ТЕХНИКА | ИЗМЕРЕНИЕ МОЩНОСТИ ДВИГАТЕЛЯПОМЕРИМСЯ СИЛАМИПривычная автомобилистам лошадиная сила – величина внесистемная и непостоянная. У одного и того же автомобиля реальная мощность двигателя может существенно меняться в зависимости от методики измерения. «Лошадей» считал Кирилл Милешкин.Таблицы технических характеристик от автомобильных компаний обычно сообщают мощность двигателя в двух единицах измерения – киловаттах и лошадиных силах. Но официально принятой единицей измерения мощности является ватт – отправная точка для определения «поголовья» более привычных публике «лошадей».ЛОШАДИНАЯ НАЦИОНАЛЬНОСТЬАвтопроизводители используют две лошадиные силы: механическую и метрическую. В основе первой лежат расчеты Джеймса Уатта. По его наблюдениям, средняя лошадь, вращая колесо мельницы, проходит за минуту 181 фут (55,17 м), развивая 180 фунт-сил (82,1 кгс). Округлив, онпринял за 1 лошадиную силу работу 550 футо-фунтов в секунду. При пересчете получаем 745,6999 Вт. Обозначают такую величину аббревиатурой hp (horsepower), а используют в Великобритании и США. На англоязычных сайтах встречается сокращение bhp (british horsepower). Метрическая лошадиная сила в ходу в Азии и большинстве европейских стран (Россия в их числе). Это мощность, необходимая для подъема груза массой 75 кг за 1 с на высоту 1 м над поверхностью Земли. При таком подходе в лошадиной силе 735,49875 Вт. Сокращенное обозначение метрической величины опирается на словосочетание «лошадиная сила» и его вариации: PS (Pferdestа rke) по-немецки, ch (chevaux) по-французски, CV (caballos de vapor) по-испански.Разность подходов дает для 100-киловаттного двигателя около 2 лошадиных сил расхождения: 134,1 и 136 л.с. для механической и метрической сил соответственно. Ряд англоязычных источников, заботясь о точности данных, указывает два значения – с использованием единиц измерения bhp и PS. Если приведено одно значение с буквами hp, логично опираться на страну происхождения автомобиля: скорее всего, мощность скопирована из данных производителя. Свою лепту в путаницу вносят методики измерений. Производители могут посчитать «табун» двигателя нетто или брутто. Замер мощности нетто подразумевает наличие на двигателе вспомогательных систем и агрегатов, с которыми он работает в автомобиле, – выпускной системы, вентилятора охлаждения, генератора, привод ных ремней. Мощность брутто не учитывает влияния этих составляющих и в результате превышает нетто-показатели на 10–25%. Мощность брутто ранее использовали производители США и Японии. Российским автомобилистам хорошо известен прецедент с мотором ЗМЗ-406, выдававшим на стенде 150 л.с., а на автомобиле – всего 130 сил. Разумеется, коррект нее указывать ту мощность, которая дойдет от двигателя до колеса автомобиля после всех потерь.ОСОБЫЕ УСЛОВИЯ Мощность двигателя в автомобиле измеряют на стенде с беговыми барабанами. Реальные цифры могут разойтись с «паспортом» даже на новой машине.Существует несколько стандартов для замера мощности силового агрегата. В них различаются условия, принятые за эталонные, и поправочные коэффициенты для206 За рулем 11/2011 корректировки полученных результатов. Больших расхождений в количестве лошадиных сил или киловаттов после измерений по тому или иному стандарту нет: страны избавились от «самостийных» методик измерения. Разница при пересчете из одной системы в другую не более 3%. В настоящее время на вооружении конструкторов стоят методы, разработанные в рамках общих правил измерений и стандартов соответствующей страны. В Германии это норматив Немецкого института стандартизации (Deutsches Institut fu r Normung) DIN 70020. Согласно ему измеряют мощность нетто на выходном валу двигателя и пересчитывают ее в метрические лошадиные силы. В масштабах всей Европы применяют вариации немецкого норматива DIN – ECE R24 и ECE R85, а также директиву 80/1269/EEC. До 1972 модельного года мощность двигателей, выпущенных в США, мерили брутто по стандарту SAE J1995. Позднее производители перешли на норматив SAE J1349, выдающий мощность нетто. В результате, к примеру, 5,7-литровый V8 «Шевроле-Камаро» ослабел с 330до 255 л.с. Нюанс методики состоит в снятии мощности с коленчатого вала двигателя, без учета трансмиссионных потерь. В Японии применяется индустриальный стандарт JIS D 1001. Страна восходящего солнца перешла на мощность нетто позднее остальных. Международная организация стандартизации ISO располагает целым набором нормативов для измерения мощности двигателей различными способами. Так, ISO 1585 регламентирует замеры мощности нетто для автомобилей, а ISO 2534 – мощности брутто. Даже если разобраться с тем, по какому стандарту и в каких лошадиных силах измерена мощность, прямое сопоставление не всегда возможно: у автомобилей разные выпускные системы, коробки передач. На показатели одного и того же двигателя влияет даже страна продажи. Причины – экологические требования, особенности налогового законодательства, нюансы настройки под климат или качество топлива. Механическая лошадиная сила действительно восходит к работе, производимой животным. В основу метрической силы положены округленные параметры.На правах рекламы