ДЕТАЛЯХ SSANGYONG KORANDO & TAGAZ TAGER РЕМОНТ и СЕРВИС | ВПОДРЫВ РЕПУТАЦИИМногие считают, что таганрогский «Тaгер» отличается от корейского «СанЙонга-Корандо» лишь эмблемой. Отличий куда больше, уверяет Игорь Козлов, и не все они пошли модели на пользу. Фото Константина Якубова.ИЗ ИСТОРИИ МОДЕЛИSsangYong Korando/TagAZ TagerD ДЕБЮТ: «Корандо» был впервые пред‑ ставлен в 1996 году. Выпускался под марка‑ ми «СанЙонг» и «Дэу». В 2006‑м снят с про‑ изводства в Южной Корее. «Тагер» начали собирать в Таганроге с января 2008‑го. При‑ чем помимо трехдверной освоили и пяти дверную версию, никогда не выпускавшуюся в Корее. Ныне «Тагер» снят с производства, перспективы его возрождения туманны. D КУЗОВА: 3‑ и 5‑дверный универсалы (SUV). D ДВИГАТЕЛИ: бензиновые, Р4, 2,0 л, 126 л.с.; Р4, 2,3 л, 140 и 150 л.с.; Р6, 3,2 л, 209–220 л.с.; дизельные, Р4, 2,2 л, 68 л.с.; Р4, 2,3 л, 77 л.с.; Р4, 2,6 л, 104 л.с.; Р5, 2,9 л, 98 и 130 л.с. D КОРОБКИ ПЕРЕДАЧ: М5, А4. D ПРИВОД: постоянный полный, либо задний с жестким подключением переднего моста (без межосевого дифференциала), либо только задний. D РЕСТАЙЛИНГ: в 2004 году на «Коран‑ до» изменились элементы интерьера и опти‑ ка. Именно эту рестайлинговую модель и вы‑ пускали на ТагАЗе. D КРЭШ-ТЕСТЫ: независимое тести‑ рование не проводилось. Результаты завод‑ ских испытаний (50 км/ч, 100‑процентное перекрытие) не оглашались.Готовить этот материал было сложнее обычного: большинство официальных дилеров ТагАЗа заняло круговую оборону, не желая делиться информацией. Но шила в мешке не утаишь – все болячки «Тaгера» хорошо известны и активно обсуждаются в Интернете. Что «Корандо», что «Тагер» построены на проверенных мерседесовских агрегатах и действительно похожи как две капли воды. Но только не с точки зрения надежности, о чем сегодня и поговорим.ПЕРЕХОДНЫЙ ПЕРИОДСамая болезненная для владельцев «тагеров» тема, известная с самого начала выпуска модели, то есть с 2008 года, – никудышная надежностьмеханической коробоки передач на машинах с бензиновыми двигателями (ЗР, 2010, № 8). Ездить с такой коробкой зачастую небезопасно. Скажем, если надо перейти на передачу ниже, чтобы притормозить двигателем, вы столкнетесь с непростой задачей: рычаг упрется в невидимую преграду из-за разности оборотов валов, чему виной не справляющийся со своими обязанностями синхронизатор, чаще второй или третьей передачи. Если включить передачу все же удается, неприятный хруст, издаваемый коробкой, отбивает желание даже касаться рычага. Проще тем, кто владеет старинными приемами – перегазовкой и двойным выжимом сцепления, но осваивать их на современном автомобиле, купленном к тому же за немалые деньги, вряд ли приемлемо.234 За рулем 11/2011 Владельцы требовали у дилеров замены агрегата. А те оказались не готовы. Да что дилеры, сам ТагАЗ попал в затруднительную ситуацию: на заводе пришлось выделить отдельный цех, где отремонтировали за первые девять месяцев 183 вышедшие из строя коробки – почти каждую пятую! Меняли синхронизаторы второй, третьей и четвертой передач в сборе с муфтами, но зачастую это не помогало: отремонтированный агрегат вскоре вновь начинал хрустеть. Некоторым владельцам коробку меняли четыре-пять раз! Тем временем ТагАЗ, не справляясь с ремонтом, придумал лишать владельцев гарантии из-за якобы неправильной эксплуатации машины: дескать, не следует переключать передачи при оборотах выше пяти тысяч. Но в руководстве по эксплуатации нет таких ограничений, поэтому дело порой доходило до суда. Как правило, решения были в пользу владельцев – разумеется, ценой потрепанных нервов. Справедливости ради отметим, что завод признал дефект массовым и даже публично извинился перед владельцами. ТагАЗ ведь тоже оказался в заложниках сложившейся ситуации, поскольку «СанЙонг» скрыл масштаб Багажник и без того невелик, а некоторые владельцы бензиновых версий, дабы сэкономить на топливе, размещают в нем 100‑литровый газовый баллон. Другой вариант – закрепить 40‑литровый между лонжеронами рамы. А если изменить геометрию выпускной системы, туда поместится и 50‑литровый.На правах рекламы ДЕТАЛЯХ |В SSANGYONG KORANDO & TAGAZ TAGERпроблемы и не очень спешил с ее решением. Похоже, соглашение между предприятиями не предусматривало никаких санкций в случае поставки дефектных узлов. Этим корейцы и воспользовались: по слухам, для снижения издержек они перенесли производство некоторых агрегатов, в том числе коробок передач, в Китай. Косвенным подтверждением этих слухов служит факт исчезновения с картера корейской маркировки. Как позже выяснилось, дело было не только в синхронизаторах, но и в несоосности валов. Этот дефект научились устранять на одной из фирм Екатеринбурга. Там удаляют всю начинку из коробки и, собрав части картера, обрабатывают постели подшипников за один переход. А чтобы зафиксировать с натягом внешнее кольцо, впрессовывают в постели дополнительные втулки. И только потом ставят новые муфты и синхронизаторы. К доведенным таким образом коробкам передач претензий нет, но ведь не каждый владелец готов отправиться на ремонт за тысячи километров.СТОИМОСТЬ ОТДЕЛЬНЫХ РАБОТ У ДИЛЕРОВ, руб.Компьютерная диагностика систем двигателя Диагностика ходовой части и тормозов Замена масла и фильтра двигателя (со снятием защиты моторного отсека) Замена свечей зажигания (на Р4) Замена турбокомпрессора (дизель) Замена сцепления Замена ремня навесных агрегатов (бензиновая/дизельная версия) Замена втулок и стоек стабилизатора передней подвески Замена тормозных колодок передних/задних (барабаны/диски) Регулировка углов установки колес Нормочас 880 1320 880 880 2750 9900 1320/1980 2200 880/ 1430/880 1650 1100СТОИМОСТЬ ОРИГИНАЛЬНЫХ ЗАПЧАСТЕЙ, руб.Крыло переднее Накладка бампера переднего/заднего Блок-фара/фонарь Фильтры: масляный/воздушный/топли в ный/салонный* (бензиновая версия) Фильтры: масляный/воздушный/топлив ный/салонный* (дизельная версия) Свечи зажигания (комплект) Ремень навесных агрегатов (бензиновая версия) Ремень навесных агрегатов (дизельная версия) Полуось заднего моста в сборе Задний стеклоочиститель в сборе Крестовина кардана Тормозные диски передние/задние*Изначально на заводе не устанавливался.11 310 13 000/ 14 700 5500/6400 600/600/ 600/1050 550/600/ 500/1050 1200 1400 1400 15 800 3800 750 3380/3200ПРИКЛЮЧЕНИЯ ЭЛЕКТРОНИКАС приходом осени 2008 года начались другие сложности: при температуре чуть ниже нуля бензиновый двигатель «Тагера» удавалось запуститьлишь с пятой-шестой попытки. На «Корандо», между прочим, такой проблемы не было. Оказалось, корейцы, адаптируя программу блока управления под наш климат и бензин, слегка ошиблись с настройками: из-за короткого импульса на форсунки смесь получалась слишком бедной. Дефект устранили, изменив параметр топливной характеристики с единички на четверку и подкорректировав температурный коэффициент. Перепрошивали блоки бесплатно, по гарантии. Была лишь одна загвоздка: не у каждого дилера имелось необходимое оборудование. На первых «тагерах» в комплектации Т5 постоянно работал вентилятор охлаждения двигателя. С этим дефектом разобрались достаточно быстро – оказалось, нужно было поменять местами контакты. Кстати, дилерская сеть ТагАЗа тоже его больное место. Известны случаи, когда при установке дополнительного оборудования на фирменных станциях техобслуживания умудрялись подрывать пиропатроны преднатяжителей ремней безопасности. ТагАЗу даже пришлось расторгнуть договоры с некоторыми продавцами.РОДИНА ПОМОЖЕТВсе эти проблемы закалили владельцев, и теперь они активно обсуждают Машина с турбодизелем – пожалуй, самая востребованная на нашем рынке. Забот с ним немного, не считая низкого ресурса турбокомпрессора. В окружении грязных подрамников блестит картер недавно замененной МКП. Причем на данной машине поменяли уже в третий раз. Для «Тагера», увы, стало нормой: коробка передач – расходник. На этой машине турбонаддув отказал на 2 тыс. км из-за замасливания улиток. Агрегат сняли, разобрали и, не найдя причины, вернули на место. Как ни странно, дефект исчез. ТНВД фирмы «Бош» работает даже на самой дрянной солярке – на топливную аппаратуру дизеля пока никто не жаловался.236 За рулем 11/2011 ДЕТАЛЯХ |В SSANGYONG KORANDO & TAGAZ TAGER Кроме стоек и втулок стабилизатора, в передней подвеске быстро изнашиваться нечему. Разве только со ступичными подшипниками не повезет. Средний ресурс колодок 30 тыс., дисков – около 90 тыс. км. в Сети, что из отечественных аналогов подойдет взамен капризного оригинала. У некоторых вседорожников в задней подвеске уже трудятся уазовские пружины, которые чуть жестче родных, благодаря чему удалось приподнять заднюю часть кузова на 55 мм (это стало хорошим подспорьем на бездорожье). Чтобы хватало хода отбоя амортизаторов, их заменяют «волговскими». Важно только помнить, что грузоподъемность машины больше от этого не становится. Жаль, пока не нашлось адекватной замены заводским полуосям заднего моста, которые, похоже, тоже китайские – с приличным «яйцом» в зоне рабочей поверхности сальника. Поэтому течь масла на тормозные механизмы после 20 тыс. км – обычное дело. Причем оригинальных полу осей в продаже практически нет, а если имеются, то в три раза дороже, чем обычно. Задний мост в версии с дисковыми тормозами: чулки пока сухие, но, бывает, начинают потеть маслом при пробеге 2–3 тыс. км. Здесь отпотевает входной вал редуктора, что нетипично. Случаются и более серьезные проблемы. На машине, побывавшей в нашей редакции год назад (ЗР, 2010, № 6), были обнаружены трещины на раме в районе заднего левого рычага подвески. То, что несущая деталь не переломилась пополам, считаем заслугой нашей тестовой группы, вовремя обнаружившей дефект. А ведь все могло бы закончиться печально! Других нареканий к ходовой части нет. Сравнительно слабыми признаны, пожалуй, лишь стойки переднего стабилизатора – через 40–50 тыс. км извольте поменять. Шаровые опоры, сайлент-блоки, рулевые тяги и наконечники служат порой более 180 тыс. км. С подшипниками ступиц как повезет. Разброс по ресурсу – в порядок: от 20 до 200 тыс. км. Здесь, кстати, китайские комплектующие превосходят корейские. И «Корандо», и «Тагер» не могут быть названы полноценными героями этой рубрики, поскольку первый уже стар, а второй слишком молод. Поэтому третью таблицу мы приводим без традиционного расчета стоимости затрат на километр пробега (ЗР, 2011, № 1). Эти машины выходят за рамки принятой методики, мы решили рассказать о них лишь из желания обратить внимание производителей на необходимость более грамотного выбора моделей для нашего рынка. Чтобы упрощенные технологии не подрывали доверия потребителя к давно уже известной модели. Благодарим компанию «АМ-Сервис» на Привольной улице (Москва), а также интернет-клуб www. korandovod.ru за содействие в подготовке материала.РАСЧЕТНЫЕ ЗАТРАТЫ ЗА ТРИ ГОДА ЭКСПЛУАТАЦИИ НОВОЙ МАШИНЫ, руб*.МОДЕЛЬДизельная Бензиновая версия, версия, МКП АКПКАПЛЯ ЗА КАПЛЕЙС двигателями особых проблем нет. Правда, и здесь ТагАЗ отличился: если на корейском «СанЙонге-Корандо» с дизелем серии ОМ662 турбокомпрессор служил вполне надежно, то на «Тагере» он иногда пропускает масло. Дефект массовым не стал, но откуда он появился на вроде бы отработанной конструкции? Видимо, опять сказывается неизвестное происхождение агрегата, на сей раз турбины. На пятидверных «тагерах» бывает еще один дефект: к 50–80 тыс. км может закиснуть ось заднего стекло очистителя. Рекомендуем при первых признаках, когда щетка начинает дробить по стеклу, разобрать и смазать механизм.Средняя цена нового авто 712 000 770 000 (в 2008 году) Стоимость ТО у дилеров за пробег 0–75 тыс. км 92 360 94 050 включительно (с расходниками) Вероятные затраты за пробег 0–75 тыс. км (деталь с заменой без учета гарантии) Свечи зажигания (одна внеплановая замена) – 2080 Турбокомпрессор 56 750 – Сцепление 18 350 – Ремень навесных агрегатов 3380 2720 Полуось заднего моста 18 220 Втулки и стойки стабилизатора передней подвески 3050 Шприцовка крестовин карданного вала 660 Тормозные диски (при интенсивной эксплуатации) и колодки передние 7720 Тормозные колодки передние (две замены) 7360 Тормозные колодки задние (дисковый механизм) 4180 ИТОГО 924 030 910 040 Средняя цена трехлетнего экземпляра с пробегом 75 тыс. км 501 000 487 000 Потери в эксплуатации (сумма затрат на авто с вычетом его продажи)** 423 030 423 040 Средний расход топлива в городе (данные производителя), л/100 км 11,4 19,9 Расходы на топливо (А92; 28 руб./л; ДТ, 26 руб./л) 222 300 417 900 Возможные дополнительные затраты за пробег 0–75 тыс. км (деталь с заменой) Задний стеклоочиститель 4350 Втулки и стойки стабилизатора передней подвески (вторая замена) 3050 Крестовина переднего кардана 1410 Замена масла в АКП – 2660 Ремонт МКП (без учета запчастей) 6600 –* Цены на сентябрь 2011 года, ремонт и ТО у дилера. ** Без учета страховок, шин, инфляции и ДТП.238 За рулем 11/2011