КЛАССИКИ CHEVROLET MASTER DA БЕЗ ГРАНИЦ | ЖИВЫЕСЕКРЕТЫ МАСТЕРСТВАВ этом году марка «Шевроле» отмечает 100 лет. Она прославилась в первую очередь массовыми моделями, которые пользовались уважением и в Европе. С автомобилем 1934 года под прицелом фотокамеры Георгия Садкова общался Сергей Канунников.324 За рулем 11/2011 За рулем 11/2011 325 КЛАССИКИ | ЖИВЫЕ CHEVROLET MASTER DAМы знакомы всего минут два дцать, а ощущение – словно прожили вместе много лет. Автомобиль уж очень уют ный, основательный и дружелюбный. Такому веришь с первых минут. А ездо выми манерами напоминает куда более молодые европейские модели.Много лет назад некий острослов уму дрился пошутить: мол, 60 процентов современных американцев зачаты на сиденьях «шевроле». Чем не при знание народности? Эту марку в кон церне «Дженерал моторс» с самого начала ориентировали на массового и не самого богатого покупателя. А главными конкурентами автомоби лей с крестом на решетке радиатора были «форды». Этот «Шевроле-Мастер DA» родился в 1934-м – в эпоху перемен. Самые страшные годы Великой депрес сии были уже позади. Новый курс пре зидента Рузвельта дал первые плоды: безработица немного снизилась, а про изводство выросло. Конечно, до насто ящего подъема было еще далеко, но в тот год продали уже более полу миллиона «шевроле», причем львиную долю – именно модели DA, старшей по отношению к более скромной DC. На уроке литературы былых времен «Мастер» назвали бы «типичным пред ставителем» – он ничем (вернее, почтиНАРОДНЫЙ ИЗБРАННИК Бампер, способный пружинить, – эдакий элемент пассивной безопасности. Полированный кружок в торце дополнительной фары выполнял роль зеркала заднего вида. То, что установлено рядом, – гораздо более позднее дополнение.ничем) не выделялся в ряду массовых американских машин. Рама, высокий кузов с массивными крыльями, длинные рессоры сзади. Рядный шестицилиндро вый двигатель объемом 3,35 л в те годы особым достижением уже не считался: «Форд» щеголял доступной «восьмер кой». По стоимости заклятые соперники были очень близки. Самый дешевый «Шевроле-Мастер DA» с открытым кузовом обходился в 540 долларов, солидный седан – в 640. «Форды» стоили на 30-40 долларов меньше. Но «Шевроле» обладал неоспоримым преимуществом – независимой пружин ной подвеской передних колес, которая делала автомобиль куда комфортней и послушней «Форда» с его поперечной рессорой. Вот откуда ощущение легкости управления. Так и хочется, восполь зовавшись почти пустой дорогой, посильней раззадорить машину и побыстрее заправить ее в поворот, несмотря на солидные крены. Хотя мне только кажется, что скорость довольно приличная, на деле километров пять десят в час…ИНОСТРАННЫЙ СПЕЦИАЛИСТВ Европе, куда этот «Мастер» попал в самом начале жизни, «Шевроле» счи тался символом солидности и хорошего достатка. Говорят, до Второй мировой войны машина принадлежала врачу. Причем, скорее всего, такому, который326 За рулем 11/2011 КЛАССИКИ | ЖИВЫЕ CHEVROLET MASTER DAмог позволить себе принимать пациентов в собственном кабинете. Выезжал он лишь к тем больным, чьи автомобили были не менее престижны, чем докторский, и кто подписывал соответствующие счета за лечение. Кстати, наш врач наверняка ездил с наемным шофером. Автомобиль, хоть и без лимузинной перегородки, сзади по-королевски просторен, а диванобшит мягкой дорогой тканью. Переднее же сиденье по-шоферски непритязательное – кожаное. В Америке тех лет 80 сил мощности не рекорд. Но для Европы, где и моторы в 40–50 л.с. считались отнюдь не слабыми, – очень внушительный показатель. Реклама «Шевроле» гласила: «80 миль в час с 80 лошадиными силами». Думаю, этот седан Шкала спидометра размечена с огромным запасом: до 150 миль в час. Запаска в крыле – типичное для машин 1930-х годов решение. В передней части салона лаконизм и простота внутренней отделки полностью соответствуют статусу массовой модели. Здесь полагается сидеть на практичной, но далеко не роскошной коже.действительно можно было разогнать до 125, а то и 130 км/ч. Только процесс набора скорости был долгим да и удовольствия не доставлял. Нормальная шоссейная скорость «Мастера» – километров семьдесят-восемьдесят. Тогда и автомобиль не напряжен, и водитель с пассажирами в своей тарелке. Длинные задние рессоры и потрясающей комфортности диваны гарантируют На пассажирском сиденье просторно и уютно. Задние форточки тоже открываются – для вентиляции. Кузов для этого «Шевроле» построила крупнейшая на тот момент американская кузовная фирма «Фишер».328 За рулем 11/2011 КЛАССИКИ | ЖИВЫЕ CHEVROLET MASTER DAто, ради чего и покупали такие автомо били, – удобство и спокойствие. Правда, шоферу, особенно внуши тельной комплекции, было тесновато. Неудобнее всего протискиваться между диваном и низким рулем. Тугие педали и не очень податливый рычаг коробки передач – норма тех лет. Главное – не забывать, что тяжелая машина осна щена механическими тормозами. Даже при не самом экстренном замедлении спина сама собой вжимается в спинку сиденья, помогая предельно напряжен ной ноге. Тридцать четвертый год выдался в мире относительно спокойным: кри зис понемногу отступал, по обе сто роны океана жизнь становилась сытней и стабильней. Правда, в Германии уже жгут книги и возводят первые конц лагеря, а в СССР начинается то, что потом назовут «большим террором». Но до перекроя Европы и очередной мировой войны еще далеко, и думать о подобных вещах в середине 1930-хсовсем не хочется. Особенно сидя в таком «Шевроле».ДОЛГОЖИТЕЛЬМодель «Мастер» появилась в ряду «Шевроле» в 1934-м. Версию DA с базой 112 дюймов (2845 мм) оснащали 80-сильным мотором объемом 3,35 л и трехступенчатой коробкой передач. Фирма предлагала восемь вариантов открытых и закрытых кузовов. Шасси служило также основой для творений сторонних кузовных фирм. В 1934-м построили 454 412 «мастеров DA», в том числе 124 754 седана.ТИПИЧНЫЙ ЯНКИУ этого «Шевроле» целый ряд несо ответствий оригиналу. Машина долго служила обычным транспортным сред ством. В Европе, особенно не в самой богатой ее части, такие авто даже через 30 лет после рождения вполне удов летворяли повседневные семейные нужды. Конечно, выглядели они совсем не модно. Но для тех, кто владел маши ной после Второй мировой, это было не самым главным, куда важнее основа тельность и надежность конструкции. Раму и некоторые иные узлы до сих пор толком и не реставрировали, а машина ведь вполне на ходу. Капитально же делали когда-то автомобили! Даже народные – как этот «Шевроле». Редакция благодарит Рижский Мотормузей за предоставленный автомобиль и помощь в организации съемки.330 За рулем 11/2011 Генеральный партнерПЯТЬ АВТОМОБИЛЕЙ «ЛАДА-ГРАНТА» ОБРЕТУТ ВЛАДЕЛЬЦЕВ 23 ДЕКАБРЯ 2011 ГОДА**Официальная дата розыгрыша автомобилей среди читателей, заполнивших и выславших анкеты и таблицы для голосования в Гран-при «За рулем»-2012. К участию принимаем анкеты, присланные до 23 ноября.За рулем 11/2011 331