер 1 круг 9. К. Кобаяши (Япония, «Заубер – Феррари») 1 круг 10. В. Петров (Россия, «Лотос Рено GP») 1 кругМихаэль Шумахер отметил двадцатилетие участия в Формуле‑1. Одним из первых его поздравил партнер по команде Нико Росберг.11‑й этап, Гран‑при Венгрии1. Дж. Баттон (Великобритания, «Мак-Ларен – Мерседес») 2. С. Феттель 3. Ф. Алонсо 4. Л. Хэмильтон 5. М. Уэббер 6. Ф. Масса 7. П. ди Реста (Великобритания, «Форс Индия – Мерседес») 8. С. Буэми (Швейцария, «Торо Россо – Феррари») 9. Н. Росберг 10. Х. Альгерсуари 1:46.42,337 0.03,5 0.19,8 0.48,3 0.49,7 1.23,1 1 круг 1 круг 1 круг 1 круг 1:26.44,893 0.03,7 0.09,6 0.13,0 0.47,4 0.48,6 0.59,7 1.06,0 1.11,9 1.17,612‑й этап, Гран‑при Бельгии1. С. Феттель 2. М. Уэббер 3. Дж. Баттон 4. Ф. Алонсо 5. М. Шумахер 6. Н. Росберг 7. А. Сутиль 8. Ф. Масса 9. В. Петров 10. П. Мальдонадо (Венесуэла, «Вильямс – Косворт»)После 12 этапов Пилоты1. С. Феттель 2. М. Уэббер 3. Ф. Алонсо 4. Дж. Баттон 5. Л. Хэмильтон 6. Ф. Масса 9. В. Петров 259 167 157 149 146 74… 34 426 295 231 98 68 35Команды1. «Ред Булл» 2. «Мак-Ларен» 3. «Феррари» 4. «Мерседес GP» 5. «Лотос Рено GP» 6. «Заубер»302 За рулем 10/2011298-300.302_F1-10.indd 30209.09.2011 16:11:44