218
219
ТРАНСМИССИИ 4×4 ТЕХНИКА | СЛОВАРЬВСЕ ЧЕТЫРЕ КОЛЕСАБольшинство производителей использует незамысловатые и интуитивно понятные обозначе‑ ния. Например, классическое 4×4 у «Шкоды» и «Опеля» (флагман «Инсигния»), в недрах которых трудится муфта «Халдекс». Лишь одну цифру 4 к индексу приписывает «Кадиллак» на моде‑ лях CTS и SRX. У первой постоянный полный привод (распределение тяги 25:75), а в арсенале кроссовераЗа разными аббревиатурами прячутся схожие полноприводные схемы. Ясность вносит Кирилл Милешкин.КОРОТКО И ЯСНОмуфта «Халдекс» и задний умный дифференциал eLSD. Такую же четверку ставит и «Порше» на 911‑х и «панамерах» со всеми ведущими. Однако этой цифры нет на легко‑ вых «Турбо» и вседорожниках «Кайен»: они полноприводные по умолчанию. Фирменное назва‑ ние системы – Porsche Traction Management (PTM). Изначально аббревиатура 4WD обозначала подключаемый полный привод, а AWD – постоянный. Со временем все смешалось: например, схемы внутри модель‑ ных рядов «Тойоты», «Мицубиси» и «Ниссана» разные, а обозна‑ чение одно – 4WD. У «Вольво» с обозначением AWD заднюю ось подключает муфта «Халдекс», а у «Крайслера‑300С» постоянный полный привод, распределяющий тягу в соотношении 38:62. Сокращение AWD использует и «Субару» для фирменного симметричного полного при‑ вода. Забавно, что в зависимости от коробки передач стоит одна из четырех трансмиссий. Меха‑ нике положена вискомуфта, на «Форестере» с атмосферным мотором и «Импрезе XV» – даже с понижающим рядом. К пятисту‑ пенчатому автомату прилагается муфта с блокировкой центра с электронно‑гидравлическим управлением. Автомат с четырьмя передачами и вариатор Lineartronic дружат с системой активного распределения кру‑ тящего момента. Для лучшего охлаждения многодисковая муфта установлена в корпусе коробки передач. Заряженная WRX STI с механикой оснащена активным межосевым дифферен‑ циалом с несколькими фиксиро‑ ванными режимами и ручными регулировками трансмиссии, чтобы настраивать автомобиль на недостаточную или избыточную поворачиваемость. СААБ 9‑3 с муфтой «Халдекс» носит приставку XWD. Остальные автомобили 4×4 из Тролльхеттана приобретали скромную литеру Х, стоящую после обозначения модели. Как и в «Инфинити», для внедорожников буква заре‑ зервирована в самом индексе.РАЗНЫЕ ТЕЗКИПолноприводная трансмиссия с электронным управлением «Вольво-ХС90»: 1 – щиток приборов; 2 – главный электронный модуль; 3 – блок ABS; 4 – блок управления двигателем; 5 – электронный модуль дифференциала; 6 – муфта «Халдекс».Кое‑кто предпочитает банальным аббревиатурам фирменные назва‑ ния. Новинка в семействе quattro – дифференциал с корончатыми шестернями, впервые применен‑ ный на «Ауди‑RS5». За таким же обозначением скрывается постоян‑ ный полный привод с дифферен‑ циалом «Торсен» для продольно расположенного двигателя или подключаемая «Халдексом» задняя ось на моделях с моторами поперек. «Фольксваген» именует последний вариант 4MOTION. «Мерседес‑Бенц» верен посто‑ янному полному приводу. Любо‑ пытно, что тяга на моделях ML, GL и R с шильдиками 4MATIC делится поровну, на S‑классе в пропорции 45:55 и 40:60 на всех остальных моделях. Для лучшей проходи‑ мости вседорожники оснащают еще и принудительными блоки‑ ровками дифференциалов. БМВ с буквой Х в индексе оснащаютДва варианта трансмиссии «Фольксвагена-Туарег».218 За рулем 10/2011218-219(1_2G)_AWD.indd 21809.09.2011 14:00:21 Схема полного привода «Опеля-Инсигния 4×4» со спортивным шасси: 1 – задний дифференциал, перераспределяющий под контролем электроники момент между колесами; 2 – модуль полного привода отслеживает угол поворота руля, боковое ускорение, скорость автомобиля, обороты двигателя и с помощью гидронасоса контролирует распределение тяги между осями и задними колесами; 3 – муфта «Халдекс».трансмиссиями Easy Select или Super Select. У первой жестко подключается передняя ось, у другой – три дифференциала с принудительной блокировкой центрального и понижающей передачей. Но такого разнообразия, как у «Джипа», нет, пожалуй, ни у кого: семь вариантов трансмиссий. На «Рэнглере» полный привод с пониженной передачей подключается жестко (CommandTrac I), а на «Чероки» момент между передними и задними колесами распределяет автоматика (Selec-Trac II). Постоянныйполный на «Либерти» и «Компасе» Freedom-Drive I дополнен принудительной блокировкой межосевого дифференциала. Quadra-Trac II и Quadra-Drive II («Гранд Чероки» и «Коммандер») автоматически перебрасывают тягу по осям (вторая еще и по колесам) и снабжены пониженными передачами. На экстремальном «Гранд Чероки SRT8» полностью автоматическая Quadra-Trac I, а у вездеходной Rock-Trac для «Рэнглера Рубикон» впечатляющее передаточное отношение понижающей передачи – 4:1.трансмиссией xDrive, по умолчанию отдающей 60% тяги задним колесам. А на моделях Х5 и Х6 система дополнена активным задним дифференциалом Dynamic Performance Control (DPC).КРАСИВО, НО НЕПОНЯТНОАналог умного баварского дифференциала работает в системе полного привода «Хонды-Ледженд» Super Handling All Wheel Drive (SH-AWD). На «ШевролеТахо» и «Трейлблейзере» стоитклассическая внедорожная трансмиссия Autotrac 4×4 – при хорошем сцеплении машина заднеприводная, вне асфальта можно подключить переднюю ось (распределение 50:50) и еще дополнительно пониженную передачу. «Ниссан-Теана» с шильдиком Four и «Х-Трейл» скрывают фирменный All Mode 4×4. Задние колеса подключает электромагнитная муфта, а полному приводу в сложных условиях помогают системы стабилизации и управления тягой. Вседорожники «Мицубиси» оснащеныПодключаемый полный привод с активным распределением момента на «Мазде СХ-7».На правах рекламы218-219(1_2G)_AWD.indd 21909.09.2011 14:00:22