ГОДАФОРМУЛА‑1, WRC, WTCCСПОРТ | ИТОГИВ МИРОВОМ МАСШТАБЕФОРМУЛА‑1: ПЕРЕМУДРИЛИ…За всю историю автоспортане было такого турнира, гдерезультат столь сильно зависел быот шин. Всегда самыми весомымикачествами гоночного автомобиляявлялись мощность двигателя,хорошая аэродинамика, легкостьпоиска настроек. Ныне инженерывсех команд круглый год добивались одного: чтобы машинане слишком быстро изнашиваларезину! Некоторым задача оказалась не по зубам. В частности,«Феррари» так и не решила проблему резкого падения скоростипри переходе на более жесткийтип шин. «Мак-Ларен» бледнел на жарких этапах с горячимасфальтом. Лейтмотивом звучали призывы к пилотам: «Берегите резину!». С целью экономиишин гонщики иногда осознаннопропускали ту или иную частьМОТИВАЦИЯШесть побед Себастьяна Феттеля в первыхвосьми гонках и непрерывные «поулы» «РедБулла» сняли главные вопросы уже к июню.Борьба за второе место затем определяласьмотивацией пилотов. Марка Уэббера демо‑рализовала собственная команда, постоянножертвовавшая им ради побед Феттеля.Льюис Хэмильтон откровенно сбросил обо‑роты в сентябре, дав понять, что место нижепервого его не интересует. Фелипе Масса,похоже, был расслаблен с весны и вышепятого места не поднялся ни разу.ГЕНИЙЭдриана Ньюи называли выдающимся спе‑циалистом по аэродинамике еще в концепрошлого века. А за прошедшие годы рольприжимной силы лишь росла, посколькуразвитие остальных способов повышенияскорости в Формуле‑1 искусственно тор‑мозили. На машинах, построенных Ньюидля «Вильямса» и «Мак-Ларена», чемпионами стали Н. Мэнселл, А. Прост, Д. Хилл,Ж. Вильнёв и М. Хаккинен. В «Ред Булл»Ньюи пришел в 2006 году.НЕ ЖДАЛИ?!Кими Райкконен после нескольких летв мировом ралли подписал контрактс «Лотос Рено F1». Вместо кого поедетв сезоне-2012 экс-чемпион мира?У Виталия Петрова тоже действующийконтракт. Но команда уже показала своеотношение к таким документам, уволивв разгар сезона Ника Хайдфельда.Не исключено, что вакантное место разыграют, как на аукционе, – кто больше при‑несет спонсорских денег…188 За рулем 01/2012188-193(1_3V)_F1-2011.indd 18802.12.2011 15:47:48 РЕЗУЛЬТАТЫЧЕМПИОНАТ МИРА ФОРМУЛЫ‑1,итогиПилоты1. С. Феттель (Германия, «Ред Булл – Рено») 2. Дж. Баттон(Великобритания, «Мак-Ларен – Мерседес») 3. М. Уэббер (Австралия, «Ред Булл – Рено») 4. Ф. Алонсо (Испания, «Феррари») 5. Л. Хэмильтон(Великобритания, «Мак-Ларен – Мерседес») 6. Ф. Масса (Бразилия, «Феррари») 7. Н. Росберг (Германия, «Мерседес GP») 8. М. Шумахер (Германия, «Мерседес GP») 9. А. Сутиль(Германия, «Форс Индия – Мерседес») 10. В. Петров (Россия, «Лотос Рено F1») 39227025825722711889764237КомандыСреди обладателей золота трех главных гоночных чемпионатовмира нет ни одного нового имени. Кто победил в 2010‑м, тотвыиграл и в 2011‑м. Итоги сезона подвели Сергей Зиновьеви Вячеслав Субботин.1. «Ред Булл» 2. «Мак-Ларен» 3. «Феррари» 4. «Мерседес GP» 5. «Лотос Рено F1» 6. «Форс Индия» 6504973751607369квалификации – абсурд!Команда «Ред Булл» от повышен‑ного износа страдала менее других,и в этом залог ее тотального пере‑веса, что, в свою очередь, сталопричиной скучного сюжета чемпи‑оната. Но даже «Ред Булл» чуралсяжестких шин и во всех условияхстарался использовать мягкие какможно дольше.Мощность мотора пересталаглавенствовать в Формуле‑1. «РедБулл» получал такие же моторы,как и «Лотос Рено F1», – не самыемощные на сегодняшний день.Система DRS (управляемыйэлемент заднего антикрыла)упростила процедуру обгонадо банальности, минимизировавроль пилота. Но еще больше «обго‑нов» стало происходить в боксах,поскольку число пит-стопов превы‑сило разумный порог – опять-такиследствие шинного регламента.НАШИ ЛЮДИВиталий Петров выжал почти максимумиз того, что позволяла машина. Намногоболее опытному Нику Хайдфельду по набранным очкам не уступал, а Бруно Сенну превзошел. Свой результат 2010 года улучшил.Команда «Маруся Вёрджин», выступавшаяс российской лицензией, наряду с другими«бюджетными» командами стала заложницей мотора «Косворт», который даже«Вильямсу» с его отменной инженернойбазой ничего не позволил достичь.СРАВНЕНИЕ В ПОЛЬЗУШумахер в возрасте 24 лет располагал всегодвумя победами в Гран-при, а у Феттеля ихдвадцать одна! Еще один из незыблемыхрекордов Михаэля – 68 поул-позишн –может тоже пасть довольно скоро. Число«поулов» у Феттеля уже достигло трех десятков. И мы еще переживали, что грандиозныедостижения Шумахера никто никогда не превзойдет! Пал рекорд Мэнселла – 14 «поулов»за сезон (1992). Феттель поднял планкудо пятнадцати.ШАГ НАЗАД«Мерседес GP» поразил скоростью на предсезонных тестах, но в гонках поначалууступал даже «Лотосу Рено F1». Лишьк середине сезона стало что-то получаться,но – ни одного подиума в 19 гонках! Большоеразочарование для команды, котораяпод названием «Браун GP» была чемпионом‑2009. Да и в прошлом сезоне набралавдвое больше очков… Явно не тот результат,на который рассчитывал «Мерседес-Бенц»,создав собственную команду.За рулем 01/2012 189188-193(1_3V)_F1-2011.indd 18902.12.2011 15:48:48 ГОДА| ИТОГИФОРМУЛА‑1, WRC, WTCCРАЛЛИ: УДАР НИЖЕ ПОЯСАВосемь титулов подряд! Это достижение удачливого гения. Никтоне умаляет таланта Себастьена Лоэба,но полезен ли бессменный чемпионмировому ралли? Победы одногопилота приедаются публике, надо хотьиногда что-то (или кого-то?) менять.Давно напрашивался некий обменпилотами между командами. Интересно же узнать, что покажет вечный лидер за рулем другой машины!Но нет, «Ситроен» не желал отпускатьиз рук счастье, а Лоэб ни разуне высказал желания куда-то уйти.Остается он и на следующий сезон.Причем команда улучшила ему условия: разорван контракт с несговорчивым Себастьеном Ожье, которыйвыиграл пять этапов и тем самым отобрал у коллеги кучу очков. Его местозанял – страшно сказать! – МиккоХирвонен.Для поклонников мирового раллиэто удар ниже пояса: два сильнейшихпо итогам сезона гонщика планетысобраны в чемпионской команде.«Ситроен» таким образом избавилЛоэба сразу от двух соперников –внутреннего и внешнего. Вряд лиХирвонен возьмется реализовыватьчемпионские амбиции, как это делалОжье. Иначе его не стали бы приглашать. Куда пойдет уволенный Ожье?Вариантов всего два – «Форд» или«Мини». Если, конечно, бессменныйвице-чемпион «Форд» не свернет раллийную программу. Хотя на горизонтепоявился еще и «Фольксваген».190 За рулем 01/2012188-193(1_3V)_F1-2011.indd 19002.12.2011 15:47:53 РЕЗУЛЬТАТЫЧЕМПИОНАТ МИРА ПО РАЛЛИ,итогиПилоты1. С. Лоэб (Франция, «Ситроен-DS3») 2222. М. Хирвонен (Финляндия, «Форд-Фиеста») 2143. С. Ожье (Франция, «Ситроен-DS3») 1964. Я.-М. Латвала(Финляндия, «Форд-Фиеста») 1725. П. Сольберг (Норвегия, «Ситроен-DS3») 1106. М. Остберг (Норвегия, «Форд-Фиеста») 88…17. Е. Новиков (Россия, «ФордФиеста»/«Ситроен-DS3») 121. «Ситроен Тоталь» 2. «Форд Абу-Даби» 3. «М-Спорт Форд» 4. «Петер Сольберг Тим» 40337617898ПИЛОТ ОДНОЙ МАРКИКак-то все забывают, что мировых титулову Лоэба больше чем восемь. Еще один ондобыл в юниорском зачете «Супер‑1600»в 2001 году за рулем «Ситроена-Саксо».Лишь затем последовали взрослыетитулы на «Ксаре», С4 и DS3. РекордыСебастьена, по-видимому, не будут побиты никогда (при тенденции к уменьшениючисла гонок в сезоне): 67 побед на этапах(из нынешних соперников ближайшийпоказатель у Хирвонена – 14), самоебольшое число побед в одном сезоне(11, в 2008‑м), самое большое числопобед подряд (6, в 2005‑м), наибольшее число подиумов подряд (15, в 2008и 2009‑м) и так далее. И у Лоэба ещеконтракт с «Ситроеном» на два года.Десятый?КЛЮЧЕВОЙ МОМЕНТУ Лоэба два схода подряд в осенней частичемпионата – на Ралли Австралии и РаллиФранции. Это позволило Хирвонену настичьлидера по очкам, и перед заключительнымидвумя гонками сложился паритет. Следующийэтап, в Испании, выиграл француз, финнфинишировал вторым, и у Лоэба появилсятактический перевес на Ралли Уэльса.ОЖИДАНИЯПосле семи титулов Лоэба подряд хотелось,чтобы чемпионат мира ради разнообразиявыиграл кто-то еще – финны из команды «Форда» или партнер по «Ситроену»Себастьен Ожье (на фото). Стартовая гонкасезона обнадеживала – в Швеции выигралМикко Хирвонен.КомандыНЕПРИМИРИМЫЕПротивостоянию «Ситроена» и «Форда»придал свежести переход на новые модели –DS3 и «Фиесту» с двигателями 1,6 л, турбо.Удивительно, что при очевидном перевесе«двойного шеврона» (10 побед в 13 гонках)вопрос о титуле продержался до последнейгонки сезона. Вот только титул снова ушелв те же руки…РАЗОЧАРОВАНИЕОт вице-чемпиона 2010 года мы ждали большего. Казалось, Яри-Матти Латвала заматерел,стал совершать меньше ошибок, приводящихк авариям, а со скоростью у него и до тогобыл полный порядок. Однако финн одержаллишь одну победу, три гонки провалил и лишьв четырех превзошел результат Хирвонена.НОВИКОВ БЬЕТСЯЕвгений Новиков (21 год) в составе «ALM РаллиТим» на «фиестах» и «ситроенах» провелвосемь этапов из тринадцати, в чем-то дажепревзойдя раннего Колина Мак-Рея: шесть сходов подряд из-за аварий и поломок. Под конецвсе же выдал два результативных финиша –седьмые места в Испании и Уэльсе. Молодец!Но стабильность все-таки надо повышать.ОТКРЫТИЕ СЕЗОНАБМВ объявила для «Мини WRC» усеченнуюпрограмму: всего шесть стартов на этапах.Мало кто верил, что новорожденной командеудастся на равных бороться со старожилами. Однако Дани Сордо выехал на подиум в Германии, а затем повторил успехво Франции. Никаких сомнений, что в новомсезоне «Мини» – серьезнейший игрок!За рулем 01/2012 191188-193(1_3V)_F1-2011.indd 19102.12.2011 15:48:58 ГОДА| ИТОГИФОРМУЛА‑1, WRC, WTCCТУРИНГ: ПОД ДИКТОВКУТРИКОЛОРАЭтапом на городской трассе Макаозавершился сезон мировоготуринга. На нем и определился чемпион. Откровенно говоря, минувший кузовной чемпионат выдалсяне столь ярким, как предыдущий.Ведь в нем осталась лишь одназаводская команда – «Шевроле».Остальные участники на БМВ,СЕАТах, «вольво» – частныекоманды с ограниченным бюджетом. А скорость и мощь в автоспорте определяют деньги: чемих больше, тем выше результат.Оппоненты могут возразить:в машинах, подчиненных единымтребованиям, похожи и моторы,и подвески, и тормоза. Всё так, различия в нюансах: иной профильрычага, полегче металл, прочнее шарнир. Но нюансы как рази стоят самых больших денег. Плюсзатраты на филигранную настройкуи доводку. В команде «Шевроле»на это денег не жалели, и результатналицо: на всех этапах – от Бразилии до Китая – в числе победителейвсегда оказывались ее гонщики.Чем был хорош «ШевролеКруз» в сезоне‑2011? Во‑первых,новым 1600‑кубовым наддувныммотором. Судя по резвости автомобиля на этапах, особенно на скоростных участках, движок выдаетболее 350 сил (в паспорте указано310 л.с., но, ясное дело, лукавят).Во‑вторых, поразительной сбалансированностью и широким диапазоном настроек. Наконец, пилотами: Иван Мюллер, Роберт Хаффи Ален Меню на сегодняшний деньлучшие. Если кто-то из них не смогпопасть в призеры, это означалолишь одно: не повезло.Героем сезона стал всегдахмурый Иван Мюллер, теперь ужеКРЭШ-ТЕСТВ чемпионате было несколько городскихгонок. Очень жесткие и суровые заездыбез права на ошибку. Если промазал, ловушка отнюдь не песок, а, как правило, бетоннаястена. В городском сражении побеждаютисключительно опытные, расчетливые пилоты. В Макао им стал Роб Хафф.НАШИ В ГОРОДЕВесь сезон мы болели за единственного российского пилота Алексея Дудукало. Но возможности машины и невеликое знание трассне позволили ему занять высокое место.В итоге он предпоследний из 22 пилотов,набравших очки. Два результативных финиша – в Бельгии и Германии.МЫ ЕЩЕ УСПЕЕМВ финальной гонке Алексей Дудукалона незнакомой ему трассе в Макао сражался как лев и выбил себе аж 10‑ю позицию.Увы, не повезло, врезался в стену. И дажена прогревочных заездах – авария. Смотрите,за 20 минут до главного старта на СЕАТеАлексея еще выставляют углы передних колес.192 За рулем 01/2012188-193(1_3V)_F1-2011.indd 19202.12.2011 15:48:00 ВЕСЬ СЕЗОН В ЛИДЕРАХТри машины «Шевроле-Круз» были настолькобыстры и напористы, что не оставили шансовсоперникам на победу ни в личном зачете,ни в командном уже после первых стартов.В следующем году, утверждают, придет фирменная команда «Форда». Она должна задатьжару неодолимым пока «Шеви».РЕЗУЛЬТАТЫЧЕМПИОНАТ МИРА WTCC, итогиПилоты1. И. Мюллер (Франция, «Шевроле-Круз 1.6 Т») 4332. Р. Хафф(Великобритания, «Шевроле-Круз 1.6 Т») 4303. А. Меню (Швейцария, «Шевроле-Круз 1.6 Т») 3234. Т. Коронел (Голландия, БМВ‑320 TС) 2335. Г. Тарквини (Италия, «СЕАТ-Леон 1.6 Т») 2046. Т. Монтейро (Португалия, «СЕАТ-Леон 1.6 Т») 1177. К. Поульсен (Дания, БМВ‑320 TС) 1128. Ф. Энгстлер (ФРГ, БМВ‑320 TС) 889. Н. Мишелиц (Венгрия, БМВ‑320 TС) 8810. М. Нюкъяер (Дания, «СЕАТ-Леон 1.6 Т») 88Команды1. «Шевроле» 2. «БМВ Кастомер» 3. «Санред Кастомер» 4. «Вольво Полестар» СГОРЕЛ НА РАБОТЕРазбитые машины на этапах WTCC – рядовое явление, но для охающей публикиавария – событие, равное по зрелищноститриумфальному финишу чемпиона. Вот этотаппарат чуть не сгорел, едва потушили.Возможностей штатной системы пожаротушения иногда недостаточно.На правах рекламытрехкратный чемпион. Своего одноклубника Роба Хаффа, завоевавшегосеребро, он опередил всего на 3 очка:433 против 430. Третье местоу Алена Меню. И, разумеется, общаяпобеда «Шевроле» в командномзачете. Такой вот вышел сине-белоголубой победный триколор.973583522154ИНТРИГАНЫЗагадка – кто станет чемпионом WTCC? –сохранялась до последнего круга и держалаболельщиков в напряжении все этапы. ИванМюллер победил. Но Хафф (слева), занявший второе место, сказал, что непременно«отомстит» в следующем году и своего ужене упустит.За рулем 01/2012 193188-193(1_3V)_F1-2011.indd 19302.12.2011 15:49:05