264
ЭКОНОМИКА | ЛИЧНОЕ МНЕНИЕБЕСПЛАТНЫЙ СЫРОдин из руководителей правительства выступил с инициативой:  по причине недостатка средств в казне строить платные дороги без  положенной бесплатной альтернативы. Эта идея совсем не понравилась Игорю Моржаретто.О возможности появления в Рос‑ сии платных дорог при отсут‑ ствии бесплатных дублеров на открытии 5‑го Тихоокеанского экономического конгресса во Владиво‑ стоке упомянул первый вице-премьер Игорь Шувалов. Чиновник был осто‑ рожен: «Это пока дискуссионная тема. В любой стране, которая занимается масштабным строительством дорожной сети, финансирование осуществляется как за счет бюджетных средств, так и на основе чередования с частными вложениями». Это понятно и бесспорно. Но далее Шувалов пояснил, что «в каче‑ стве темы для дискуссии эксперты предлагают рассмотреть возможность отмены требования законодательства о том, что платная дорога должна иметь бесплатную альтернативу». Что это за эксперты, чиновник не рассказал, но и того, что он заявил, было доста‑ точно: немедленно разразился скандал. С протестами выступили не только представители общественных движений автомобилистов и многие депутаты Госдумы, но даже и государственные чиновники самого высокого ранга. Что показательно, первым откликнулся один из руководителей госкомпании «Автодор» Сергей Кельбах. При том что госкомпания – основной дорожный оператор, который от имени правитель‑ ства заключает все концессионные кон‑ тракты на строительство и содержание платных дорог в РФ. Вроде бы должен быть заинтересован в массовом появле‑ нии шлагбаумов на дорогах, так нет же… «Госкомпания «Автодор» работает в соответствии с законом, по которому у платной дороги обязательно должен быть бесплатный альтернативный дублер, – объясняет свою позицию Кельбах. – Это основа нашего под‑ хода. Ни по одному проекту, который мы курируем, иной подход не является предметом рассмотрения». Против «безальтернативной» идеи высказался на сочинском инвестици‑ онном форуме и министр транспортаРоссии Игорь Левитин: «У нас закреп­ лено законом наличие альтернативной бесплатной дороги, и мы будем этого придерживаться». Собственно, реакция транспорт‑ ных чиновников была предсказуемой. Они непосредственно «сидят на земле» и понимают, что любой дорожный проект социален по своей сути. Дорога связывает не просто абстрактные точки А и Б на карте, но реальные города и конкретных людей, потому любой перекос тут чреват последствиями. Достаточно вспомнить недавний скандал со строительством дублера трассы Москва – Санкт-Петербург. Кто слышал еще полтора года назад, что есть в Подмосковье Химкинский лес? А теперь, пожалуй, весь мир знает, хотя реально это всего лишь несколько чах‑ лых рощиц вперемежку со свалками… Кстати, заявление г‑на Шувалова не первый пробный шар такого рода. Год тому с подобным же выступил один из руководителей Минэкономразви‑ тия – и тут же был обруган и заклей‑ мен. Так зачем же понадобился демарш первого вице-премьера? Неужели нельзя предвидеть реакцию публики? Ведь есть же действующий феде‑ ральный закон «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности». Он четко говорит: решение об исполь‑ зовании автомобильной дороги на платной основе может быть принято только при условии обеспечения воз‑ можности альтернативного бесплат‑ ного проезда. Именно на эту норму и ссылаются министр транспорта и руководитель компании «Российские автомобильные дороги» («Автодор»). Иного подхода не должно быть. В про‑ тивном случае возможен ряд рисков, в первую очередь социального харак‑ тера. За примерами далеко ходить не надо. Сегодня даже при наличии бесплатных альтернативных участков хорошего качества население воспри‑ нимает идею платных дорог неодо‑ брительно. И никакие положительные«примеры из зарубежной жизни», ссылки на опыт других стран не убеж‑ дают. Если даже депутаты периоди‑ чески выступают с законопроектами о запрещении платных дорог, то что уж говорить об обычных людях… Впрочем, водители на той же трассе «Дон» выбирают, как правило, скоростной платный участок совер‑ шенно добровольно и осознанно: так удобнее и быстрее. И при существу­ ющих расценках не слишком накладно. Поворчали – заплатили – поехали. Но они же будут категорически против, если их лишат выбора. Кстати, в США и странах Европы, где есть платные дороги (в Бельгии, Германии, Люксембурге и Финлян‑ дии их нет), обязательно имеются объездные маршруты. Исключение составляют мосты и тоннели, за проезд по которым придется платить в любом случае. Все эти моменты прописаны в соответствующих законах. А вот страны, где разрешено строить платные дороги без дублеров и на опыт кото‑ рых ссылался г‑н Шувалов, пришлось поискать. Оказалось, такие государства существуют. Их два: Китай и Казахстан. Правда, хотя в Китае безальтер‑ нативные платные трассы (кстати, их всего несколько) тоже строились за счет бюджета, через 15 лет эксплу­ атации они станут обычными, бесплат‑ ными дорогами. Со своей стороны, я предложил бы распространить на нашу страну дру‑ гой, более известный китайский опыт. В Поднебесной за коррупцию в круп‑ ных размерах полагаются самые жесто‑ кие наказания, в том числе и смертная казнь. За последние годы под вышку там подвели немало высших чиновни‑ ков, в том числе мэров, губернаторов и членов правительства. Если пере‑ нять эту практику, может, тогда и у нас не будут столь остро стоять вопросы бюджетного дефицита, так странно возникшего на фоне нефтяного благо‑ получия?264 За рулем 11/2011