ГРУЗОВИКИ | СИСТЕМЫ БЕЗОПАСНОСТИ MERCEDES-BENZПОСЛЕДНЕЕ ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕСовременный грузовик оснащен системами безопасности, что называется, на все случаи жизни. С возможностями такой на «Актросе» от «Мерседес-Бенца» знакомился Андрей Сидоров.автомобиль, сообщит о препятствии, разнице скоростей с ним и расстоянии до «цели». Если водитель почивает крепко и на тактичное предупреждение системы не реагирует, срабатывают будильники второй очереди – раздается звуковой сигнал, на панели загорается красный треугольник. Когда и это не помогает, а времени на уговоры уже не остается, система, наконец, употребляет власть – сама начинает торможение. Сначала с 30-процентной эффективностью, а потом – до юза, точнее, до срабатывания антиблокировочной системы. Таким образом, смысл ее работы в том, чтобы сначала предупредить водителя, дать ему шанс исправиться – и одновременно выиграть время для решительных действий. Работоспособность и эффективность электронного помощника и была показана при большом скоплении журналистов на полигоне. По утверждению представителей компании, система вдобавок отслеживает положение автомобиля на дороге и при попытке пересечь линию разметки без включения поворотника подает предупреждающий сигнал водителю. Кроме того, может поддерживать заданную дистанцию до впереди идущей машины – и вовремя сбросит газ и притормозит, если она опасно сократится. Впрочем, активировать эту функцию мне так и не удалось. Не смог, похоже, сделать это и инструктор, сидевший справа. По крайней мере, на скорости 60 км/ч я без труда не раз приближался к впереди идущей машине на расстояние до 2 метров. Куда уж ближе! Справедливости ради отмечу, что пару раз цвет дисплейчика системы на щитке тревожно менялся на красный. Но никакого торможения не происходило! Показательных упражнений, было, собственно, два. Первое – «Актрос» догоняет медленно едущую по дороге легковушку. Со стороны это выглядит довольно обыденно: приблизился, притормозил, подудел клаксоном, поморгал фарами и объехал. Вот, собственно, и всё. При этом, как говорят представители компании, система сама оценивает ширину препятствия и, если его можно объехать по свободной соседней полосе, лишь притормаживает, давая водителю секунду на раздумья. Второе – чуть более зрелищное. По легенде автопоезд со скоростью 70 км/ч приближается к стоящему на дороге автомобилю. Дальнобойщик «спит» и в ус не дует. Метров за шестьдесят до препятствия «Актрос» слегка притормаживает, видимо давая водителю время опомниться, и через секунду сам тормозит до дыма из-под колес. При этом так же отчаянно сигналит и моргает фарами. Что здесь от лукавого (водителя), а что сделала умная электроника, точно сказать не берусь – журналистов в «Актрос» не брали. Тем не менее несколько повторений «смертельного» номера прошли гладко – всякий раз автопоезд останавливался за пять-шесть метров до аварии. Я смог бы сделать это ничуть не хуже – конечно, если бы не спал за рулем.Одним из главных достоинств своих грузовиков «Даймлер» традиционно называет безопасность. В этот раз компания продемонстрировала, как работает Active Brake Assist второго поколения, которым оснащают магистральные тягачи «Мерседес-Бенц Актрос». Если предыдущие «помощники» распознавали в качестве возможной угрозы только движущийся впереди транспорт, то «активный помощник-2» реагирует и на неподвижные препятствия. Демонстрация, как водится, прошла на автодроме ФСО с его непременным каскадом фонтанчиков и проездом по динамической плите, провоцирующей занос задней оси машины (ЗР, 2011, № 10). Пусть это упражнение к самой новинке прямого отношения не имело – система стабилизации (ESP) и антиблокировочная (ABS), их эффективность на скользком покрытии давно известны, но, говорят, ружье, висящее на стене в первом акте, в последнем должно выстрелить. Если есть фонтаны, их надо задействовать! Замысел создателей второго поколения системы безопасности в том, чтобы постараться избежать аварии, даже если водитель уснул за рулем так крепко, что разбудить его никакими сигналами не удается. Радиолокатор прощупывает зону на расстоянии до 200 метров впереди автомобиля и, увидев в ней что-либо потенциально опасное, например движущийся или стоящий Возможности ESP и ABS на «гололеде» очень невелики, поэтому лучшие системы безопасности здесь – голова и опыт водителя.226 За рулем 12/2011