168
169
ЭКОНОМИКА |ДОРОГИ РОССИИАНАТОЛИЙЧАБУНИН:НАШИ ГЛАВНЫЕОБЪЕКТЫ –ДОРОГИ СОЧИИ ВЛАДИВОСТОКАУшедший 2011 год в дорожномстроительстве не был отмеченисторическими вехами. Это в 2010-мзавершили стройку века – трассу«Амур», а в прошедшем вроде быничего значительного… РуководительФедерального дорожногоагентства Минтранса РоссииАнатолий Чабунин с таким выводомне согласен. И вот что он рассказалИгорю Моржаретто.А.Ч.: Планы 2011 года мы выполнили,все объекты сдали в срок, некоторыедаже с опережением...И.М.: Анатолий Михайлович, что-тоя не помню громких строек. Вообще,среди сданных есть знаковые объекты?А.Ч.: Смотря для кого. Таких громких,как трасса Чита – Хабаровск, конечно,нет, но каждый объект важен как дляместных жителей, так и для всей России. Перечислю самые главные: новыймост в Татарстане через Вятку, обходУссурийска в Приморском крае (а этодва моста, путепровод через железнуюдорогу, две современные развязки…),обход Новосибирска. Многие объектыуникальные, ими строители могут гордиться.И.М.: Денег у дорожников вродедолжно было стать больше, ведь появились дорожные фонды...А.Ч.: Во-первых, пока заработалтолько федеральный дорожный фонд.  За три года в Сочи построят пять транспортных развязок («Адлерское кольцо»,«Голубые дали», «Стадион», «Виноградная –Донская», «Аэропорт»). О грандиозностисооружений можно судить по такому примеру: четырехполосная развязка «Стадион»включает в себя 5 эстакад, 2 моста, 21 опору.При этом надо понимать, что город стоитна слабых грунтах и для подобных сооружений сваи приходится забивать на глубинудо 20 м!Территориальные запустят с 1 января,и тогда мы сможем работать тесно,в связке. Во-вторых, да, денег сталовыделяться на дорожное хозяйствобольше, но самое главное – мы понимаем, что их у нас никто не отберет,и можем планировать работу на тригода вперед. Для нашей отрасли этоочень важно.И.М.: Вроде бы вопросу дорог правительство в последние год-два уделяетповышенное внимание. Какие из покаеще не решенных проблем в законодательстве, нормативной базе вы считаете главными?А.Ч.: Работа в этом направлении продолжается. Многие вопросы удалосьсдвинуть с мертвой точки во времясовещания, посвященного проблемамдорожной отрасли, которое прошлов мае прошлого года в Твери. Но пробелы еще остались. Самый большой,с моей точки зрения, – несовершенствонормативной базы по выкупу земли.168 За рулем 01/2012168-169_SochiDor.indd 16801.12.2011 16:18:18 Это очень долгий процесс, сложный,зависящий от многих обстоятельств,на которые мы повлиять не в силах.Сегодня по закону владельцу землиили строения дается год на размышление – согласиться ему на предложениепо выкупу или нет, и только после этогов случае отказа начинается процедураизъятия через суд. Мне кажется, этослишком долго.Нормативов в сфере оценкипереноса коммуникаций просто нет,поэтому зачастую владелец выдвигаетзавышенные, неоправданные требования, пытается за счет дорожногобюджета решить свои материальныепроблемы. И все это включается в ценустроительства...И.М.: Какие дорожные объекты2012 года важнейшие?А.Ч.: Две главные точки приложения сил – Олимпиада и Приморье,где будет проходить сессия АТЭС.При этом объекты дорожной инфраструктуры во Владивостоке и Сочирешают многие важнейшие проблемыгородов и реги­онов в целом, а не разовые задачи, связанные с проведениеммеждународных мероприятий. В этомгоду мы сдаем мост на остров Русский.Он очень нужен городу, просто на егостроительство раньше не было денег.Так же как и на реконструкцию дорогииз аэропорта во Владивосток. Скороона станет современной широкой трассой с многочисленными пешеходнымипереходами в разных уровнях. Болеетого, до недавнего времени это былединственный въезд в город, а теперьпоявятся еще два новых – на территориальной дороге с этой целью построили современную развязку. Так чток лету город не только будет готов принять саммит АТЭС, но и параллельнополучит мощный стимул для развитияв будущем, станет более комфортнымдля жизни.И.М.: А что будет происходить на дорогах Сибири, Урала, Центральной России? Или все силы вы сконцентрируетев Сочи и Приморье?А.Ч.: Нет, запланирована реконструкция целого ряда участковавтодорог М5, М7, М53. Кроме того,продолжается капитальный ремонтна старых отрезках трассы «Амур»,построенных 20–30 лет тому назад.К 2013 году 456 км должны привестик современным требованиям; тогдався дорога Чита – Хабаровск станетобразцовой и нам не будут задаватьнеприятные вопросы: а почему здесьхорошее покрытие, а там – латаноеперелатаное? И еще: в 2012 году рассчитываем окончательно ликвидироватьучастки с переходным покрытиеммежду Красноярском и Иркутском.  В единую диспетчерскую стекается всяинформация как с действующих трасс, таки с тех, которые только строят.НАИБОЛЕЕ ВАЖНЫЕ ОБЪЕКТЫДОРОЖНОГО СТРОИТЕЛЬСТВА в РФ,сданные в 2011 годуАвтомобильная дорога М9 «Балтия»,участок в Тверской области(158–180-й км)Автомобильная дорога М5 «Урал»,подъезд к г. СаранскАвтомобильная дорогаМ60 «Уссури», участокв Приморском крае (725–733-й км)Автомобильная дорога М7 «Волга»,мост через р. Вятка (976-й км)Автомобильная дорога 1Р 175Йошкар-Ола – Зеленодольск,участок Сафоново – Залесный(длина 11 км)Автомобильная дорогаМ29 «Кавказ», обход г. Нальчик(длина 30 км)Автомобильная дорогаМ29 «Кавказ», участокв Ставропольском крае(229–233-й км)Автомобильная дорога М18 «Кола»,участок в Республике Карелия(1009–1071-й км)Автомобильная дорогаМ60 «Уссури», обход Уссурийска(длина 25 км)Сочи, транспортная развязка«Адлерское кольцо» (длина 6 км)Сочи, Центральная автомагистраль(дублер Курортного проспекта,длина 6 км)Автомобильная дорога М27Джубга – Сочи, участок Адлер –Веселое (длина 2,7 км)Автомобильная дорога М60«Уссури», участок от аэропортаКневичи до станции Санаторная(733–752-й км)капитальныйремонткапитальныйремонткапитальныйремонтреконструкцияреконструкциястроительствореконструкцияреконструкциястроительствостроительствостроительствостроительствореконструкция  Из 17 км дублера Курортного проспектав Сочи на обычную дорогу приходится всего2 км, остальное – это 9 тоннелей, 11 эстакад,8 транспортных развязок.И.М.: Переезжаем в Сочи, где как разк 2013-му надо сдать все объекты.Что там происходит?А.Ч.: Мы занимаемся несколькимиобъектами, которые определяют самувозможность нормального передвижения по городу. К концу 2013 годатам появится 40 км новых трасс. Плюснесколько сложнейших развязок –в районе аэропорта, стадиона и т. д.Собственно дорог здесь построимне более 10% всего километража, всёостальное – набор искусственныхсооружений. Объем работ немалый,порядка 120 млрд. рублей. Из нихнепосредственно на строительномонтажные работы будет израсходовано около 40 млрд., причем в этусумму входят зарплаты, приобретениетехники, горючего... 57% всех расходов приходится на закупку матери­алов. Одного щебня предстоит завезти3,3 млн. кубометров!Почему так дорого? Пожалуй, мыникогда не строили в таких жесткихусловиях. Вся стройка идет в городской черте, причем полумиллионныйгород зажат между горами и морем.Чтобы Сочи мог как-то жить и развиваться (а в нем параллельно идет ещенесколько крупных строек), постоянноприходится менять схемы движениятранспорта, строить временные проезды, инженерные сооружения, затемих ликвидировать, переносить на новоеместо и т. д. К сожалению, без этогоне обойтись. Вдобавок вынужденыпроводить большие противооползневые работы. Проблем возникает много,но к Олимпиаде все объекты сдадим.И.М.: А что с текущим содержаниемдорог? Вы всегда говорили, что денегна это не хватает...А.Ч.: Денег на все дороги действительно не хватает. По нормативуежегодно надо ремонтировать10–11 тыс. км федеральных дорог.В 2011 году удалось отремонтировать5,7 тыс. км, и это большой успех. Нашазадача – наиболее эффективно использовать выделенные средства. Где-тонадо начинать ремонт немедленно,иначе начнутся необратимые изменения, а в каком-то месте достаточнонемного подлатать дорогу, чтобы онапродержалась еще пару лет. При стопроцентном финансировании содержания дорог, наверное, будет проще…И.М.: А когда оно таким станет?А.Ч.: По планам – в 2014 году. Покафинансирование составляет чуть более60% от нормативов.За рулем 01/2012 169168-169_SochiDor.indd 16901.12.2011 16:18:21