OPEL ASTRA, FORD FOCUS, VOLKSWAGEN GOLF АВТОМОБИЛИ | ТЕСТСИСТЕМА КООРДИНАТ«Форд-Фокус» третьего поколения выглядит претенциозней предшественника да и стоит дороже. Любопытно, каков он на фоне своих земляков? Итоги испытаний подводит Сергей Канунников. Фото Александра Батыру и Александра Кульнева.52За рулем 11/2011 За рулем 11/201153 | ТЕСТ OPEL ASTRA, FORD FOCUS, VOLKSWAGEN GOLFOPEL ASTRAАвтомобиль выпускают c кузовом 5‑дверный хэтчбек с 2009 года. В 2011‑м представлены универсал и трехдверный GTS. В России собирают только 5‑дверный хэтчбек. ДВИГАТЕЛИ: бензиновые, 1,4 л (100 и 140 л.с.) и 1,6 л (115 и 180 л.с.). КОРОБКИ ПЕРЕДАЧ: механическая 5‑ступенчатая (100 и 115 л.с.), механическая 6‑ступенчатая (140 л.с.), автоматическая 6‑ступенчатая (140 и 180 л.с.). КОМПЛЕКТАЦИИ: Essentia, Engoy, Cosmo. ЭКСПЛУАТАЦИЯ: гарантия – 3 года или 100 000 км, межсервисный пробег – 15 000 км или 12 месяцев, 124 дилерских центра. ЦЕНА БАЗОВЫХ ВЕРСИЙ: 593 900–849 000 руб. (5‑дверный хэтчбек). ТЕСТОВЫЙ АВТОМОБИЛЬ: 1,4 л, 140 л.с., 6‑ступенчатый автомат, Cosmo, опции, 940 000 руб.FORD FOCUSМодель третьего поколения дебютировала в 2010 году. Производят в России с августа 2011-го. Вслед за 5‑дверным хэтчбеком на конвейер встал седан, позднее появится универсал.VOLKSWAGEN GOLFШестое поколение модели представлено в 2008 году. В России продают обычные 3‑ и 5‑дверный хэтчбеки, а также их спортивные версии GTI и R. ДВИГАТЕЛИ: бензиновые, 1,2 л (85 и 105 л.с.), 1,4 л (80 и 122 л.с.), 1,6 л (102 л.с.); дизельный, 2 л (110 л.с.). КОРОБКИ ПЕРЕДАЧ: механическая 5‑ступенчатая (80, 85, 102, 110 л.с.), механическая 6‑ступенчатая (105, 122 л.с.), 7‑ступенчатая DSG (102, 105, 122 л.с.). КОМПЛЕКТАЦИИ: Trendline, Highline. ЭКСПЛУАТАЦИЯ: гарантия – 2 года без ограничения пробега, межсервисный пробег – 15 000 км или 12 месяцев, 94 дилерских центра. ЦЕНА БАЗОВЫХ ВЕРСИЙ: 551 000–847 620 руб. (3‑ и 5‑дверный хэтчбеки). ТЕСТОВЫЙ АВТОМОБИЛЬ: 1,4 л, 122 л.с., 7‑ступенчатая DSG, Highline, опции, 880 000 руб.ДВИГАТЕЛИ: бензиновые, 1,6 л (105 и 125 л.с.) и 2 л (150 л.с.); дизельный, 2 л, 140 л.с. КОРОБКИ ПЕРЕДАЧ: механическая и автоматическая 5‑ступенчатые. КОМПЛЕКТАЦИИ: Ambiente, Trend, Trend Sport, Titanium. ЭКСПЛУАТАЦИЯ: гарантия – 2 года или 100 000 км, межсервисный пробег – 20 000 км или 12 месяцев, 143 дилерских центра. ЦЕНА БАЗОВЫХ ВЕРСИЙ: 499 000–819 500 руб. (5‑дверный хэтчбек). ТЕСТОВЫЙ АВТОМОБИЛЬ: 1,6 л, 125 л.с., 5‑ступенчатая механика, Titanium, опции, 748 000 руб.54За рулем 11/2011 Такие машины оценивают чаще не поэзией, а математикой. Нет, конечно, внешность важна. Неслучайно дизайнеры «ФордаФокус» постарались перещеголять смелыми изгибами и резковатыми переходами линий не только академичный «Фольксваген-Гольф», но и куда более смелую, с претензией на спортивность, «Астру». К слову, эти лейтмотивы повторяются и в салоне. Но главное назначение таких машин – прозаичная семейная служба, заданная тремя основными «осями»: городские поездки, вылазки на дачу и в ближний пригород, дальние путешествия. Такая вот у их владельцев система координат.ГЕОМЕТРИЯ И СТЕРЕОМЕТРИЯЧасто вы видите в городе машину, в салоне которой больше двух человек? Этой паре будет уютно в любом из трех автомобилей. Впрочем, при ближайшем рассмотрении различия все же найдутся. Создатели «Опеля» и «Форда», пытаясь соорудить некое подобие гоночного кокпита, зажали седоков между мощными дверями и консолями. Не то чтобы уж очень тесно, но некоторую скованность ощущаешь. В «Фольксвагене» вольготно даже самому тучному эксперту. Да и входить-выходить в «Гольфе» удобней. А особой гибкости требует проникновение в низкое,но, будем справедливыми, удобное кресло «Опеля». Самое простенькое на вид сиденье – в «Гольфе», фордовское выглядит побогаче, почти как в «Астре», но сидеть удобно в каждой машине. Словом, здесь – паритет. Чего не скажешь про органы управления. С основными все в порядке, но командовать «музыкой», климатом и прочим в «Опеле» посложнее. Скажем, кнопку включения обогрева руля я хотел бы видеть именно на руле, да и с другими клавишами с разбегу не разберешься. Дизайн интерьера «Форда» вначале тоже немного ошарашивает. Но к нему быстро привыкаешь – все наглядно, удобно, понятно. Ну а фирменная фольксвагеновская простота с точки зрения эргономики вообще никакой критики не вызывает. Лучший по обзорности – также самый традиционный в нашей тройке «Гольф». Ему бы еще наружные зеркала побольше. В «Форде» обзорность через окна хуже, зато зеркала самые правильные. «Опель» же напоминает спортивное купе. Стойки скрывают немалую часть окружающего мира, а в зеркала обычно наблюдаешь выпирающие бока своей машины. Собрались с семьей на дачу? Или даже в дальний забег? «Гольф» и здесь лидер. Сзади вполне просторноНа правах рекламы | ТЕСТ OPEL ASTRA, FORD FOCUS, VOLKSWAGEN GOLFOPEL ASTRA Салон «Астры» богато укомплектован, ярко отделан, но несколько хаотичен. Приборы хороши. Правда, управлять бортовым компьютером кнопкой на левом подрулевом переключателе неудобно.FORD FOCUS Консерваторов «Фокус» способен отпугнуть кричащим стилем интерьера. Впрочем, с эргономикой здесь все в порядке. Раскосые колодцы приборов четкости восприятия вовсе не мешают.VOLKSWAGEN GOLF Создатели «Фольксвагена» явно считают, что понятия «простота» и «гармония» – синонимы. Во многом они правы. Комбинация приборов ярка и понятна.56За рулем 11/2011 Блок климатконтроля в целом понятный. Отправляться на задний диван «Опеля» без особой нужды не хочется: пролезать тяжело, сидеть тесно. Садящегося в машину «Опель» приветствует подсветкой панели под селектором коробки передач. По расположению кнопок блок управления климатом традиционен. А потому и вопросов не вызывает. Сидеть сзади в «Фокусе» сносно благодаря вогнутой форме спинок передних кресел. Переключатели света без четкой фиксации колесика не слишком удобны. Однако такой мы нашли не только в «Форде», но и в «Опеле». В интерьере «Гольфа» все предельно лаконично и эргономически грамотно. «Фольксваген» оказался самым просторным для задних пассажиров. У коробки передач «Гольфа» помимо стандартного режима есть ручной и спортивный.За рулем 11/201157 | ТЕСТ OPEL ASTRA, FORD FOCUS, VOLKSWAGEN GOLFдля двоих. Троим уже тесно, но пять человек в одну машину сейчас редко набивается. По объему багажника «Фольксваген», правда, немного про игрывает «Опелю». Но тот уж очень не любит задних пассажиров! Колени упираются в спинки, а дверной проем столь узкий, что нога неминуемо обо трет кузов. «Форд» расположился ровно посередине: не так тесно, как в «Опеле», но похуже, чем в «Фолькс вагене». А вот багажник у нового«Фокуса» оказался самым скромным. Во многом все-таки из-за полнораз мерной запаски (конкурентам снизим оценки за докатки), но 248 л объема по методике измерений ЗР – это совсем кисло!ФИЗИКА ТВЕРДЫХ ТЕЛУ всех трех в характере отчетливо видна одна инженерная школа. Каждый автомобиль по-своему хорош, и мно гие нюансы ощущаешь лишь в прямомсравнении – пересаживаясь из машины в машину и утюжа одни и те же дороги. «Астра» подкупает плавностью хода. Мелочи, особенно на высоких скоростях, она практически не заме чает. На серии волн начинается рас качка кормы, но совершенно не крити ческая. Мотора в 140 л.с. «Астре», разуме ется, хватает. Еще бы автоматическая коробка передач не затевала временами суету, то задумываясь, то судорожно У «Астры» самый большой багажник. Но подушка заднего сиденья не откидывается. Емкий багажник – хорошо, докатка – плохо. Второе в дальних путешествиях порой важнее первого. Для семейного автомобиля багажник уж очень мелкий. Зато подушки сидений откидываются. Под полом «Форда» полноразмерное запасное колесо и отсеки для мелочей. За них спасибо! Багажник «Гольфа» немного меньше, чем у «Астры», но значительно вместительней фордовского. Полноценное запасное колесо для «Фольксвагена» – опция.58За рулем 11/2011 | ТЕСТ OPEL ASTRA, FORD FOCUS, VOLKSWAGEN GOLFВ суете городов маневренность – один из важнейших показателей. По заводским данным, она у машин почти одинаковая: радиус разворота «ФольксвагенаГольф» – 5,4 м, у «Форда» и «Опеля» – по 5,5 м. Мы измерили радиусы самосто ятельно по краю правого крыла: «Гольф» – 5,4 м, «Астра» – 5,65, «Фокус» – 5,75 м.РАЗВЕРНИТЕСЬ, ВАС СНИМАЮТ!Смотрите на iPad: разворот вживуюА БУДЕТ СВЕТ?Приходилось менять лампу фары? А в темноте, в дождь? Тот, кто готов доверитьсясервису, как правило, потеряет на визит массу времени. А ехать надо сейчас, хотя бы с работающей левой (к правой, как правило,подобраться проще). Вот мы и взялись поменять три лампы с помощью рук, инструкции и простейшего инструмента. Первое место по удобству замены занял «Форд». Как и на прежнем «Фокусе», нужна отвертка (которой нет в штатном комплекте), но сойдет и перочинный нож или что-то подобное. Отвернув два винта, легко сдвигаем фару, вынимаем патрон вместе с лампой. Очень удобно! Время работы 2 минуты 16 секунд. Второе место у «Фольксвагена». Инструмент не нужен. Снять пластмассовую крышку и вытащить патрон с лампой несложно. Тесновато, конечно, но даже крупная кисть пролезает. Здорово, решили мы и… помучились, прилаживая крышку на место. С непривычки не сразу попали выступами в пазы и даже посветили фонариком. Время работы 4 минуты 14 секунд. На третьем месте – «Опель». Поворотная ксеноновая фара – это, конечно, здорово, но и она не вечна. До защитной крышки добрались, вынув горловину бачка омывателя. Но чтобы демонтировать электронный блок, надо снять фару, использовав узкий торцовый – трубчатый ключ да еще и «Торкс». К простейшим инструментам их уже не отнесешь.60За рулем 11/2011 | ТЕСТ OPEL ASTRA, FORD FOCUS, VOLKSWAGEN GOLFДАННЫЕ ПРОИЗВОДИТЕЛЯМОДЕЛЬ OPEL ASTRA FORD FOCUS VW GOLFОБЩИЕ ДАННЫЕ Размеры, мм: длина/ширина/высота/база 4419/1814/1510/2685 4360/1825/1485/2650 4199/1786/1480/2578 колея спереди/сзади 1544/1558 1550/1540 1541/1514 Объем багажника, л 370/1235 277/1062 350/1305 Радиус поворота, м 5,5 5,5 5,4 Масса снаряженная/полная, кг 1373/1870 1276/1825 1316/1850 Время разгона 0–100 км/ч, с 9,8 10,9 9,5 Максимальная скорость, км/ч 201 196 200 Топливо/запас топлива, л А95/56 A95/55 A95/55 Расход топлива: городской/ 9,7/5,5/7,0 8,0/4,7/5,9 7,7/5,0/6,0 загородный/смешанный цикл, л/100 км Выброс CO2, г/км 164 136 138 ДВИГАТЕЛЬ бензиновый бензиновый бензиновый Расположение спереди поперечно спереди поперечно спереди поперечно Конфигурация/число клапанов Р4/16 Р4/16 Р4/16 Рабочий объем, смз 1364 1596 1390 Степень сжатия 9,5 11,0 10,0 Мощность, кВт/л.с. 103/140 при 4900 об/мин 92/125 при 6000 об/мин 90/122 при 5000 об/мин Крутящий момент, Н.м 200 при 1850–4900 об/мин 159 при 4000 об/мин 200 при 1500–4000 об/мин ТРАНСМИССИЯ Тип переднеприводная переднеприводная переднеприводная Коробка передач A6 М5 A7 Передаточные числа: 4,58/2,96/1,91/1,45/1,00/ 3,58/2,04/1,41/1,11/0,88/ 3,77/2,27/1,53/1,12/1,18/ 0,75/–/2,94 –/–/3,62 0,95/0,80/4,17 I/II/III/IV/V/VI/VII/з.х. Главная передача 3,23 3,82 4,44/3,23* ХОДОВАЯ ЧАСТЬ типа «Мак-Ферсон»/упругая типа «Мак-Ферсон»/ типа «Мак-Ферсон»/ Подвеска: спереди/сзади поперечная балка многорычажная многорычажная Рулевое управление реечное с электроусилителем реечное с электроусилителем реечное с электроусилителем дисковые вентилируемые/ дисковые вентилируемые/ дисковые вентилируемые/ Тормоза: передние/задние дисковые дисковые дисковые Размер шин 215/50R17 215/55R16 195/65R15*I–IV передача/V–VII передача.и не всегда осмысленно меняя скорости. К тому же «Опель» шумноват. На разгоне по-спортивному рычит мотор. На шоссейных скоростях поют шины. Здесь звуковой фон настойчивее, чем хотелось бы, и заметнее, чем в «Форде» и «Фольксвагене». Управляемость «Астры» далека от понятия «посредственная». Но «Гольф» и «Фокус» более собранные и послушные. Хотя мотор «Гольфа» на целых 18 л.с. слабее опелевского, в разгоне до 100 км/ч «Фольксваген» проигрывает всего-то десятую долю секунды. Во многом это заслуга семиступенчатой DSG. Хотя и к ней надо приноровиться. Поначалу нажал плавно – не едет, вдавил посильнее – сработала противобуксовка. Но, приспособившись к чуть задумчивой педали газа, не нарадуюсь живому отклику машины! А в положении селектора S реакции и вовсе стремительные и однозначные. На ходу «Гольф» более явно, чем «Астра», передает характер неровностей, бумкает на швах и камешках. Но в поворотах держится отменно, на руление реагирует без запинок. При этом ненужной резкости за рулем «Фольксвагена» не ощущаешь. «Форд» по четкости реакций, устойчивости на прямых и в поворотах трудно отличить от «Фольксвагена». Да и шумом он тоже не давит. Но в части динамики «Фокус» отстает, причем даже при очень умелом обращении с механической коробкой. Вроде62За рулем 11/2011 | ТЕСТ OPEL ASTRA, FORD FOCUS, VOLKSWAGEN GOLFСРЕДНЕЕ ЗНАЧЕНИЕ УРОВНЯ ШУМА В САЛОНЕ, дБА (замеры ЗР)Скорость (передача) OPEL ASTRA FORD FOCUS VW GOLF 80 (D) 65,5 100 (D) 66,3 120 (D) 68,2 Разгон 0–100 км/ч (макс. уровень) 76,1 72,7 71,766,5 (IV) 65,6 (IV)/ 64,9 (V) 68,7 (V) 65,3 65,9 68,1заявлены 125 сил и с передаточными числами трансмиссии все в порядке, а едет куда ленивее 122‑сильного «Фольксвагена». Зажали экологией?СУММА И ЧАСТНОСТИЗАМЕРЫ ЗРОценки расставлены, итоги подведены. Но даже с математических позиций не все однозначно. А ведь есть и трудно передаваемые числами впечатления. Проигравший «Опель» все равно вспоминаем с теплотой: многим очень важна динамика, а еще чаще – ком‑ форт. Иного привлекут просторный салон, выверенная инженерия и эрго‑ номика «Фольксвагена». «Форд», помимо уже описанных достоинств, в сравнимых комплектациях будет подешевле конкурентов. Впрочем, уже ненамного. Но выбор пакетов и опций – дело еще более тонкое, чем оценка самого автомобиля. Многое зависит от той системы координат, в которой живете именно вы.H, мм H 1, мм H2, мм B1, мм B2, L3min/max, B3min, мм мм мм H3, мм Н4, мм Vбаг., М1, М2, M (M1+M2), h, л кг (%) кг (%) кг мм h1, ммМодель OPEL ASTRA FORD FOCUSL1, ммL2, мм990– 1235 990– 1180 970– VW GOLF 1195*По защите двигателя.550– 1163 1030 975 1400 1335 810/1750 990 540 740 352 830 615– 1195 1030 955 1410 1300 730/1645 1025 415 765 248 850 575– 1190 1040 960 1390 1335 665/1700 1020 450 745 340 830907 (61) 798 (52) 830 (62)582 (39) 727 (48) 502 (38)1489 1525 1332145* 220 130* 220 145* 195ЭКСПЕРТНАЯ ОЦЕНКА АВТОМОБИЛЕЙГеометрическая проходимость Плавность хода Задняя часть Модель Сиденье Эксплуатация Общая оценка Рабочее место водителя Органы управления Салон Ходовые качества Поведение на дороге Динамика Багажник Комфорт Приспособленность к РоссииПередняя частьТормозаКлиматСервисОбзорСергей Канунников: «Так или иначе, но в этом классе «Фольксваген- Гольф» – точка отсчета. «Фокус» третьего поколения, оттеснив «Астру», довольно уверенно приблизился к лидеру. По цене, правда, тоже заметно подрос. Но по- другому, наверное, и быть не может».8 OPEL ASTRA 8 FORD FOCUS 8777788 88Шум898887 Отменная плавность хода, хорошая динамика. Плохая обзорность, спорная эргономика, тесно на заднем диване, запасное колесо – докатка.7,7 8,0 8,3887877 89988799 Удачный компромисс между плавностью хода и управляемостью, хорошие боковые зеркала, логичная эргономика. Слабоват в динамике, очень маленький багажник, мал дорожный просвет.VW GOLF889988 89988888 Просторен спереди и сзади, хорошая динамика, отличная управляемость. Нет полноразмерного запасного колеса в базе, маловаты боковые зеркала.Баллы проставляются коллегиально, группой экспертов ЗР. Оценка не является абсолютной, она показывает место машины в данном тесте с конкретными соперниками. Максимальная оценка – 10 баллов (идеал). 8 баллов – норма для этого класса машин.64За рулем 11/2011