324
325
326
327
328
BMW 1 SERIES M COUPE, BMW 135i СПОРТ | ДРАЙВВ ПОЛНУЮ СИЛУBMW M‑Day – день, когда фанаты баварских машин из подразделения Motorsport собираются вместе, чтобы проверить себя и технику на автодроме. Вадим Никишев и Константин Якубов (фото) воспроизвели его на «Смоленском кольце», сравнив купе БМВ‑1М с самой мощной версией 135i.Как только заметил белую «сто тридцать пятую», захватил ее и умчался на круг наш титулованный тест-пилот Александр Сотников. Пусть прикатывается и набирается впечатлений. Он млеет, когда садится в машины этой марки. И в 135-й тоже есть от чего. Новая битурбо-«шестерка» серии N55 (дебютировала год назад), фирменный наддув Twin Power с двойной улиткой турбокомпрессора, бездроссельный впуск – и 306 «лошадок». Причем тяга отменна в широчайшем диапазоне 1200–5000 об/мин, а пик мощности приходится на 5800, – но и за этим порогом мотор продолжает бушевать вплоть до семитысячной отметки! Этот двигатель «женили» и с ручной коробкой, и с классическимиЕДИНСТВО НЕПОХОЖИХавтоматами, а на купе 135i состыковали с семиступенчатым роботом с двумя сцеплениями. Союз вышел удачным: в городских условиях агрегат работает мягко и споро, словно обычная гидромеханика. Потенциала хватает всегда и везде – и в диапазоне одной передачи, и при резких ускорениях, когда коробка переходит на несколько ступеней вниз. В соответствии с новым кредо БМВ, провозглашающим эффективность динамики, робот не против пораньше выйти на повышенную. Но стоит лишь намекнуть на желание выстрелить, прожав плотную напольную педаль акселератора, как электроника выбирает более подходящую передачу, выводя мотор на обороты максимального момента. Сила! На «эмке» так не получится. Здесь тоже битурбомотор, тоже рядная«шестерка» с непосредственным впрыском, но прошлого поколения N54. Даже без системы «вэлвтроник», а лишь благодаря двум полноценным турбокомпрессорам он пять лет назад выдавал такие же характеристики, как и новый двигатель. Для 1M его форсировали до 340 л.с. и 450 «постоянных» Н.м (в режиме «овербуст» к ним добавляются еще полсотни!). Однако, чтобы воспользоваться этим арсеналом, придется подергать рукой: коробка передач только механическая шестиступенчатая. Но это в кайф, спорткару сложно найти лучшую альтернативу. В этом смысл М-философии: автомобиль должен полностью подчиняться пилоту, а пилот – ни на секунду не отвлекаться от управления. Но, черт побери, как же выматывает «эмка» на дорогах общего пользования! Небольшой просвет, красивый324 За рулем 10/2011324-328_BMW1&1M.indd 32409.09.2011 16:37:41 и действенный обвес и, главное, низкопрофильные шины 245/35ZR19 спереди и 265/35ZR19 сзади заставляют выискивать пути объезда всех неровностей – запаска-то не предусмотрена. При этом не забываешь орудовать неподатливой и длинноходной педалью сцепления, которое «хватает» в самом конце, и стараешься не промахнуться мимо сближенных лунок механизма выбора передач. Удивительно, но рычаг тугой, короткоходный, а точность гарантирует только последовательное переключение: захочешь перепрыгнуть ради ускорения с шестой на четвертую – рискуешь получить пинок, попав на вторую. Кайф от поездки есть, но он сродни эмоциям после решения сложной задачи: вроде счастлив, что ответ найден, а в голове – звенящая пустота. На 135i шины тоже нежные, но размеры меньше – 215/40R18 спереди и 245/35R18 сзади. Они терпимее к неровностям, прецизионно настроенная трансмиссия берет на себя всю рутину переключений, подвескиупруго-комфортные, а акустический комфорт не нарушается постоянным бу-бу М-выхлопа. В ней отдыхаешь душой и телом, которое обнимают точно такие же, как в «эмке», сиденья с универсальными диапазонами регулировок – можно выбрать даже интенсивность боковой поддержки, сводя или разводя валики. Садишься в этот автомобиль, словно натягиваешь в сезон дорогие перчатки точно твоего размера: нигде не жмет, хороший материал плотно облегает руки, в них не холодно и не жарко. В итоге они становятся второй кожей, которую перестаешь замечать – до тех пор, пока не изменятся погодные условия.ГРОМ И МОЛНИИДля тестовых БМВ изменения наступили на «Смоленском кольце». Гоночная трасса выпячивает особенности, о которых в гражданской жизни даже не предполагал, но «сто тридцать пятая» с честью приняла вызов. Динамика по-прежнему впечатляет:относительно легкое заднеприводное купе не оставляет без работы систему стабилизации. Полностью отключить ее мы даже не пытались: достаточно лишь ослабить поводок, чтобы дать машине возможность скользить в эффективных пределах. Вмешательство наступает лишь в случае серьезной ошибки, когда пилота заботит уже не лучшее время круга, а выход из опасной ситуации. «Знаешь, что мне нравится в силовом агрегате?» – Сотников на плотном торможении дергает подрулевой лепесток… и целую секунду ничего не происходит! Поторопился – электроника опять перестраховалась, не дала мотору выкрутиться под отсечку? Но ровно в тот момент, когда пилот начинает поворачивать руль, купе мягко переходит на пониженную, догружая управляемые колеса тормозным импульсом. «Видел? Она не проигнорировала мою команду, просто сделала тогда, когда сочла нужным, – и вовремя!» «Еще один плюс моментного мотора – прогнозируемость, – продол-За рулем 10/2011 325324-328_BMW1&1M.indd 32509.09.2011 16:38:11 | ДРАЙВ BMW 1 SERIES M COUPE, BMW 135iКупе БМВ‑135i (на заднем плане) с аэро‑ динамическим М‑пакетом заметно отличается от настоящей «эмки»: ее воздухозаборники еще шире, а внешность задиристее. жает пилот. – Не нужно балансировать в пределах узкого диапазона, до кото‑ рого пусто, а затем слишком густо. Здесь тяга линейно зависит от нажатия на газ, и поэтому мне проще контроли‑ ровать автомобиль на всей дуге пово‑ рота. А вот к тормозам – казалось бы, какие претензии к заказным шести‑ поршневым «Брембо» на передней оси? – есть вопросы. Педаль кажется мягкой, податливой, и с дожимом не получаешь ожидаемого замедле‑ ния – с количеством пройденных кру‑ гов это становилось все заметнее». Разница особенно ощутима на фоне М‑«единички». Ее составные тормоза с алюминиевой ступицей очень стабильны, а замедление регулируется по‑гоночному – не столько перемеще‑ нием педали, сколько усилием на ней. При этом нагрузка на механизмы здесь также высока: на мокрой трассе, пытаясь собрать быстрый круг, пилот порой ошибался – тогда частично отключенная электроника, просыпаясь, прибегала к помощи тормозов. И чем сильнее шел дождь, тем меньше оста‑ валось шансов побить «сухой» рекорд БМВ‑135i.БМВ‑1М шире «сто тридцать пятой» на 5,5 см за счет раздутых крыльев и расширенной колеи. В заднем бампере иной диффузор и четыре патрубка глушителя.326 За рулем 10/2011324-328_BMW1&1M.indd 32609.09.2011 16:38:17 Особенности исполнения М‑интерьера – элементы, обшитые алькантарой с оранжевой строчкой. Они создают чувство чисто гоночного минимализма, в котором все под‑ чинено функциональности.За нарочитой простотой М‑приборов скрывается великолепная информативность – считывание показаний не должно отвлекать водителя.Для «эмки» доступна лишь механическая трансмиссия. Рычаг короткоходный, но толь‑ ко последовательное переключение гаранти‑ рует безошибочный выбор передачи.Иной декор не в состоянии обмануть спину: это те же сиденья, что и на 135i. В обоих случаях за электроприводы придется доплачивать.Больше рисок, меньше пороговые показания приборов – зато у «сто тридцать пятой», как и у серии М, вместо охлаждающей жидкости отображается температура масла в двигателе. Для БМВ‑135i семиступенчатая коробка передач с двумя сцеплениями – идеаль‑ ное решение: она работает быстро и мягко в обычном режиме и не вызывает нареканий в спортивном даже на кольцевой трассе.После замшевой теплоты «эмки» холодный алюминий в интерьере 135i воспринимается отталкивающим.За рулем 10/2011 327324-328_BMW1&1M.indd 32709.09.2011 16:38:24 | ДРАЙВ BMW 1 SERIES M COUPE, BMW 135i(на мокром асфальте)ВРЕМЯ КРУГАВРЕМЯ КРУГА(на мокром асфальте)1.58,21.55,8На обеих машинах можно смело атаковать поребрики, но 135i при этом чуть комфортнее. Лишь в шиканах иногда одернет увлекшегося пилота система стабилизации. «Всё, дальше будет только хуже, – махнул рукой Сотников, заезжая на пит-лейн. – Подождем, пока ливень прекратится». Под гром и молнии обсуждаем нюансы. Шутим, что в наших условиях дифференциал повышенного трения, оребренный картер которого виден под днищем «эмки», способствует не только управляемости. Съезжая на грунтовку, обе «копейки» вывешивали колеса – но «сто тридцать пятую» пришлось подталкивать, а М-самоблок позволил преодолеть препятствие без заминки. Так что зимой спорткар по проходимости предпочтительнее! А на автодроме езда с блокировкой требует навыков, особенно на скользком покрытии. Мы улучили момент, когда дождь перестал, и снова проехали по залитому водой асфальту на гражданской версии 135i – чтобы узнать ее «мокрое» время. Но стоило переставить прибор в купе 1М и вырулить на автодром, как небо снова прохудилось! Нет, это точно не M-day. И все же… Конечно, посуху «сто тридцать пятая» быстрее. Однако если сравнивать результаты на мокром кольце, то даже осадки не помешали «эмке» показать время на 2,5 секунды лучше – 1 минута 55,8 секунды против 1.58,2 у БМВ-135i. И дело тут не только в более мощном моторе, широких шинах или жестких амортизаторах «Закс». Отделение «Моторшпорт» настраивает свои автомобили, руководствуясь политикой, в которой нет места компромиссам. Именно для того, чтобы ощутить ее плоды, и существуют «М-дни» – с хорошей погодой и классными автодромами.Александр СОТНИКОВ, мастер спорта Пересаживаясь из БМВ‑135i в БМВ‑1М, поначалу задаешься вопросом: зачем? Ведь в «сто тридцать пятой» все было так хорошо: хочешь – переключайся сам, не хочешь – коробка‑умница сама все сделает за тебя. Она позволяет почувствовать баланс шасси, мощность и при этом не напрягает. В «эмке» тебе как будто предложили задержаться после работы на пять минут, а потом наки‑ нули огромный ворох дел. Сначала озадачило длинноходное сцепление с четким моментом включения: когда трогаешься на пит‑лейне, при смене передач дергаешься, как ученик автошколы. Руль тяжелый, мотор снизу кажется задумчивым… Но стоит выйти на боевой режим, «эмка» преображается: о сцеплении забываешь, коробка работает великолепно, руль точен, а тормоза вос‑ хитительны. Так и не научился использовать их потенциал до конца: можно начинать тормозить гораздо позже. Но характеристика 328 За рулем 10/2011340‑сильного мотора настораживает: в пово‑ роте так и тянет открыться пораньше, а стоит оборотам подскочить, как сначала поскаль‑ зывается передок и тут же задняя ось срыва‑ ется в занос – выход из виража испорчен. Система стабилизации на «эмке» отклю‑ чается ступенчато, и это правильно: дилетанту она позволит сохранить контроль, не дав поскользнуться ни на йоту даже с газом в полу, в спящем режиме допускает сколь‑ жения и подсказывает опытному пилоту, где искать ошибки. Ну а профессионалу, специализирующемуся на заднем приводе, даст возможность мчать на полную без ее страховки. В целом, как и предполагалось, купе БМВ‑135i оказалось хорошим компро‑ миссом – можно и в городе расслабиться, и на трассе отжечь. А купе 1М – автомобиль‑ воин, бескомпромиссный боец. Он домини‑ рует над тобой, говоря: хочешь, чтобы было быстро и хорошо, – езжай, как я велю.324-328_BMW1&1M.indd 32809.09.2011 16:38:28