164
165
166
ЭКОНОМИКА | ИТОГИ 2011‑гоНАШ КАЛЕНДАРЬ:тихие победы и громкие неприятностиГод прошел сумбурно – видимо, потому, что формально вся страна готовилась к выборам. На самом дележизнь продолжалась: принимались законы, появлялись новые модели автомобилей… И главное – 2011‑й мыпрожили без экономических и прочих катаклизмов, инфляция даже чуть уменьшилась. Важнейшие событияушедшего года вспоминают Маргарита Некрасова и Игорь Моржаретто.ЯНВАРЬМэр Москвы объявил о созданиив столице интеллектуальной транс­портной системы управления дорож­ным движением (ИТС), котораядолжна объединить свыше 1,2 тыс.светофоров, тысячи видеокамери несколько десятков информацион­ных табло. Это уже вторая попыткасоздать в городе ИТС. В рамкахпервой десять лет назад было выде­лено несколько миллиардов рублей,но система так и не заработала, хотяденьги освоены полностью. Закуп­ленное тогда оборудование, как намобъявили, уже устарело.ФЕВРАЛЬНачались продажи седана «ХёндайСолярис», созданного специальнодля российского рынка и выпуска­емого на заводе компании под СанктПетербургом. Летом появился вариантхэтчбек. По итогам года новичок сталсамой продаваемой иномаркой в Рос­сии: реализовано более 90 тыс. машин.МАРТ  После удара цунами японский автопромприходил в себя весь год.Землетрясение и цунами в Японии вызвалисущественное сокращение объемов производства автомобилей. Из-за приостановкиработы заводов на месяц показатели японских гигантов автопрома резко упали. Так,прибыль «Хонды» сократилась в девятьраз, «Ниссана» – на 20%, убытки «Мазды»увеличились в 12 раз, а «Тойота» сообщаето снижении чистой прибыли на 31%. Из-заперебоев с поставками комплектующихиз Японии в первом полугодии останавливались европейские и американские заводы.В России очереди на популярные японскиемодели растянулись на несколько месяцев.Вступил в силу Закон о полиции.Принят закон, предусматривающий увеличение штрафов за ряд нарушений ПДД,которые могут привести к затруднениямдвижения (неправильная остановка,проезд перекрестков и т. д.). Причемдля Москвы и Санкт-Петербурга они увеличатся кратно по сравнению с остальнымирегионами России (до 3000 рублей). Одоб­ренные в Госдуме поправки к КоАП начнутдействовать в России с 1 июля 2012 года.  Выросшие штрафы за нарушениеправил остановки и стоянки россиянеощутят на себе только в 2012 году.Москвичи и питерцы – даже вдвойне.164 За рулем 01/2012164-166(1_3V)_Itogi.indd 16401.12.2011 16:17:47 На правах рекламыМАЙМинэкономразвития РФ заключилочетыре соглашения о промышленнойсборке автомобилей по новым условиям.Соглашения подписали: «Фольксва‑ген Груп Рус» (сборка «Фольксвагена»и «Шкоды» в Калуге и Нижнем Новгороде),консорциум «Соллерс» – «Форд МоторКомпани» (легковые и коммерческие автов Ленинградской области и Татарстане),«Дженерал моторс» (сборка автомоби‑лей «Шевроле» и «Опель» в Петербурге,Тольятти и Нижнем Новгороде). Согла‑шение подписано также с консорциумомАВТОВАЗ – «Автофрамос» («Рено») – «Нис‑сан», к которому примкнули «Объединен‑ная автомобильная группа» («ИжАвто»),КамАЗ и «Мерседес-Бенц Тракс Восток».Этот консорциум организует сборку легко‑вых и грузовых машин в Тольятти, Ижев‑ске, Ленинградской области и Татарстане.Условия нового режима: компании должнывыпускать в год не менее 300 тыс. автомо‑билей, а также локализовать в РФ произ‑водство двигателей и коробок передач.Стартовал в Интернете прием заказовна «ё-мобиль», который разрабатываютИЮНЬВступил в силу годичный мораторий на про‑хождение технического осмотра автомо‑билей массой не более 3,5 т. Новые ТСбудут проходить контроль без диагностики.Затем в пожарном порядке был принятновый Закон об обязательном техническомосмотре. Контролировать его соблюдениепоручено с 1 января страховым компа‑ниям; без талона ТО невозможно будеткупить полис ОСАГО, а без него нельзясесть за руль… И хотя президент собиралсявовсе отменить техосмотр, он, во‑первых,останется, а во‑вторых, впредь навернякаобойдется дороже.Завершился последний, третий этапгосударственной программы утилизации.За 15 месяцев в рамках этой программыроссияне купили 600 тыс. новых автомоби‑лей отечественного производства, из них79% (373,6 тыс.) – машины «Лада». Второеместо занимает «Рено»: 7,3% (34,6 тыс.).Заметные доли у «Шкоды» (5,3%) и «Форда»164-166(1_3V)_Itogi.indd 165  «Ё-мобиль» постоянством не отличается: до серийного выпуска остается меньшегода, но до сих пор неизвестно, как жебудет выглядеть окончательный вариант.Концепты каждый раз новые!группа ОНЭКСИМ и компания «Яровит».За полгода более 160 тыс. человек выска‑зали желание купить машину в будущем.Первую партию гибридных «ё-мобилей»по плану должны выпустить во второйполовине 2012 года. Однако высока вероят‑ность того, что проект так и останется около‑научной фантастикой.(2,3%). На остальных производителей при‑шлось всего 11,4%.Начались пилотные продажипервого в России электромобиля «Мицу‑биси i‑MiЕV». В движение его приводитэлектродвигатель мощностью 63 л.с., одногозаряда аккумуляторной батареи достаточнодля преодоления 150 км. Однако из-зазаявленной стоимости в 1,8 млн. рублейи отсутствия инфраструктуры i‑MiЕV вряд лиспособен привлечь внимание большогоколичества покупателей.«Форд» и «Соллерс» подписали мемо‑рандум о создании в России совместногопредприятия с равными долями. В рамкахсоглашения будут выпускаться шесть моде‑лей автомобилей на трех площадках сум‑марной мощностью свыше 350 тыс. машинв год. К 2015-2016 году СП планирует занятьне менее 9% рынка пассажирских и легкихкоммерческих авто.  Концерн «Мицубиси» первым решилсяпродавать электромобили на нашем рынке.За полгода их купили целых 14 штук!02.12.2011 19:47:12 | ИТОГИ 2011‑гоИЮЛЬНачались продажи «Форда-Фокус»третьего поколения. Одну из самыхпопулярных в России иномароксобирают на заводе в Ленинградскойобласти. Автомобиль, изначальнобюджетный, изрядно подорожал:ныне за седан с мотором мощностью105 л.с. (1,6 л) просят от 509 тыс.рублей, а за пятидверный хэтчбек –от 499 тысяч.АВГУСТОткрылось движение по подводномутуннелю на участке кольцевой автодороги вокруг Санкт-Петербурга,что наконец-то позволило замкнутьКАД. Кольцевая дорога строиласьс 1998 года, общая длина составляет142 км, затраты на строительствосоставили 138 млрд. рублей. На очереди – КАД‑2, которую планируетсяпроложить к 2020 году.В качестве нового главного дизайнера АВТОВАЗа представлен СтивМаттин, ранее работавший в компаниях «Даймлер» и «Вольво». Средиприоритетных задач – формированиебренда, культуры и стратегии предприятия. Планируется, что полностьюразработанные Маттином моделипо­явятся на рынке через три-четырегода.СЕНТЯБРЬНа сайте АВТОВАЗа открыта предварительная запись на автомобиль«Лада-Гранта». Очереди уже растянулись до февраля-марта 2012 года:российский автогигант всего за месяцсобрал около 10 тыс. заявок.Правительство передумало запускать программы утилизации грузовиков и автобусов. С грузовым транспортом решили повременить ввидубурного роста рынка, с автобусным –потому что Минрегиону не удалосьполучить денег. Минфин согласилсявыделить лишь 3,7 млрд. рублейна списание сельхозтехники.ОКТЯБРЬНачались продажи новой модели «КиаРио», близкого родственника «Соляриса».Спрос на недорогой автомобиль россий‑ского завода «Хёндай мотор компани»превысил все ожидания: месяц предва‑рительных продаж принес 11 тыс. заявок.Отложен до 2013 года запретна выпуск и продажу новых автомобилейниже экологического стандарта Евро‑4.Минпромторг связывает эту отсрочкус переносом запрета на выпуск и про‑дажу топлива стандарта Евро‑3 и нижена 2014 год.  Новый «Киа-Рио» быстро стал российским бестселлером.  В ноябре АВТОВАЗзакончил предварительныйприем заказов на своюновую бюджетную модель«Лада-Гранта».НОЯБРЬЗавершена операция по приобретениюАВТОВАЗом 100% акций ООО «Объеди‑ненная автомобильная группа» (онауправляет заводом «ИжАвто»). СтоимостьДЕКАБРЬПосле 18‑летних переговоров Россию наконец-то принимают в ВТО.При этом РФ отстояла право на особый режим промсборки иностранныхавтомобилей на своей территории.Для рядовых автомобилистов со вступ­лением страны в ВТО пока ничегоне изменится, хотя, видимо, уже этимлетом пошлины на новые легковыеавтомобили уменьшатся с 30 до 25%.сделки – 1,7 млрд. рублей. Весной 2011 годаАВТОВАЗ уже передал в Ижевск производ‑ство «классики» – ВАЗ‑2107, а в середине2012‑го на конвейер «ИжАвто» встанетновый народный автомобиль «Лада-Гранта».Еще сильнее уже в этом году должныупасть пошлины на подержанные иномарки от трех до семи лет: с 35 до 25%.Машин старше семи лет измененияне коснутся – ставки останутся запретительными. По мнению экспертов,дожидаться снижения цен на иномаркине стоит: все возможные скидки съестинфляция и дилерская маржа.Первые автомобили «Лада-Гранта»отправились к покупателям.***Еще год ушел, и что в остатке? Вроде бынаметились положительные тенденции в российском автопроме (сразунесколько производителей обязалисьувеличить выпуск автомобилей, создать в России моторные производстваи НТЦ; вышли на рынок несколькоочень популярных моделей; «оформилось» СП «Форд – Соллерс» и т. д.). Затовсе новые законодательные инициативыиначе как неоднозначными назватьсложно. Пообещали отменить техосмотр – он остался, но обойдется дороже;выросли штрафы, особенно для жителейстолиц; вновь перенесли введение экологических стандартов… Увы, похоже,в этом отношении наступивший 2012 годпринесет только очередные не слишком радующие автомобилистов законы(ЗР, 2011, № 10). Зато будут и приятныемоменты: например, на рынке появятсяновые, интересные модели…А еще в 2011 году Россия отметиласвое 20‑летие – тихо и незаметно.С праздником, соотечественники!166 За рулем 01/2012164-166(1_3V)_Itogi.indd 16601.12.2011 16:17:51