170
171
172
173
РОССИИ 20 ЛЕТ«ДЕРВЕЙС»ЭКОНОМИКА | АВТОПРОМУСДЕЛАНО НА КАВКАЗЕПожалуй, этому российскому заводу выпала самая необычная судьба. Построенный меньше 10 лет назад,он за свою короткую историю успел пережить несколько взлетов и падений. Биографию черкесского«Дервейса» изучал Игорь Моржаретто.История создания автомобильного предприятия в КарачаевоЧеркесской Республике, гдедо этого развивали лишьсельское хозяйство и туристическийсектор, – это, по сути, рассказ о воплощении мальчишеской мечты. С детствабратья Деревы бредили автомобилями.Повзрослев, они занимались самымиразными делами, а с конца 1980-х годоводними из первых в республике сталиразвивать свой бизнес – производствокондитерских изделий, мебели, потомминеральной воды и алкоголя. Большиеденьги открыли возможность инвестировать «для души». Так мечта получилавозможность стать явью, а на окраинеЧеркесска, столицы республики, появился автозавод многопрофильной компании «Меркурий», для которого придумали красивое иностранное название«Дервейс». Расшифровывается оно  Так выглядел завод в 2004 году...просто: «Дер» – от фамилии учредителей, «вейс» (ways) – «дороги» в переводе с английского.Началось с того, что один из братьев познакомился с дизайнеромиз Тольятти Олегом Шапкиным. Тотпредложил создать небольшую конструкторскую группу, которая разработает и подготовит к серийному производству вседорожник. Требовалосьнайти подходящую платформу, силовые  …когда в его цеху собиралиединственную модель.170 За рулем 01/2012170-173_Derways.indd 17002.12.2011 15:44:52 НАША СПРАВКА100 тысяч в перспективеКомпания «Дервейс» (Derways) быласоздана в 2002 году как первая частнаяфирма по производству и сборке автомобилей в России. В планах – разработкасобственных моделей завода.На территории 23,5 га расположеныкорпуса для сборки из CKD-комплектов,сварки и окраски. Производство оснащено современной линией для контролякачества.Сейчас в Черкесске собирают китайские автомобили трех марок: «Лифан»,«Хайма» и «Джили». Общая производственная мощность завода –до 100 тыс.машин в год.агрегаты, спроектировать оригинальный кузов… Желающие подработатьв такой команде нашлись быстро,и работа закипела, благо заказчикиплатили щедро. Прототип на шассирумынского АРО изготовили буквальноза несколько месяцев. Тогда же, в 2002м, зарегистрировали автомобильноеподразделение холдинга «Меркурий» –по сути, первое в стране частное предприятие по проектированию и производству автомобилей. Летом 2003 годана Московском международном автосалоне прототип показали специалистами посетителям. Модель называлась«Дервейс-Ковбой». Сделанная в брутальной стилистике модного тогда«Гелендевагена», машина смотреласьпусть не оригинально, но вызывающе.Ее серийное производство обещалиосвоить в ближайшие месяцы, а ценуназначить чуть ниже стоимости «УАЗаПатриот».И не обманули! «Ковбой», или«Дервейс-3131», прошел испытанияна полигоне НАМИ, получил сертификат. Летом 2004 года официальнооткрыли завод и начали серийное производство. На румынскую раму ставилибензиновый двигатель ЗМЗ или французский дизель, далее скелет обрасталметаллическими и пластиковымикузовными деталями, элементамисалона… Автомобиль был оснащеннеплохо для тех времен: кондиционер,руль с кожаной отделкой и регулировкой по высоте, элекростеклоподъемники, сервоприводы регулировкинаружных зеркал, люк. По требованиям безопасности «Ковбой» укладывался в российские ГОСТы – благодаряраме и дверям с противоударнымибалками. При сложенных задних сиденьях багажник увеличивался с 600до 1600 л. Красота! Жаль, силовые установки не слишком подходили: французский дизель был слабоват, а заволжский бензиновый мотор не отличалсянадежностью. Но все равно машинынаходили покупателей. Большую рольв этом сыграл местный патриотизм:почти все «ковбои» оставались житьна Северном Кавказе или в южныхобластях России.Но в 2005 году обанкротиласьрумынская фирма АРО – поставщикшасси. Хозяева «Дервейса» попыталисьиспользовать разные модели китайскихвседорожников, но из этой затеи ничегоне вышло и в конце года производство«Ковбоя» прекратилось. Всего успеливыпустить 800 экземпляров. А заводу,где к тому времени работало несколько  Участок установки силовых агрегатов.  В цеху окраски – седаны «Лифан-Солано».За рулем 01/2012 171170-173_Derways.indd 17102.12.2011 15:45:37 РОССИИ 20 ЛЕТ| АВТОПРОМУ«ДЕРВЕЙС»  История завода«Дервейс»:2002–2011 гг.сот человек, пришлось искать новуюнишу.АЛЬБОМ РЕПРОДУКЦИЙК началу 2006 года в Черкесске появились новые партнеры – китайцы.Некоторое время на предприятииеще тешили себя надеждой выпускатьмодели собственной разработки.Но вскоре поняли: это слишком дорогой путь. Так в стенах завода расцвелакитайская экзотика. Скажем, «Дервейс-313120», или «Шаттл», на самомделе был чистокровным китайскимвседорожником «Дади-Шаттл». То былне самый удачный клон известныхмоделей (кузов подсмотрен у «ОпеляФронтера», шасси позаимствованоу «Тойоты-Фораннер»). Но на решеткерадиатора красовался шильдик «Дервейса», на руле – надпись «Дади».Всего было выпущено 320 «шаттлов». Затем из сборочного цеханачали выезжать вседорожники«Дервейс-313150 Аврора», напоминавшие «СанЙонг-Рекстон» (выпущен351 автомобиль). Их быстро сменил«Дервейс-313130 Ленд Краун»,отчаянно похожий на «ТойотуЛенд Крузер 90» (собрали33 машины). Потом – «Дервейс-313140 Саладин», почтиточная копия «НиссанаПасфайндер» (33 экземпляра).Понятно, что копировалипопулярные модели не в Черкесске, а на заводах китайскихкомпаний «Дади», «Синкай»и других; на Северном Кавказе ихтолько собирали из машинокомплектовда меняли (частично) шильдики. В силумизерности партий машины дажене сертифицировали, а оформляли каквариации на тему «Ковбоя-3131» (российское законодательство это позволяло). Всего в 2006 году таким образомвыпустили 788 автомобилей. Следу­ющий год начался с попытки собиратьочередной китайский клон, теперьуже пикап «Дервейс-233300 Плутус».Однако события стали развиватьсяпо совсем иному сценарию.В том году в России случилсявзрыв интереса к недорогим китайскимавтомобилям – на его волне, к примеру, началась сборка лифтбека«Чери-Амулет» и седана «Чери-Фора»на калининградском заводе АВТОТОР.В пику ему крупнейший мультибрендовый дилер «Автомир» решил организовать массовые продажи в России некойбюджетной китайской малолитражки.После переговоров с целым рядомфирм выбор пал на не самую крупную,но динамичную компанию «Лифан»,доселе известную в основном мотоцик­лами. На китайском рынке она предлагала на тот момент всего одну модель –на старой платформе «Ситроена-ZX».Машина автомировцам понравилась,но для того, чтобы цена в России быланевысокой, требовалась отечественнаясборка. Вот тогда кто-то и вспомнило небольшом черкесском заводе, гдепростаивали мощности, а персонал ужеполучил кое-какой опыт. К тому жеруководство «Дервейса» само искаломодель для сборки и было готововкладывать собственные деньги в расширение завода, «Автомир» же бралсяза организацию продаж в стране.ПОЛИТИКА «ДВУХ КИТАЕВ»  «Хайма-3» у нас продается пока не очень хорошо:автомобиль дорогой (400–600 тыс. руб.), а качество хромает.В июле 2008 года в Черкесске торжественно открыли новый цех, рассчитанный на сборку до 25 тыс. автомобилейв год; запуск цеха сварки наметилина начало 2009-го. На «Дервейсе»собирали пока одну модель – «ЛифанБриз» (в том году их выпустили 7,2 тыс.штук), но планировалось вскоредобавить к ней другие. И они появились: в 2009 году «Лифан-Солано»,а в начале 2011-го – «Лифан-Смайли».172 За рулем 01/2012170-173_Derways.indd 17202.12.2011 15:45:41   «Ковбой» – первенец завода. Оказалось, у него действительнонеплохие внедорожные способности!Правда, планы изрядно подкорректировал очередной финансовыйкризис, который накрыл Россиюв конце 2008 года. Спрос на бюджетные китайские авто упал, «Автомир» оказался на грани банкротстваи совместный проект свернул. Всеправа на дистрибуцию «лифанов»достались «Дервейсу». Пришлось строить новую дилерскую сеть, а параллельно вести переговоры с китайскимипартнерами. Не бросать же достаточно современный завод, в которыйвложено около 85 млн. долларов!К тому же в черкесском автопроме ужеработали почти 1000 человек – длягорода со 120-тысячным населениемэто внушительно. В итоге 2009 годстал для «Дервейса» очень тяжелым(было выпущено около 1000 «лифанов»), но кадры и само предприятиесохранить удалось. И в начале2010 года приступили к полноценнойсборке (со сваркой и окраской) ужедвух моделей «Лифана» – «Бриз»и «Солано», собирали небольшими  «Дервейс-313120 Шаттл» пять лет назад предлагали по 22 тыс.долларов. Даже за такую цену покупателей нашлось немного.партиями для компании «Ред Дрэгон»седаны «Джили-МК», освоили сваркуи окрас­ку кузовов для вседорожников«Грейт Уолл-Ховер»…Осенью 2010 года на заводе заработала еще одна линия, на 25 тыс. автомобилей в год, – здесь начали собиратьседаны «Хайма-3». Планировалосьтут же выпускать и компактную модель«Хайма-2», но пока разговоры об этомзатихли. Вообще, если бюджетныеседаны класса «Лифана-Солано» находят покупателей благодаря невысокойцене, то куда более дорогие «хаймы»расходятся плохо: к понятию «дорогойкитайский автомобиль» покупателиеще не привыкли. Тем более что покау черкесского завода есть реальныепроблемы с качеством сборки, – мыв редакции убедились в этом, купивсерийный седан «Лифан-Солано»(ЗР, 2011, № 10).В 2011 году в Черкесске должныбыли собрать не менее 30 тыс. автомобилей марок «Лифан», «Джили»и «Хайма», а также сварить и покрасить  «Дервейс-313150 Аврора» – еще один эксперимент на темукитайских вседорожников.до 10 тыс. кузовов «Грейт Уолл-Ховер».Основной объем производства пришелся на «Лифан-Солано» и «Смайли».Но пока мощности и планы завода явнопревосходят спрос на китайские авто:за девять месяцев 2011-го, к примеру,покупателей в России нашли только13 тыс. «лифанов». А ведь на «Дервейсе», по расчетам, могут собратьи 70 тыс. машин! Есть уже проект второй очереди завода. Только вот потребители к китайским машинам все ещеотносятся осторожно – прежде всегоиз-за качества…Что дальше? Как нам обещают,в ближайшем будущем в Черкесск придет еще один партнер – теперь ужеавтомобильная компания из Тайваня«Люксген». «Дервейс» хотел бы собирать две-три их модели. Возможно,будут и другие партнеры, ведь у группыкомпаний «Меркурий» братьев Деревых в прошлом году появился серьезный компаньон: владельцем 51% акцийавтозавода стал Сбербанк России.А там уж деньги считать умеют…  Цена «Лифана-Смайли» начинается с 259 тыс. рублей. Причемв базе – усилитель руля, электропакет, две подушки безопасности.За рулем 01/2012 173170-173_Derways.indd 17302.12.2011 15:45:44