ИССЛЕДОВАНИЯ, ТЕХНИКА | НОВИНКИ, ИЗОБРЕТЕНИЯЗА СТЕКЛОМДо сих пор head-up-дисплеи, проецирующие показания приборов, указания навигатора и прочую информацию на ветровое стекло, были прерогативой лишь дорогих авто. Однако и в данной области срабатывает тенденция удешевления технических новинок и их распространения на массовые автомобили. Дисплей, представленный фирмой «Джонсон контролс» в концепт-каре «Киа-Соул ie:3», как раз из таких. Он автономный (то есть пригоден для установки практически в любую машину) и выдает полноцветную 3D-картинку высокого разрешения, но не на ветровое стекло, а на специальное прозрачное стеклышко, выезжающее из корпуса прибора при включении. Таким образом, не нужна процедура настройки картинки под конкретный автомобиль: все уже сфокусировано. Причем так, что водителю кажется, будто показания спидометра и указания навигатора «висят» на рассто янии около 1,8 м. Поэтому считывать их можно, не переводя взгляд с дороги и не изменяя фокусировку глаз. А это прямой вклад в безопасность!В ТИХОЙ КАМЕРЕАкустическая лаборатория «Вольво» настолько тихая (уровень шумов в ней не превышает 17 дБ), что через все помещение площадью 2500 м отчетливо слышно, как урчит в желудке у испытателя. Такие условия оказались особенно востребованы именно сегодня, с появлением гибридных и электромобилей. Оказалось, что шум двигателя отлично маскировал все иные шумы, а когда автомобиль поехал на электротяге, вдруг стало слышно, как… плещется топливо в баке! Стало быть, нужны новые подходы к шумоизоляции. И еще: для безопасности пешеходов, как считают на «Вольво», нужен не просто абы какой звук, а похожий на шум работающего ДВС – в процессе «эволюции» мы привыкли воспринимать его как сигнал опасности. Так что и эти, внешние звуки тоже отладят в тихой камере. Построенная в 2009 году лаборатория оказалась особенно нужной два года спустя. В концепте корпус дисплея спрятан, но ничто не мешает установить его в любом серийном авто прямо на торпедо.ESP НЕ ТОЛЬКО ДЛЯ ВОДИТЕЛЕЙЭлектронная система стабилизации – штука полезная: автоматически подтормаживая то или иное колесо, она затягивает автомобиль в поворот на заданную водителем траекторию и тем предотвращает заносы и аварии. Оказалось, на ESP можно возложить и спасение пешеходов! Разработчики компании TRW рассудили: раз уж электроника может притормаживать любое из колес, то ей ничего не стоит затормозить все четыре сразу. Главное – успеть отдать соответствующую команду, а для этого – вовремя заметить и идентифицировать человека на дороге. Вообще говоря, подобные системы распознавания образов уже существуют и активно используются в автомобилях. В данном случае, однако, ставку сделали не на видеокамеру. Точнее, не на нее одну. В помощь электронному глазу придали миниатюрный радиолокатор, работающий в диапазоне 24 ГГц. Как видите, радар и впрямь получился весьма миниатюрным и легко спрячется за зеркалом.Для срабатывания тормозов системе необходимо одновременно получить информацию от обоих датчиков – камеры и радара. И тогда скорость будет снижена, а пиропатрон отстрелит капот вверх для смягчения удара. Потому что речь в данном случае идет пока не о предотвращении ДТП, а лишь об уменьшении тяжести его последствий.172 За рулем 12/2011 ДАР ПРЕДВИДЕНИЯВ рамках проекта SIM (Safe Intelligent Mobility) под Франкфуртом успешно проходит тестирование на дорогах система связи между автомобилями Car-to-Car, предложенная «Фордом». Разработки ведутся с 2008 года, а перспективы зависят от развития соответствующей инфраструктуры и оборудования упомянутой системой связи большинства автомобилей на дорогах, иначе не добиться ее эффективности. Естественно, подобная программа потребует немалых инвестиций, поэтому целью демонстрации, прошедшей в конце осени, было подтверждение необходимости вложений и привлекательности новой системы. Каждый, вероятно, знает, как неприятно ехать в легковушке за грузовиком, фургоном или легковой машиной с наглухо затонированным задним стеклом: не видно, что делается впереди, оттого велик риск не успеть затормозить. В ходе теста между двумя оборудованными системой Car-to-Car автомобилями «Форд S‑MAX» вклинился «наглый водила» на «Транзите». Но теперь фургон стал как бы прозрачным: при торможении передний автомобиль послал сигнал об этом действии заднему – и на табло появилось предупреж дение, причем еще до того, как загорелись стоп-сигналы на грузовичке! С момента нажатия водителем-лидером на тормоз прошло всего 100 мс.Получается, что электроника позволяет предупредить возникновение опасной ситуации и по времени, и по возможности «увидеть», что творится перед мешающим обзору автомобилем. А ведь эта возможность дорогого стоит. На самом деле «Форд-Транзит», конечно, не стал прозрачным. Но табло позволяет «видеть» сквозь него.На правах рекламыЗа рулем 12/2011 173 ИССЛЕДОВАНИЯ, ТЕХНИКА | НОВИНКИ, ИЗОБРЕТЕНИЯКОРОНАРНАЯ ДОСТАТОЧНОСТЬНет числа попыткам сэкономить топливо за счет лучшего воспламенения смеси в цилиндре. Каких только чудодейственных свечей мы уже не видели: с дырочками, канавками, остриями, разрезами. А вот новинка компании «Федерал-Могул» (она известна больше по бренду «Чемпион»), представленная во Франкфурте этой осенью, изменила сам Вот такой сноп искр выдает новинка. Справа – обычная свеча, которую намерен похоронить «Чемпион».характер разряда. Пламя больше не возгорается из искры, вместо нее генерируется коронный разряд. Похожий в свое время могли видеть те, кому приходилось ремонтировать строчную развертку старых телевизоров: при частоте 15 625 Гц там возникал жужжащий и пахнущий озоном фиолетовый разряд длиной не в миллиметры – в сантиметры! Был он не смертельно опасным, а только неприятным, но, оказывается, такой вполне способен поджечь даже весьма бедную топливную смесь в цилиндре. Итак, убираем из свечи боковой электрод, центральный вытягиваем, насколько можно, наружу и прикрепляем на его кончик плоскую пластинку с острыми углами. Теперь осталось подать на такую свечу высоковольтное и высокочастотное напряжение, и вот он, тот самый коронный разряд, – пляшет молниями по камере сгорания. В отчете фирмы после испытаний системы ACIS (Advanced Corona Ignition System) на 1,6‑литровом двигателе с турбонаддувом и непосредственным впрыском утверждается, будто экономия топлива достигла 10%! Опасения, что такой способ зажигания приведет к слишком быстрому нарастанию давления в цилиндре и, как следствие, к более шумной работе мотора, не оправдались. А вот износа электрода при коронном разряде вообще нет – свеча получилась практически вечной. Удобно и то, что новую свечу просто ввертывают вместо обычной. Но не спешите в магазин: во‑первых, о начале серийного производства пока не сообщается, а во‑вторых, для свечи нужны ведь совершенно другие модуль и катушка зажигания.КУЛАК ЕЩЕ ПОСЛУЖИТПоворотный кулак – деталь дорогая, менять его муторно, а ведь порой приходится из-за сущей ерунды. Резьбу отверстий для болтов крепления тормозных механизмов со временем так разъедает ржавчина, что при попытке демонтажа она окончательно разрушается. Вот вам и счет на замену всей детали. Подобное характерно и для других соединений: что стоит, например, сорвать резьбу в отверстиях для свечей, лямбда-зонда. И рецепт скорой помощи тоже известен: можно восстановить витки, ввернув особо прочные спиральки из хромоникелевой стали. Теперь же фирма HeliCoil разработала аналогичные футорки и для соединений поворотных кулаков, где, как правило, используется резьба M9×1,25. Процесс восстановления элементарен и осуществляется в два этапа. Сначала специальным инструментом из набора отверстие за один проход рассверливают и нарезают в нем новую резьбу увеличенного диаметра и специального профиля. Затем в него вворачивают собственно футорку, – она ярко-зеленого цвета, чтобы при следующем ремонте сразу бросалась в глаза. Поворотный кулак с восстановленными отверстиями. Если бы не зеленый цвет новой резьбы, их пришлось бы пометить на нашем фото стрелками. Такая спиралька сэкономит и время, и деньги.Надежность и прочность восстановленного кулака и его соединений была проверена и подтверждена организацией технадзора TU V.174 За рулем 12/2011