254
255
256
ЭКОНОМИКА | ЧИТАЯ ПРОГРАММЫЛЕЙСЯ, ПЕСНЯ…Последние месяцы страна живет в предвыборном состоянии: с телеэкранов и плакатов отдельные кандидаты и целые партии обещают нам исключительно красивую и богатую жизнь. Игорь Моржаретто решил выяснить, действительно ли нас ждет светлое будущее.люди, на которых держится страна. Ведь если человек купил машину и может ее содержать, значит, он хорошо зарабаты­ вает, способен планировать свою жизнь на годы вперед. Словом, западные поли­ тологи, выстраивая планы избиратель­ ных компаний, обязательно учитывают запросы этой группы, как самой много­ численной, деловой и активной. А как у нас? Пытаясь понять, что же мне и другим автомобили­ стам обещают политические партии, я не поленился и прочитал их предвы­ борные манифесты.НАША СИЛА – В ЕДИНСТВЕ!Честно говоря, я довольно далек от политики, выступления партийных лидеров по ящику пропускаю, на митинги не хожу. Но меня, как обычного автомоби­ листа, волнует множество вопро­ сов, на которые я не нахожу ответов. Долго ли будет еще дорожать бензин? Сохранятся ли высокие таможенныепошлины? Отменят ли транспортный налог? Будут ли строить новые дороги? В конце концов, какие перспективы у экономики моей страны и, стало быть, у меня и моей семьи? Таких наболевших вопросов немало, думаю, у любого авто­ мобилиста, потому что, с точки зрения социологов, владельцы автомобилей – это и есть тот самый средний класс,Все они уже давно размещены на пар­ тийных сайтах. За исключением офи­ циального портала «Единой России», где до конца сентября красовалась предвыборная программа… 2007 года. Но в конце месяца там появилась сте­ нограмма выступлений Д. Медведева и В. Путина на партийном съезде, кото­ рые предложено считать предвыборной программой. Хорошо, я же не против… В программе партии немало нуж­ ных, важных для всех нас предложений. Например, «улучшать деловой климат, обеспечивать справедливые правила конкуренции, стабильность и предска­ зуемость экономической политики… Все законопроекты, затрагивающие инте­ ресы бизнеса, будут обсуждаться с пред­ принимательским сообществом, чтобы исключить возможность появления любых новых барьеров и препятствий для деловой инициативы… Мы должны подставить плечо бизнесу за счет опере­ жающего развития инфраструктуры. Это важно для всех граждан страны». Согласен, голосую двумя руками! Только вот ЕР у власти уже больше 10 лет – почему же доселе не удалось создать нормальный «деловой климат», почему капиталы из России бегут? Не понимаю… Абсолютно согласен с предложением «за ближайшие 10 лет в два раза увеличить объемы дорожного строительства». Давно назрело, любой автомобилист это знает, но почему не строили дороги 10 лет, когда к нам шел мощный поток нефтедолларов? В программе ЕР нашел теплые слова о среднем классе: «Это прежде всего те люди, которые тащат на себе всю страну. Кто это? Это предприниматели, созда­ ющие реальные товары и услуги, это квалифицированные врачи, учителя, преподаватели вузов, рабочие и инже­ неры, деятели науки и культуры, тру­ женики села – на них, по сути, всё дер­ жится. Это люди, созидающие будущее… Каждый работающий человек в России должен получать достойную заработ­ ную плату. К концу 2014 года средняя заработная плата в стране должна254 За рулем 11/2011 увеличиться в 1,5 раза и достигнуть размера 30–32 тыс. рублей». Это классно! Только не объяснили, за счет чего вообще возможен такой рост. В мире финансовый кризис, экономику России трудно назвать прогрессирующей, производительность труда у нас вообще в разы ниже, чем в Европе… Но зарплата – это святое. Особенно в свете приближающихся выборов. Поэтому, к примеру, бюджетникам в канун похода к избирательным урнам подкинули внеочередные 6%. Мелочь, а приятно… Меня, как автомобилиста, в программе «единороссов» порадовал один конкретный пункт: списать накопившиеся за последние годы налоговые задолженности. Их набежало порядка 30 млрд. рублей, но образовались они в основном из-за ошибок самих налоговиков при начислении транспортного, земельного, имущественного налогов… В должниках в итоге ходит четверть населения страны – 36 млн. человек! Разобраться с этими долгами невозможно (притом все они, как правило, копеечные), поэтому проще списать. За это – отдельное спасибо! КПРФ в своей программе описывает ужасающее положение в стране (почитаешь – волосы дыбом!) и предлагает по-своему решить существующие проблемы. Во‑первых, национализировать крупную промышленность – от добывающей до машиностроительной, что, по мнению их экономистов, обязательно «гарантирует повышение эффективности отечественной экономики». Не знаю, почему они сделали такой вывод;КОММУНИСТЫ И ДРУГИЕисторический опыт ряда стран, где проводилась национализация, как раз показал неэффективность подобных мер. Не надо далеко ходить – подсчитано, что на добычу 1 т нефти государственная «Роснефть» тратит куда больше, чем, скажем, ЛУКОЙЛ, частная компания. Но коммунисты уверены, что «время подтверждает» их правоту: «Братская Белоруссия и целый ряд других стран показывают продуктивность социалистических рычагов в экономике… Нам есть с кого брать пример эффективного развития». Словом, вспоминая университетский курс научного коммунизма, «учение Маркса всесильно, потому что оно верно». А опыт Белоруссии, которая сейчас переживает тяжелейший экономический кризис, оказывается, достоин подражания. Ну-ну… Если судить по названию партии, в «Справедливой России» точно знают, как построить справедливое общество! «Не должно быть заработных плат, на которые нельзя жить. Наша цель – увеличить долю заработной платы в ВВП с нынешних 24 до 60%». Мощно! А чуть ниже предлагается поднять пенсии до 60% среднего заработка. Так как у нас на полтора работника приходится один пенсионер, получается, что весь ВВП надо направить на зарплаты и пенсии. Отлично, только ничего не останется ни на армию, ни на школы, ни на дороги… И совершенно непонятно, за счет каких средств планируется «увеличить все едино­ временные и ежемесячные детские пособия в три раза, а также ввести единовременное пособие при поступлении ребенка в школу» да еще «увеличитьНа правах рекламы | ЧИТАЯ ПРОГРАММЫрасходы на образование и науку до 7% ВВП». Словом, с математикой у «эсеров» неважно: чтобы выполнить все их обещания, надо иметь два бюджета. А вот откуда деньги взять, в программе не сказано. Экономического раздела в этом документе вообще нет. Задача заработать деньги не стоит, главное – «справедливо» разделить. Предвыборная программа ЛДПР поначалу показалась самой продуманной. Партия Жириновского решила сделать ставку на «русский вопрос», и большая часть документа посвящена этому, но все же осталось место и для экономики. ЛДПР призывает «увеличить расходы бюджета на развитие сельского хозяйства, промышленности, строительство жилья, дорог...» Правильно, кто бы спорил! Только за счет чего? Ведь авторы программы предлагают сокращать налоги. Например, устроить налоговые каникулы для малого бизнеса на два года, установить льготные тарифы на коммунальные услуги для производителей. А для предприятий обрабатывающей промышленности, сельского хозяйства, строительства, транспорта снизить налоговое бремя до 20%. И при этом «установить минимальную зарплату 50 рублей в час, с 2014 года – 100 рублей». Все это красиво, заманчиво, но не очень сочетается. А интересно, как Владимир Вольфович собирается снизить цену на бензин до двадцатки за литр? Понятно: он хотел бы «перевести нефтегазодобывающие и перерабатывающие компании в государственные и народные предприятия, акционерами которых будут все граждане России». Проходили, большевики тоже обещали отдать фабрики рабочим, а землю крестьянам. Чем это обернулось, все знают и помнят. Больше всего мне понравился раздел, посвященный Сибири и Дальнему Востоку. Для ускоренного освоения региона ЛДПР предлагает ввести серьезные надбавки к зарплате для сибиряков и дальневосточников, предоставлять льготное жилье, строить здесь дороги, развивать перерабатывающие производства… И люди туда потянутся, тем более что либерал-демократы предлагают давать всем прибывшим в регион «беспроцентный кредит на 20 лет на строительство или приобретение жилья плюс 1 га земли». А что, интересное предложение! Так же как и это – «снизить для предпринимателей обязательные взносы в государственные внебюджетные фонды с 34 до 20%». Правильно! Но читаешь следующий пункт программы: «Организовать общественные бани и бесплатные туалеты во всех основных местах пребывания где банковский процент выглядит как срок за тяжкое преступление? Про кризис ни слова ни в одной из четырех программ, про экономику – так, походя: мол, не бойтесь, подымем… Есть, правда, небольшая разница: коммунисты и жириновцы предлагают основные отрасли национализировать, «единороссы» основ не трогают. Но зато обещают выйти на 6–7‑процентный рост ВВП в год, чтобы попасть «в пятерку крупнейших экономик мира». Мне тоже этого хотелось бы, только как? Никаких реформ не предлагает и не обещает ни одна партия. И про беды, надежды и пожелания автомобилистов тоже ни в одной программе не сказано. А знаете почему? Потому, что все предвыборные выступления обращены к совершенно определенному кругу лиц, в первую очередь к пенсионерам и бюджетникам. Об их будущей счастливой жизни – отдельные главы во всех программах, им обещаны бесчисленные блага и в ближайшем, довыборном будущем. Пенсионерам в этом году уже дважды незначительно подняли выплаты, и я за них рад. Только бывший вице-премьер и министр финансов Алексей Кудрин перед тем, как отправиться в отставку, заявил, что после выборов правительство будет вынуждено либо повысить налоги, либо отказаться от части предвыборных обязательств, так как «игра в предвыборные решения… идет вразрез со среднесрочной и долгосрочной устойчивостью как макроэкономики, так и бюджета». Ему было чего испугаться – на одной только встрече с «единороссами» в Череповце лидер партии, он же премьер-министр, раздал обещаний на 33 трлн. рублей: ликвидировать очередь на жилье для военных, выдавать молодым педагогам льготные ипотечные кредиты, а молодым медикам, уезжающим работать в деревню, – подъемные в размере 1 млн. рублей… По результатам всех опросов, 60% россиян политикой не интересуются; 83% полагают, что политики хотят совсем не того, чего хотят их избиратели; 70% уверены, что партии и отдельные депутаты и не собираются выполнять свои предвыборные обещания. К сожалению, эти взгляды разделяют, судя по всему, и 40 млн. российских автомобилистов, по идее – самых молодых, активных, образованных граждан. Мы не интересуемся политикой, не ходим на выборы – в общем, партии и не очень-то рассчитывают на наши голоса. Им хватает пенсионеров, для которых главное – стабильность и небольшая, но регулярная пенсия. Вот так и живем…граждан, чтобы люди не испытывали дискомфорта», – и понимаешь, что все написанное выше как бы не всерьез. В общем, прочитал я четыре объемных документа – и остался от них странный осадок. Вроде бы все правильно сказано, красиво написано, но… Весь мир сегодня сотрясают финансовые, экономические и политические проблемы. Крупнейшие политики и экономисты пытаются преодолеть последствия финансового кризиса и ломают голову, как избежать затяжной рецессии в промышленности и возможного обвала евро. А что в России – стране, которая, как показал кризис, чудовищно зависит от экспорта сырья, где промышленность пребывает в полуживом состоянии,К УРНАМ, СОГРАЖДАНЕ!256 За рулем 11/2011