ЗАВОДСКАЯ ПРАКТИКАКУРЬЕР | ДНЕВНИК«Когда вокруг так много менеджеров, промоутеров и риелторов, не часто услышишь слово «бригадир». Но надо привыкать к новой должности: для нашего потока организована двухнедельная практика на АВТОВАЗе» – так начал свои дневниковые записи студент 4-го курса МГТУ им. БауманаДмитрий Золотарев.17 июля. Собираемся на Казанском вокзале. Приключенияне заставили себя ждать: один из нас все-таки перепутал день. Придется ему добираться до Тольяттисамому. Все остальные, и я в том числе, через18 часов прибудут в пункт назначения.18 июля. В Тольятти на вокзале нас ожидал комфортабельный (с кондиционером!) автобус, на котором мыи добрались до гостиницы. По пути было интересно смотреть по сторонам: здесь полно вазовскихмашин, намного больше, чем в Москве. День ушелна обустройство, а к вечеру еще и пляж нашли.19 июля. Нас предупредили насчет одежды для экскурсиии электронных устройств: только закрытая обувь –и никаких шорт, а электроника, попросту говоря,запрещена.Первым на очереди чугунолитейное производство. Поразили угнетающий сумрак, безумныйшум и жуткая жара! Мимо носятся электрокарыс подвешенными чанами расплавленного металла…Проследили за изготовлением блока цилиндров для«классики»: используется литье в песчаные формы,брак при такой технологии – 4-5%.Следующим было алюминиевое производство.Здесь тише, прохладнее, чище. Наряду со старымикарусельными машинами для литья работают новыеавтоматизированные линии (под головки цилиндров 16-клапанных моторов), где от человека требуется только установка стержней. В этом же цехе мывпервые встретили развозные машины – ВАЗ-2105,переделанные в пикапы.Подходя к третьему корпусу, готовилисьзатыкать чем-нибудь уши: нас ждало кузнечнопрессовое производство. Но там оказалось на удивление тихо! Автоматические прессы с легкостьюштампуют детали, однако и тут без ручного труданикуда.Заметил интересную особенность: средстваиндивидуальной защиты всюду явно не в почете.Хотя людей понять можно: при такой жаре простодышать тяжело, не то что в маске.20 июля. Вновь надо внимательно смотреть по сторонам.Только теперь опасаться не движимых электричеством погрузчиков, а проносящихся по трекусерийных машин. Нас привели на автовазовскуюиспытательную базу: как раз завершалась подготовка «Гранты» к лобовому удару с 40-процентным перекрытием. С точки зрения безопасностиновый народный автомобиль будет в чем-то лучше«Калины», хоть и стоит дешевле. Кстати, доляфизических (точнее, натурных. – Ред.) испытаний84сокращается: все больше проблем решают в ходевиртуальных тестов.Дальнейший путь – в цеха экспериментального кузовного производства. Автомобили длякаких-либо испытаний, опытные или выставочныеобразцы рождаются именно здесь. Технологииизготовления обходные, но с виду полученныйавтомобиль ничем не отличается от конвейерногособрата. Здесь используют деревянные формы,причем как для пластиков, так и для металлических панелей. Удобна также силиконовая оснастка,но куда интереснее оснастка из специального алюминиевого сплава, не дающего усадки при затвердевании.Прошли мимо уже знакомых нам кузовов«Гранты». Оснастку для изготовления крыльевделают в Японии, а для салона – в Италии. Замороженный проект хэтчбека «Лада C» послужитотправной точкой для «Лады B» или «Приоры 2».В опытном производстве мы заметили «Ладу4×4», семейство «Гранта», новичка «Ладу-Ларгус»,новые двигатели 1,8 л да еще коробки-автоматы.Узнали, что модель 4×4 завод собирается оснаститьантиблокировочной системой, ESP и, возможно,моторами 1,8 л с регулируемыми фазами газораспределения и отдачей около 125 л.с.21 июля. НТЦ (научно-технический центр) здесь называют«шоколадкой» за характерный коричневый цветглавного здания.Из маленькой «прихожей», в которой бок о бокстоят масштабные модельки перспективных «лад»,попадаем в длинный зал, украшенный лишь сетчатыми шторами в торцах. Если заглянуть за нихи пройти сквозь огромные колонны, направляющиевоздушный поток, то взору предстанет внушительных размеров винт, приводимый в движение двигателем мощностью 5 МВт. Мы в аэродинамическойтрубе, построенной совместно с фирмой «Порше».Винт, делающий всего 270 об/мин, гонит поток воздуха со скоростью до 200 км/ч.Из трубы – в цех подготовки автомобилей,где мы увидели готовый к испытаниям образец,у которого задняя часть кузова вылеплена из пластилина. Это «Гранта» с кузовом лифтбек – перспективная разработка, ее облик пока толькоформируется.Дальше – аэроклиматическая камера, способная как заморозить до –45 °C, так и подогретьдо 55 °C, а также полить дождем или припорошитьснегом. Проверяют тут не только продукцию АВТОВАЗа: рядом стоял обвешанный проводами «УАЗПатриот» – пикап с кунгом.За рулем 01/2012084-085_lichnoe mnenie.indd 8401.12.2011 15:17:34 Любопытно, что некоторые исследованияна местном оборудовании решил проводить «Рено».Однако автовазовцы признают: всевозможнымевропейским нормам их автомобили хотя и соответствуют, но лишь по самым минимальнымтребованиям, а для омологации здесь порой идутна хитрость, например устанавливают менее шумную резину.22 июля. Утро начинается в офисах НТЦ, где главный инструмент не гаечный ключ, а компьютерная мышь. Благодаря мощным вычислительным системам и тщательной проработке 3D-моделей удается достичьочень хороших результатов. На обработку данныхпосле одного лобового удара уходит примерно ночь.Первым автомобилем, рассчитанным таким образом, была «Лада C», сейчас расчетчики занимаютсядоводкой конструкции «Гранты». Всегда всё упирается в цену. Так, для «Шевроле-Нива» этот центртоже выполнял доводку и расчет кузова, но на конвейере мы этих изменений не увидим.Уходим в отдел со звучным названием «Перспективное проектирование кузова». Здесь, убедившись, что у нас в руках точно нет ничего способногофотографировать, показали первые 3D-моделибудущей «Лады В». Точнее, два образца от двухдизайнеров: молодого, чье произведение воплощаетстиль а-ля «Хёндай-Солярис», и опытного, моделькоторого напоминает «Ладу C». Интересно.Едем на испытательный полигон. Сделанныйпо финским технологиям трек представляет собойдесятикилометровое кольцо с двумя затяжнымипрямыми по 3 км и двумя поворотами по 2 км. Рассчитан он на скорость до 350 км/ч. Но настоящуюизюминку этого трека составляют именно повороты, поверхность которых имеет параболическийпрофиль, что позволяет проходить их, не поворачивая руля. Главное – следовать указаниям расположенных до поворота знаков, на которых указанаскорость для каждой полосы. Это дает возможностьпроводить все испытания без изменения направления движения, и износ шин из-за действия боковыхсил здесь отсутствует.25 июля. Ощущение, что после выходных мы пришлина занятия. Кто-то успел задремать, сидя на первойпарте, кто-то вовсю занялся чтением обнаруженногов аудитории журнала. Мы вновь в НТЦ, но это утроотведено лекции о сборочных линиях.Началось все хорошо. Специалист, рассказавший нам о тонкостях конвейерной сборки, болеетза дело, имеет опыт и свое мнение. Но затем егосменил специалист из отдела защитных покрытийи сборки кузовов... После 20 минут почти полнойтишины стало ясно, что к нам пришел «партизан»:говорить будет только под пыткой.26 июля. Вновь мы сидим в аудитории, вновь кто-то засыпает... Сегодняшняя лекция – о технологиях двигателей.Хотя весь мир и руководствуется однимии теми же правилами, подходы у всех фирм разные.Например, автовазовское техзадание на какуюнибудь деталь представляет собой три листа пояснительного текста и два листа чертежей, в то времякак «Рено» предоставляет 10 листов сухих текстов.Что касается двигателей, АВТОВАЗ выбрал странную политику: имея неплохие собственные силовыеагрегаты, завод закупил технологии производствамоторов «Рено» серии К4 (идентичны двигателямсерии 2112) и К7 (теперь запускать их в серийноепроизводство не планируют).Знакомство с цехом, где собирают моторы, начинается с так называемых «столов плача», на которыхвыставлены забракованные детали или их фотографии с описанием, что именно сделано не так.Такие столы мы видели и в других цехах, но здешнийне пустовал. На наших глазах были отбракованы,точнее, переданы на доработку несколько двигателей: где-то не работал один из цилиндров, а где-тозаметили течь масла. Собранные агрегаты, прошедшие контроль, направляют на конвейер либона станции техобслуживания.27 июля. 4700 тонн с легкостью вжимают в форму металлический лист, после шести ударов этого исполина мывидим готовую деталь. Но больше всего поразилсовременный комплекс с прессом «Комацу», закрытый стенами с большими стеклянными окнами(для контроля). Установили его год назад. То, чтопроисходит внутри, сложно описать словами,но одно можно сказать точно: там светло и чисто,не сравнить с ручными прессами, расположенными по соседству. Внутри работают «руки»манипуляторы, перекладывающие детали. Комплексуниверсален: 20 минут на замену оснастки – и вместо крыльев «Калины» на выходе получают дверидля «Приоры».Столь тяжелое производство находится рядомс дизайн-центром. Несколько минут идем по бесконечным коридорам и попадаем в своеобразный музей. Перед нами электромобиль «Рикша»,не поставленная на конвейер «Приора Купе»и «Лада 4×4» с измененным экстерьером. А вот«Гранту» нам целиком не показали, только приоткрыли полотно на полмашины. Может, работникине в курсе, что ее фото давно висит на официальномсайте завода?Что же, техника и идеи интересны, но хотелось бы увидеть эти наработки на конвейере. И еще:сложилось впечатление, что огромные площади,занимаемые дизайн-центром, просто пустуют.28 июля. Последний день на заводе. На закуску нам оставилипроизводство технологического оборудованияи оснастки. Те самые роботы, которыми все любовались на сварке, сделаны здесь, по купленнойтехнологии. Рядом с этими оранжевыми умельцами видны ярко-желтые, отличающиеся по формеи содержанию. Это уже свои, придуманныена АВТОВАЗе, механизмы, их будут повсеместновнедрять на конвейерах.30 июля. Казанский вокзал. 18 часов пути пролетели незаметно.Думаю, мы еще не раз вернемся к обсуждениюувиденного уже в стенах Бауманки. Теперь каждыйкуда лучше понимает, насколько сложны созданиеи производство автомобиля. И в ответ на обвиненияв адрес автопрома всегда найдется тот, кто скажет:«А ты попробуй сделай сам!».И будет прав…За рулем 01/2012084-085_lichnoe mnenie.indd 858501.12.2011 15:17:35