140
141
142
143
САМЫЕ НЕУДАЧНЫЕ КОНСТРУКЦИИРЕМОНТ и СЕРВИС | ТЕСТ-РЕМОНТКУБОККОНСТРУКТОРОВЗа годы существования этой рубрикиее героями стали более полусотни машин.Одни порадовали удобством обслуживанияи текущего ремонта, другие, мягкоговоря, не очень. О наиболее каверзныхрешениях расскажет Игорь Козлов.Фото Александра Батыру,Александра Кульнева,Георгия Садковаи Константина Якубова.140 За рулем 01/2012140-143(1_3G)_Galosha.indd 14001.12.2011 15:48:34 СВЕЧИ ЗАЖИГАНИЯВ этой номинации «лидер» – японский«Ниссан». Чтобы добраться до свечейна двигателях HR16 («Тиида», 1,6 л)и MR20 («Кашкай», 2,0 л), надо полмотора разобрать: демонтировать накладкуклапанной крышки, дроссельный узел,клапан адсорбера и впускной коллектор(ЗР, 2010, № 1 и 12). Не позавидуешьпутнику, вынужденному заниматься этимв поле. Даже имея запасные свечи и весьнеобходимый инструмент, можно остатьсяне на ходу из-за поврежденных прокладок.Формально они одноразовые, и, хотя, какпоказывает опыт, выдерживают двукратный  Конечно, поменять свечи на V6 тожебывает непросто. Но чтобы сложностивозникли на рядной «четверке»...демонтаж, все же весьма советуем иметьс собой запасные. По регламенту послезамены свечей положено подключить фирменный сканер и выставить обороты холостого хода. Конечно, за несколько цикловпуска-прогрева двигателя они сами придутв норму, но до тех пор, пока это произойдет,обороты будут плавать, что не на пользуни автомату, ни вариатору. При всем сказанном даже платиновые свечи официальноменяют через 30 тыс. км, а комплект оригинальных стоит около 4 тыс. рублей.  Дилеры обязаны после замены свечейскорректировать обороты холостого хода(как правило, они оказываются завышенными). Двигатель должен быть прогретдо рабочей температуры.РЕМНИ ПРИВОДАНАВЕСНЫХ АГРЕГАТОВНепросто поменять ремни на «фордах» с мотором 1,6 л (ЗР, 2008, № 3;2009, № 6) – там нет натяжного ролика,при этом агрегаты намертво закрепленына двигателе и лишены возможностисмещаться. Старый ремень просто разрезаем, а новый заводим на шкивы с помощью оправок и мыла. Даже опытныемеханики возятся вдвоем порой большечаса. Радует, что заявленный ресурсбольшой (200 тыс. км), но на самом делестолько не живут: изнашиваются шкивы,удлиняется сам ремень и, свистя, начинает проскальзывать гораздо раньше.А подтянуть его – никак. Иные умельцыподкладывают П-образные пластиныпод привалочные плоскости агрегатов,натягивая тем самым ремень, но такоерешение все же на любителя.  Даже опытные механики меняютремень вдвоем: один заводит ветвьна заходную часть приспособленияи ключом проворачивает шкив, другойв это время помогает монтажкой посадить ремень на ручьи.САЛОННЫЙ ФИЛЬТРПосмотреть бы в глаза конструкторам, такзапрятавшим фильтр на «Форде-Фокус II»,«Фьюжн» и «Мондео» (ЗР, 2008, № 3;2009, № 6; 2011, № 3). Для замены нужноснять педаль газа, отвернув три непростыегайки. Они с обжатым буртиком, поэтомуот руки не идут, а прямым удлинителемк ним не подлезешь – нужен либо гибкий,либо с карданчиком. Также необходимааккуратность , поскольку велик рискобломить шпильки, а чтобы их заменить, придется снимать весь педальныйузел. Отсоединять разъем педали газане рекомендуется – там слишком нежныеигольчатые контакты, поэтому висящаяна проводке педаль мешает вывернутьсаморезы лючка.Не лучше обстоит дело с «Маздой-3»(ЗР, 2009, № 11) – понадобится снятьпорожек, накладки панели приборов,бардачок, блок управления двигателем,предварительно обесточив автомобиль,а после сборки обучить стеклоподъемникиавтоматическому режиму. Так что в этойдисциплине два «героя». На их фонезамена фильтра у «Приоры» с «Калиной»,где снимают «жабо» и поводок дворника,выглядит совсем не сложной.  «Форд-Фокус II»: в варианте с автоматом заменить салонный фильтр немногопроще – педалей всего две, но и здесьопытный механик тратит около часа. Чтобыоблегчить задачу, лючок фильтра крепятпорой одним саморезом вместо трех.  Не каждый решится самостоятельноменять фильтр на «Мазде-3» (модельпредыдущего поколения). На фоне«разрухи» сам фильтроэлемент почтине виден, поэтому одна из его половинокпоказана стрелкой.ЛАМПЫ В ФОНАРЯХВ последние годы нас уже приучилик тому, что фонари для замены лампчасто нужно снимать. Сложность задачизависит от количества и хватки дополнительных фиксаторов. Самые зубастыеоказались у «Шевроле-Лачетти» с кузовом хэтчбек (ЗР, 2007, № 11) и «НиссанаТиида» (ЗР, 2010, № 1). Помнится, дажев четыре руки помучились, хотя при этомполивали ладони помощника сладкимчаем, чтобы они стали липкими. Лишьтогда скользящими ударами по рассеивателю удавалось стронуть фонарь с места.  Дополнительные фиксаторы фонаря«Тииды» излишне мощные, без помощника с ними зачастую не справиться. Еслилампа перегорела зимой, тяните до теплого гаража и дайте пластику как следуетотогреться, иначе может треснуть.За рулем 01/2012 141140-143(1_3G)_Galosha.indd 14101.12.2011 15:48:39 | ТЕСТ-РЕМОНТСАМЫЕ НЕУДАЧНЫЕ КОНСТРУКЦИИЛАМПЫ В ФАРАХ«Приору» добили технологи: с цельюунификации фиксирующая пластинана обеих фарах поворачивается в одну сторону. Если справа это удобно, то слева – нет.К тому же отсутствует четкая фиксация,отчего пластину легко обронить в полостьфары. Что у нас и случилось.Здесь места в «калоше» достались хэтчбеку«Шевроле-Лачетти» и «Ладе-Приора»с оптикой из Киржача (ЗР, 2007, № 11;2011, № 8). «Корейца» подвела элементарная оплошность конструкторов: чтобывынуть патрон поворотника, не хватаетнескольких миллиметров – патрон упирается в кронштейн кузова. Приходитсяснимать фару, а перед этим – решеткурадиатора и бампер, потратив уйму времени. А всего-то надо было расположитьлампочку под углом.  Из-за ненадежной фиксации скобылампы Н4 «Приоры» эту железку (стрелка)ничего не стоит обронить. Хорошо, еслина землю, но чаще она проваливаетсявнутрь фары.ТОПЛИВНЫЙ ФИЛЬТРАККУМУЛЯТОРНАЯ БАТАРЕЯВ большинстве бензиновых моторов фильтр встроен в погружнойтопливный насос. Отсутствие отдельного лючка в полу для доступак нему, как в «Форде-Фокус» и «Мондео», – не лучшее решение.Но здесь хотя бы не придется менять фильтроэлемент при каждом ТО – на 120 тыс. км его обычно хватает. Другое дело дизель,где не только интервал замены меньше, но еще и воду из отстойника периодически приходится сливать. На «СанЙонге-НьюАктион» (ЗР, 2011, № 9) для этого нужно снять аккумулятор, блокуправления двигателем и собственно фильтр в сборе, отсоединивтопливные магистрали. Более сложного случая пока не встречали.  Топливный фильтр на «Нью Актионе» расположен оченьнеудачно. Даже чтобы слить конденсат из отстойника, нужноснять аккумулятор и, отвернув крепеж, сместить блок управления двигателем. А ведь при качестве нашей солярки сливатьпридется часто!При каждом ТО батарею не меняют, однако в лютые холода кто-топредпочитает снять ее и занести на ночь в теплое помещение.Сложнее всего с «Волгой-Сайбер» (ЗР, 2009, № 5) – сначалапожалуйте демонтировать переднее левое колесо и вечно грязныйподкрылок. (Их, получается, тоже домой нести?) Да и сама батареянепростая, с выводами сбоку. Отыскать такую даже в Москве помоглишь седьмой звонок по магазинам. Как известно, дефицит диктуетцену, поэтому на батарею «Сайбера» она почти двойная.  Возможно, для американцев такое расположение батареина «Крайслере-Себринг» приемлемо, но для россиян на «ВолгеСайбер», аналоге заокеанской машины, явно не годится.ТОРМОЗНЫЕ КОЛОДКИ  Установить прижимную пластинуколодок на «Патриоте» можно двояко,но лишь одно положение правильное.А стоило предусмотреть ключ – и не ошибешься, даже если захочешь.С передними больше заморочек у «УАЗаПатриот» (ЗР, 2008, № 11). Дело в асимметричной пластине, поджимающей колодки.Разработчики не предусмотрели «защитуот дурака», и эту полезную железку можнопоставить двояко. Ошибешься – будет работать во вред, дополнительно изнашиваяколодки.Задние механизмы у всех более-менееприемлемые. За исключением ручника. Здесьотличился «Лифан-Солано»: для компенсацииудлинения тросов потребуется снять накладкупанели приборов, пепельницу, блок управления отопителем, центральную консоль с подлокотником и бардачком. Впору приурочитьработу к капитальному ремонту (ЗР, 2011, № 11).  Добраться до гайки, компенсирующейудлинение троса ручника, сложнее всегона «Солано» – полсалона надо разобрать.На наш взгляд, заглушка в кожухе туннеля была бы очень кстати.142 За рулем 01/2012140-143(1_3G)_Galosha.indd 14201.12.2011 15:48:42 МАСЛО В КП, ОХЛАЖДАЮЩАЯ ЖИДКОСТЬМАСЛО В ДВИГАТЕЛЕЗдесь нет равных «Ситроену-С4» (ЗР, 2010, № 2): и в механической коробке передач, и в автомате нет ни щупа, ни контрольнойпробки. Если, скажем, масло подтекает, то сколько надо долить?Хорошо хоть, ресурс масла МКП большой: по европейскому регламенту оно «вечное», а по российскому подлежит замене через100 тыс. км. В АКП первая замена предусмотрена на 15-й тысяче,а последующие – через каждые 90 тыс. км. Процедура, мягко скажем, занудная: при остановленном двигателе откручиваем пробкуснизу агрегата и стакан-футорку, стоящий следом. Слив масло,возвращаем детали на место и заливаем свежее масло черезсапун. Пускаем двигатель и через вывернутую сливную пробкуудаляем излишки масла. Не проще ли предусмотреть контрольнуюпробку сбоку картера?Нет на С4 и сливной пробки в системе охлаждения: чтобыслить антифриз, надо снимать нижний патрубок радиатора. И хотятакое решение не редкость, здесь важно после заправки системыне забыть выгнать воздушные пробки через два предусмотренныхдля этого золотника.Явных аутсайдеров в этом упражнении нет – при наличии смотровой канавы или эстакады худо-бедно справитесь с любойиз машин. И все же победную «калошу» у конкурентов вырвал«Ленд-Ровер»: на дизельном моторе «Дискавери 4» (ЗР, 2010,№ 9) нет масляного щупа. Уровень контролируют по электронномууказателю в щитке приборов, и, с одной стороны, это удобно:можно капот не открывать. Однако при замене масла хотелось быотслеживать уровень по щупу – так привычнее и на душе спокойнее, поскольку электроника может врать (случаи известны). Трубкащупа, закрытая заглушкой, на моторе имеется, поэтому непонятно, что побудило изъять сам стержень. Такая экономия на автоза 3 млн. рублей выглядит странно.  Не ищите щуп, его здесь нет («Дискавери 4»). При заменемасла дилеры используют свой, а вам, если обслуживаетемашину самостоятельно, советуем изготовить себе подобный –например, из старого тросика спидометра, нанеся метки на кончик в соответствии с показаниями электронного указателяв щитке приборов.  У «Ситроена-С4» нет контрольных пробок на картерах МКПи АКП, как и сливной на радиаторе. Это значительно усложняетзамену жидкостей. А на не менее французском «Рено», по крайней мере в механических коробках, – есть.На правах рекламы140-143(1_3G)_Galosha.indd 14301.12.2011 15:48:44