212
213
БЕЗ ГРАНИЦ | КАК ЭТО ДЕЛАЕТСЯВЫЛЕТЕТЬЗА ДВЕРЬИногда по случаю какого-нибудь юбилеяили просто ради рекламы совершаютудивительные вещи. А непременноепредупреждение: «Не пытайтесь повторить,трюки выполнены профессионалами» –подогревает интерес. Но так ли на самомделе страшно, например, свалитьпикапом заводскую трубу или спрыгнутьс двери на гоночном болиде?Алексей Воробьев‑Обухов расскажетправду.212 За рулем 01/2012212-213_Tramplin.indd 21201.12.2011 16:28:14 В мае прошлого года исполни‑лось ровно 100 лет популярнымв США гонкам «Инди‑500». Ста‑рейшая из доживших до нашихдней кольцевая гонка собирает более400 000 зрителей, которые с интересомнаблюдают, как болиды круг за кругомпреодолевают 500‑мильную дистан‑цию. Но в 2011‑м тут устроили и дру‑гое, быть может, даже более захваты‑вающее зрелище.Фирма Hot Wheels, специализиру‑ющаяся на моделях автомобилей в мас‑штабе 1:64, подготовила полномас‑штабный рекордный прыжок с макетадвери высотой 30 метров. Почемувыбран именно такой образ? Все про‑сто: он позаимствован у аналогичнойигрушки V‑Drop, где по воздуху летаютмаленькие машинки. В реальноммасштабе потребовались сотни тоннстальных конструкций, чтобы собратьсаму дверь, трамплин пятиметровойширины и 67‑метровую рампу для при‑земления. На покраску трека общейдлиной 457 метров ушло 1892 литрафирменной оранжевой краски. Инте‑ресно, что высота отрыва (5 метров)была на метр меньше высоты посадки.Но вот вопрос: а что, если бырекорд – прыжок длиной101 метр – не удался и багги призем‑лился до рампы? Выручает не толькоточный расчет, но и страховка. Видео‑запись (рекомендуем посмотреть!)зафиксировала: машина коснуласьдорожки намного дальше ее начала,метров на двадцать. Однако на трени‑ровках в апреле дело едва не кончилосьбедой. Небольшая ошибка в скоростиотрыва – и отважный пилот коснулсярампы совсем близко к ее краю, да ещеи носом вниз. Чудом не скапотировал!А теперь зададимся вопросом:нужна ли была высоченная дверьдля такого прыжка? Ответ отрица‑тельный. Расчетная скорость отрыване 300 и даже не 200, а вполне при‑вычные для современного водителя175,42 км/ч. Уверенно развить ее баггисмог бы и на горизонтальном участке.Но, конечно, более длинном, чемвыстроенный трамплин. Сила тяже‑сти дала при разгоне около 80 км/ч,остальное довершила тяга двигателя.Расплатиться за такую траекториюпилоту (им был Таннер Фауст, каскадери издатель известного автомобиль‑ного журнала) пришлось перегрузкойоколо 3g на выходе из пике. Впрочем,для боевых летчиков и космонавтов –ничего особенного.  В первоначальном проекте автомобильдолжны были поднимать на дверь сначалакраном, потом на специальном лифте.  В реальности багги наверх затащилалебедка. Внимание: дан полный газ, скорость стремительно растет...  Публика затаила дыхание: багги взвилсяв воздух, теперь ничего нельзя исправитьили изменить.  Есть рекорд! Таннер Фауст доволен.Кстати, предыдущий подобный прыжокполучился тоже неслабым – на 92 метра.За рулем 01/2012 213212-213_Tramplin.indd 21301.12.2011 16:28:28