212
213
214
ИССЛЕДОВАНИЯ, ТЕХНИКА | НОВИНКИ, ИЗОБРЕТЕНИЯМОТОР ИЗ БАГАЖНИКАКто сказал, что двигатель обязательно должен стоять под капотом? Вскоре этот штамп может уйти в историю. Виной тому две тенденции. Так называемый даунсайзинг позволяет строить ДВС весьма скромных габаритов, а развитие электромобилей с системой увеличения дальности пробега устранило механическую связь двигателя с трансмиссией. Он просто крутит вал генератора. Ну а маленький мотор можно разместить хоть в багажнике. Более того, прорабатывается вариант его упаковки... в бывшую нишу для запаски. Учуяв перспективный бизнес, за разработку подобных двигателей взялась немецкая компания «Мале». Раньше это имя мы чаще слышали в связи Вот он, двигатель будущего.  Сравнительная диаграмма выбросов СО2 (по сути, это показатель расхода топлива) обычного авто и электромобиля с мотор-генера­ тором в разных ездовых циклах – стандартном, «дом-работа-дом» (40 км в день) и так называемом развозном (120 км в день).с разными фильтрами, прокладками, кольцами и прочим. Учитывая специфические условия работы мотора, связанного только с генератором, (почти постоянный режим, небольшая требуемая мощность) на «Мале» разработали двухцилиндровый мотор со следующими характеристиками: рабочий объем 898 см3, мощность 41 л.с., четыре клапана, масса (вместе с генератором) 70 кг, габариты 416×327×481 мм. Сказать, где тут высота, трудно: агрегат работает в любом положении. Его встроенный генератор с жидкостным охлаждением на постоянных магнитах выдает 38 кВт при напряжении 320 В – то, что нужно для подзарядки тяговых батарей электромобиля. Разработчики «Мале» проверили несколько типичных вариантов использования электромобиля и пришли к выводу: с их моторчиком в багажнике экономия топлива составит не менее 60% по сравнению с машиной, оснащенной традиционным мотором объемом 1,6 л.С АВАТАРОМ НА БОРТУНет, мы не предлагаем взять в дорогу диск с популярным фильмом. Аватар вскоре может оказаться встроенным в автомобильную информационную систему AviCoS (Avatar-based virtual Co-driver System) стараниями концерна «Ауди» и ученых кафедры промышленной информатики Мюнхенского технического университета. Аватар в виде мультяшной девушки с приятным голосом озвучит конкретное значение, скажем, загоревшейся лампочки Check Engine, примет голосовые команды и ответит на них на том же языке. «Девушка» поможет вспомнить (либо изучить) назначение многочисленных органов управления, рычажков и кнопочек. Достаточно включить режим подсказок и дотронуться до незнакомой ручки – и вамобаятельно расскажут о ее назначении. Аватар этим не ограничивается: «девушка» анализирует темп речи и интонации водителя и делает умозаключения о его состоянии, перегруженности сложной дорожной обстановкой. Зафиксировав последнюю, она исчезнет с экрана, оставив лишь свой голос, и ограничит длину фраз.  Аватар поможет освоиться в новом автомобиле и не даст скучать в дороге.212 За рулем 11/2011 ЛАЗЕРНАЯ АТАКА?Источники света в фарах прошли долгий путь: от слабенького огонька свечи – к нити накаливания, галогенной и ксеноновой лампе и, наконец, к светодиодам. Наконец? Оказывается, светодиоды – лишь очередной промежуточный этап. Разработчики БМВ идут дальше и пытаются заменить обычные светодиоды… лазерными. Но что, если в результате сбоя в системе управления или просто на ухабе луч «гиперболоида» попадет в глаза встречного водителя? На самом деле все не так мрачно. Ведь никаким чисто лазерным лучом дорогу не осветить хотя бы потому, что этот луч по определению всегда монохромный: красный, зеленый, синий – но не белый. Инженеров заинтересовало совсем другое свойство лазерных светодиодов – их высокая светоотдача, достигающая 170 лм/Вт против 100 лм/Вт у обычного светодиода. При этом физические размеры лазерного источника света в сотню раз меньше: около 10 мкм против примерно 1 мм. Сверхъяркий луч будут направлять не прямо на дорогу, а на специальный люминофор для преобразования в привычный белый свет. Он останется столь же ярким, но лишится свойств опасной «световой иглы». Новинка уже воплощена в металле. Точнее, в фарах концепта БМВ-i8, представленного во Франкфурте.   Ни по световой картине на дороге, ни по виду фар сразу и не догадаешься, что вместо лампочек в них горят самые настоящие лазеры.На правах рекламы ИССЛЕДОВАНИЯ, ТЕХНИКА | НОВИНКИ, ИЗОБРЕТЕНИЯКОЛЕСО СТАВИТ РОБОТРобота пока научили не менять, а ставить колесо на автомобиль. Для обычной шиномонтажной мастерской он все-таки непомерно дорог. А вот на сборочном заводе, где количество устанавливаемых за день колес измеряется тысячами, новый робот фирмы IBG Automation придется ко двору. Итак, два робота «Кука» (Kuka) с шестью степенями свободы каждый берут в железные   Умная видеокамера определяет координаты отверстий под болты. Сильным многопалым «рукам» остается лишь завернуть их.лапы колеса и болты и прикручивают их на место. Задачка не банальная: нужно ведь точно насадить диск, совместив отверстия в нем и в ступице. Для этого робот оснастили измерительной видеокамерой Matrox Iris GT. Заметим, что автомат «озадачен» не только установкой колеса, но и его правильным выбором: на конвейере друг за другом идут авто разных моделей и комплектаций и каждому предназначен свой диск – всего 13 вариантов. И автоматика не имеет права на ошибку.ПРОТИВОТУМАННОЕ БУДУЩЕЕЭлектронные помощники берут на себя все больше забот по управлению системами автомобиля. Вот и дальний свет научились переключать на ближний, едва в его луч попадает встречное авто. А как быть с противотуманками? Сложность их автоматизации в том, что чисто оптически сенсор не может различить туман. И вот ученым берлинского Фраунгоферовского института надежности и микроинтеграции (IZM) удалось найти решение, вполне приемлемое даже для владельцев автомобилей среднего и компакткласса, которым приходится считать деньги. Работа выполнялась в рамках европейского проекта ADOSE совместно с исследовательским центром «Фиата» и производителем чипов STMicroelectronics. Получившаяся система состоит из видеокамеры, двух сенсоров и инфракрасного светодиода. В тумане ИК-импульсы рассеиваются, это рассеянное излучение ловят сенсоры, и умный прибор делает правильный вывод о дорожной обстановке. Вроде бы все элементарно, но, как всегда, есть нюансы. Инфракрасный луч может отразить­ ся и от каких-то предметов перед автомобилем.Поэтому пришлось собирать картинку с очень широкого угла: в тумане импульсы будут возвращаться и спереди, и с боков машины – отовсюду. Для улавливания отраженного излучения создали стеклянные микротрубки-световоды с зеркальным покрытием, изогнутые практически под углом 90°. Обычное стекловолокно тут не подошло: его нельзя согнуть с малым радиусом кривизны, а монтаж пока не поддается автоматизации (ручная работа всегда дорога). Теперь же удалось получить массу световых каналов в одном технологическом процессе. Именно это вселяет надежду на появление нового ассистента в недорогих авто.  Внешний вид нового «противотуманного» датчика. Слева направо: ИК-светодиод, объектив видеокамеры, фотоприемник рассеянного излучения.214 За рулем 11/2011