СПОРТ | ФОРМУЛА‑1НЕВЕЗУЧИЙ ЧЕМПИОНБесконечные победы Феттеля и «Ред Булла», убившие интригу чемпионата мира, стали причиной спора между Вадимом Крючковым и Сергеем Зиновьевым.292 За рулем 11/2011 В. К.: Кто будет чемпионом, лично мне стало понятно еще в мае – пять побед Феттеля в шести гонках. Себастьян неудержим, и помешать ему могла только роковая случайность. Этого не произошло. Очередной скучный чемпионат, по сути, закончился после Сингапура. Последние пять Гран-при из 19 запланированных оказались лишними, поскольку победители во всех зачетах были уже очевидны. Хвост чемпионата скомкан, а полезен только тем, кто на нем зарабатывает. С точки зрения продвинутого зрителя это фарс. С.З.: А с точки зрения болельщиков Феттеля и команды «Ред Булл» – чемпионат просто захватывающий, одно удовольствие. Наверняка есть и зрители, болеющие за других пилотов, например Виталия Петрова. Борьба за титулы их не интересует с самого начала, а вот за своего они будут переживать до последнего круга. В. К.: Старт «своего» в Формуле‑1 – деликатес лишь в первый сезон. Если нет прогресса, изыск превращается в дежурное блюдо. В начале сезона Петров подарил было нам надежду: взял подиум, стабильно набирал очки. Потом в ходе чемпионата прогрессировали почти все команды, а «Лотос Рено» забуксовала. Узнать, наберет ли наш гонщик до конца сезона еще хотя бы одно очко – не слишком сильный стимул для просмотра трансляций. Упрек, конечно, не Виталию, а команде. Если ему не дадут побороться в первой шестерке следующего года, острота ощущений от присутствия россиянина в Формуле‑1 притупится. С. З.: Петров пришел в заводскую команду, а сегодня она частная – как «Заубер» или «Форс Индия». Наверняка сильно уменьшился бюджет. Ожидать, что она составит конкуренцию «Большой четверке», наивно. И все-таки Формулу‑1 большинство воспринимает как захватывающее зрелище. Подтверждение тому – из года в год растет телеаудитория. В. К.: За счет показа скучнейшей свободной практики по пятницам? Или за счет подключения индийских болельщиков, ожидающих дебюта Гран-при Индии? Лучше бы подсчитали, сколько зрелищных обгонов убито заменой шин. Вспомните, как продирался Уэббер мимо Алонсо в том же Сингапуре. А зачем, если спустя всего пару минут, после пит-стопа, онснова оказался сзади? Правильнее было бы, упершись в Алонсо, не мудрить, а уехать в боксы. Хорош спорт, когда риск пилота не оправдан с точки зрения достижения результата! С. З.: Главная задача организаторов Формулы‑1 – сделать шоу, приносящее прибыль. По-моему, они этого добились. Да, я задремал после третьего круга Гран-при Сингапура, но эта гонка не показательная, ее главная изюминка – ночные условия. Признай, что были в этом сезоне и очень напряженные сражения. В. К.: Согласен, были. Но я за то, чтобы называть вещи своими именами. То есть не чемпионат мира, а престижная коммерческая серия. И, конечно, не Кубок конструкторов, а просто командный зачет. Посмотрите на сайте FIA технические требования к Формуле‑1. Фолиант ограничений и запретов! Столь жесткие рамки спеленают любого конструктора, словно смирительная рубашка. Да еще и меняются каждый год. Давно пора признать, что нынешнее регулирование касается не только безопасности, а загоняет Формулу‑1 почти на уровень монокласса. С романтикой необычных конструкций и технологическими скачками, увы, давно распрощались. С. З.: Названия значения не имеют, главное, чтобы народу нравилось. А в Кубке конструкторов и 20 лет назад лидировали примерно те же команды, что и сегодня. В любых гонках публику привлекают не технологии, а борьба и эмоции пилотов. Борьбы, может, в этом году немного, но эмоций сколько угодно. Феттель каждой победе радуется, как первой, а Уэббер мрачнее тучи. В. К.: Неудивительно! Ему указали, кто первый пилот команды, а кто второй. Теперь, пожалуй, Марку дадут выиграть пару ничего не решающих гонок и настроение его ненадолго улучшится. Честная конкуренция пилотов одной команды в наше время вообще невозможна, и запрет на командную тактику, кстати, отменили. С. З.: Нельзя винить организаторов или правила в том, что одна команда и один пилот оказались намного сильнее других. Феттель действительно выдающийся гонщик и провел великолепный сезон. Ему просто не повезло, что не нашлось достойных соперников…На правах рекламыЗа рулем 11/2011 293