БЕЗОПАСНОСТЬ | ТЕХОСМОТРУже через пару месяцев нас ждет техосмотр по новым правилам. Пока никто толком не знает, что и как будут проверять. По этому поводу у ЗР появились предложения, которые изложил Игорь Моржаретто.ПО НАШИМ ПРАВИЛАМ240 За рулем 11/2011 В 1895 году по улицам СанктПетербурга гордо проехал первый автомобиль, а уже 11 сентября 1896 года Министерство путей сообщения России приняло постановление № 7453 «О порядке и условиях перевозки тяжестей и пассажиров по шоссе ведомства путей сообщения в самодвижущихся экипажах». В соответствии с ним при каждом таком экипаже должно было находиться удостоверение, свидетельствующее о его технически исправном состоянии. Для получения этого документа владельцам предписывалось проводить периодические проверки экипажей «тем же порядком и в те же сроки, которые установлены для паровых котлов на пароходах, плавающих по внутренним водам». Тем самым вводился обязательный технический осмотр. Современные правила проведения ГТО куда моложе: отсчет можно вести с 6 июля 1964 года, когда Совет министров РСФСР «во исполнение поручения Союзного правительства по согласованию с советами министров союзных республик и КГБ при Совете министров СССР» утвердил единые для всей территории СССР правила проведения технических осмотров автомобилей и мотоциклов. Тут мы, как всегда, пошли своим путем: функция проведения ТО была возложена на МВД. Впрочем, так же действуют и турки; остальные государства Европы доверили эту обязанность «мирным» ведомствам. В большинстве стран этим занимаются обычные сервисы, уполномоченные на то национальным минтрансом, муниципалитетами или вовсе общественными объединениями. Если сравнить параметры, по которым проверяют техническое состояние ТС у нас и в Европе, бросается в глаза принципиальная разница. Она в разных подходах даже не к автомобилю, а к человеку. В системе западных ценностей личность человека – первична, задача государства – обслуживать его интересы. Поэтому и родился здесь принцип презумпции невиновности, который распространяется даже на техосмотр. Поясню. В той же Германии, скажем, пристально проверяют лишь основные параметры, которые напрямую влияют на безопасность: работу тормозной системы и рулевого управления, наличие вредных выбросов, сроки замены подушек безопасности и т. д. Плюс внешний осмотр самой машины. Мелкие неисправности типа негорящей лампочки внимания проверяющих не привлекут. Они предложат поменять лампочку на месте или посоветуютИСТОРИЯ ТАЛОНАсделать это владельцу самостоятельно в ближайшее время. Если обнаружатся проблемы среднего уровня (скажем, не работает сигнализация), выдадут талон ТО, но временный, на три месяца: за это время хозяин обязан устранить неисправность. Словом, главное отличие – доверие к водителю. Он, владелец, обязательно сам позаботится об исправности своего автомобиля!САМЫЕ ГЛАВНЫЕ ВОПРОСЫПОДОЗРИТЕЛЬНЫЕ ЛИЦАD Срок действия талона ТО закончился в октябре этого года. Когда следует пройти техосмотр? С января 2012 года техосмотр будет жестко привязан к полису ОСАГО. Нет талона – страховая компания не имеет права заключать договор. А без этого документа, как известно, нельзя пользоваться автомобилем. Новый закон устанавливает: если срок действия талона ТО заканчивается в 2011 году, он продлевается до окончания срока действия полиса ОСАГО. Так что теперь надо смотреть не только на цифры в талоне, но и на дату в полисе. D У меня в талоне указана дата прохождения очередного ТО – июнь 2012 года, а новый полис ОСАГО надо покупать в феврале того же года. Какие могут возникнуть проблемы? Проблема будет одна: вы не сможете купить полис. Все дело в том, что на момент обращения в страховую компанию до окончания действия талона ТО должно оставаться не менее шести месяцев. D Надо ли теперь возить с собой талон ТО? В принципе, необходимость в этом отпадает, не требует предъявлять талон и новый закон. Проверять будут только полис ОСАГО. Если он есть, значит, техосмотр пройден. D Надо ли проходить ГТО для прицепа к автомобилю? Нет, с Нового года прицепы, имеющие разрешенную массу до 3,5 т и принадлежащие физическим лицам, от техосмотра освобождаются.У нас же всё наоборот. Всякий, кто увидит список технологических операций, которые должны проводить на пункте ГТО во время техосмотра, будет потрясен. Легковой автомобиль проверяется по 103 параметрам; если он оснащен газовым оборудованием, то список, понятное дело, удлиняется. При проверке грузовиков и автобусов пунктов в списке тоже больше. Но надо ли проверять обычную легковушку, не предназначенную для перевозки опасных грузов, так пристально? Чем больше граф в технологической карте, тем больше поводов для придирок появляется у проверяющего.ЗА ВСЁ В ОТВЕТЕМежду прочим, в любом случае система техосмотра – сама по себе,На правах рекламы | ТЕХОСМОТРа действительность заставляет хозяина следить за машиной хотя бы потому, что в случае ДТП спросят не с инспек‑ тора, который выдавал талон, а именно с водителя. Не верите? Пункт 2.3.1 ПДД: «Водитель транспортного сред‑ ства обязан… перед выездом прове‑ рить и в пути обеспечить исправность транспортного средства… Запрещается движение при неисправности рабочей тормозной системы, рулевого управ‑ ления…» и т. д. КоАП предусматривает наказания за нарушения, а если по при‑ чине нарушения произошло ДТП – наступит и уголовная ответственность. Словом, зачем дергать водителя по мелочам, коли он сам заинтересо‑ ван в хорошем техническом состоянии своего автомобиля?! Так нельзя ли в будущем, раз не решилось руководство страны отме‑ нить ТО вообще (так поступили в ряде американских штатов, в Австралии и даже в Украине), хотя бы сделать процедуру попроще? И соответственно подешевле? За советом мы обратились в НАМИ. Генеральный директор инсти‑ тута Максим Нагайцев рассказал, что перечень требований был утвержден в 1999 году и с тех пор не пересматри‑ вался. Конечно, в нем есть пункты, которые не грех сократить, и этот про‑ цесс уже идет. В ныне действующем Техническом регламенте по безопас‑ ности колесных транспортных средств изложены новые требования, обяза‑ тельные для выполнения при техниче‑ ском осмотре, и отменены некоторые проверки. Например, в разделе «Внешние световые приборы» уже не предусмо‑ трена проверка силы света габаритных огней, сигналов торможения и указа‑ телей поворота. Это, конечно, шаг впе‑ ред. Только, извините, кто раньше эти параметры проверял? Но в диагности‑ ческой карте они были, и трудозатраты инспекторов рассчитывались с учетом их выполнения… Однако требования Техрегламента, хотя и обязательные для российского транспорта, пока никак не «бьются» с постановлением правительства по техосмотру. Есть, конечно, надежда, что к началу 2012 года выйдет еди‑ ный документ, но и в нем, с нашей точки зрения, все еще много много лишних требований. Например, как влияет на безопасность автомо‑ биля наличие и состояние запасного колеса? Да во многих современных автомобилях его нет вовсе! Значит, владельцам таких нечего рассчитывать на талон ТО? Подобных пунктов в длиннющем перечне наберется не один десяток.СРОКИ ПРОВЕДЕНИЯ ТЕХНИЧЕСКОГО ОСМОТРА ЛЕГКОВЫХ АВТОМОБИЛЕЙПервый ТО через Германия, Япония 3 года Страна Австрия Швейцария через 3 года через 4 года через 3 года Последующие ТО каждые 2 года каждые 2 года плюс ежегодный контроль безопасности и выбросов через 3 года, затем каждые 2 года через 2 года, затем ежегодно каждые 2 года каждые 2 года, с 8 лет – ежегодно каждые 2 года, с 10 лет – ежегодно ежегодноБЕЗ ДЕНЕГФинляндия, Швеция Греция, Ирландия, через Италия, Норвегия, 4 года Франция через Голландия 4 года через Испания 4 года через Англия 3 годаВ странах ЕС принят минимальный объем проверок (96/96/EC) по следующему перечню: тормозная система, рулевое управление, обзорность, лампы, фары, электрические системы, колеса, выбросы, идентификационые номера, допоборудование. Выявленные недостатки делятся на незначительные, существенные и критичные для безопасности. При выявлении первых талон ТО выдается, но на три месяца; во втором случае – на месяц. И только при обнаружении критичных автомобиль лишается допуска к эксплуатации. В США необходимость прохождения техосмотра полностью отсутствует в 16 штатах, а в остальных на этот счет действует весьма лояльное законодательство. Проверяющих интересует в основном уровень СО в выхлопе двигателя. В Китае единой системы техосмотра не существует, каждая провинция или городская администрация устанавливает свои ограничения. В Австралии техосмотр проводят лишь при постановке автомобиля на учет или смене владельца.ЗАРУБЕЖНЫЙ ОПЫТПока в правительстве думают, как бы упростить процедуру техосмотра, «За рулем» готов выступить с рядом предложений. Во‑первых, в ходе техосмотра надо проверять только основные показатели, которые могут напрямую влиять на безопасность, в том числе экологи‑ ческую. Таких позиций три: работа тор‑ мозной системы, осветительных при‑ боров и содержание вредных выбросов. Плюс к тому общая проверка внешнего вида (речь идет не о наличии ржавчины, а о возможных протечках жидкостей, тонировке, а также работоспособности ремней безопасности). Причем для таких операций не потребуется доро‑ гостоящее оборудование, достаточно сертифицированных тормозного стенда и газоанализатора. Регулировку фар можно вообще проверить у любой стены – методику знает каждый выпуск‑ ник автошколы. Все остальные параме‑ тры – на совести владельца. Обязатель‑ ные требования могут ужесточаться, а их список – возрастать разве что по мере старения автомобиля. Во‑вторых, чтобы сертификат на право проведения подобного ТО мог получить практически любой хорошо оборудованный автосервис (ведь не при‑ дется тратить миллион долларов на ком‑ плекс диагностического оборудования, как сейчас). Пока же во многих регионах ГТО не более чем формальность… И третье, самое главное. Мы долго думали – как же извести коррупцию при проведении техосмотра? И в конце кон‑ цов решили: надо сделать его… бесплат‑ ным! Сервис предложит оплатить некие работы, чтобы все параметры соот‑ ветствовали установленным нормам, а если все хорошо – выдаст заветный талончик. Вы считаете, что с вас просят лишние деньги за ненужную работу? Так езжайте на другой сервис с лицен‑ зией, благо таких должно быть много! Покрывать расходы сервисменов (небольшие при нашей схеме) на про‑ ведение ТО должно государство. За осу‑ ществление этой процедуры станция должна получать налоговые льготы (ведь она выполняет важную государ‑ ственную задачу – заботится о безопас‑ ности транспорта!). В конце концов, чиновники могут направить на это дело часть тех денег, которые мы платим в виде транспортного налога. Его нам обещали отменить, но продолжают драть – в придачу к акцизу. Вот на такой техосмотр мы согласны! А вы? Благодарим за помощь в оформлении материала Андрея ГРИГОРЯНА, Никиту КЛИМОВИЧА и других участников сайта talon-to.ucoz.ru242 За рулем 11/2011