202
203
204
205
РОССИИ 20 ЛЕТ«ДЖЕНЕРАЛ МОТОРС»ЭКОНОМИКА | АВТОПРОМУАМЕРИКАНСКАЯМЕЧТАНА РУССКИЙ ЛАД202 За рулем 02/2012202-205_GM.indd 20208.01.2012 11:00:03 «Дженерал моторс» наладилпроизводство в России еще15 лет назад. Еще бы, заводыкомпании работают в 35 странах,так почему бы не попробоватьу нас? С первой попыткине получилось, но американцыоказались настырными. Историю«Джи-Эм» в России изучалИгорь Моржаретто.Мы всегда любили большиеи мощные автомобили.Видимо, поэтому однимиз первых дилеров иномарокстала компания «Тринити Моторс»,которая с 1991 года официально (!)предлагала автомобили «Шевроле»,«Кадиллак» и «Опель». В 1992‑моткрылось представительство «Гене‑ральных моторов» в России. Потомпоявились еще дилеры, но амери‑канцам, видимо, все время хотелосьбольшего, как минимум – стать первойкомпанией на российском рынке.Переговоры о производстве заоке‑анских машин шли с начала 90‑х годов;хорошо помню, как в 1993‑м руково‑дитель АВТОВАЗа Владимир Каданни‑ков «не для печати» рассказывал мне,что очень скоро на конвейере у нихпоявятся автомобили «Опель-Корса».Увы, не случилось. И тогда американцыначали искать собственную площадкудля сборки машин.за полноприводный вариант просили40 тыс. долл. США). Поэтому длятретьих стран «Блейзер» постаралисьмаксимально удешевить. И вместо кру‑той тачки получился просто отличныйсемейный автомобиль – но с заднимприводом, мотором в 105 сил, меха‑никой, без кондиционера, «музыки»и даже без электрических стеклоподъ‑емников. Зато цена вдвое ниже, чему американского «Блейзера»: меньше23 тыс. долл.  «Шевроле-Блейзер» – первый автомобиль, который концерн пытался собиратьв России. Увы, россияне продукт не оценили.«ШЕВРОЛЕ‑2123»НАША СПРАВКАВ России у «Дженерал моторс» 156 автодилеров марки «Шевроле», 129 – «Опель»,28 – «Кадиллак». По итогам 11 месяцев2011 года компания занимала по продажамвторое место в РФ – после АВТОВАЗа(реализовано 220,4 тыс. машин трех марок).НЕ СДЕЛАНО В ТАТАРСТАНЕВ конце 80‑х – начале 90‑х годов про‑шлого века в СССР активно обсуж‑далась идея создания народногоавтомобиля. Нашли даже место, гденамеревались развернуть массовоепроизводство: на площадях недо‑строенного тракторного заводав Елабуге (Татарстан). Сначала тамдумали выпускать «Оку‑2», затем«Фиат-Панда», но к середине 1990‑хоб этой идее забыли, а гигантскийзавод представлял собой пару пустыхкорпусов и несколько заброшенныхфундаментов. Вот тут-то и решили раз‑вернуть производство американскихавтомобилей – власти РФ и Татарстанапообещали «Джи-Эм» беспрецедент‑ные льготы, если они выберут именноэту площадку. Весной 1997‑го в Ела‑буге премьер-министр страны ВикторЧерномырдин поздравил с выпускомпервой партии российских вседорож‑ников «Шевроле-Блейзер», собранныхиз бразильских комплектующих.«Настоящий американец» ока‑зался чересчур дорогим для небогатыхстран типа России или Бразилии (у насПроекту не везло во всем: обещан‑ные льготы в полном объеме получитьне удалось, а в СМИ появились матери‑алы, где ставилась под сомнение надеж‑ность этих машин: мол, от знакомствас нашим бензином их моторы быстропомирают.За два года в Елабуге собрали всего3800 «блейзеров», а в 1999‑м произ‑водство свернули. Зависшие на складахмашины числом около тысячи потомеще года два продавали с 30‑процент‑ным дисконтом. В том же посткризис‑ном году объявили о начале сборкив Елабуге модели «Опель-Вектра». Обе‑щали до 75 тыс. седанов в год, но под‑собрали всего… несколько десятков.На том история первого СП и закончи‑лась. Хорошо хоть, инвестиции в про‑ект оказались небольшими – никакогооборудования, кроме нескольких подъ‑емников, на ЕлАЗ не завезли.  «Шевроле-Нива» – первый совместныйамерикано-российский продукт. Удачный:за девять лет продано более 400 тыс. вседорожников.Только кто должен был статьпокупателем этой машины в стране,где о среднем классе даже не слышали?Меня еще тогда удивил оптимизмпремьер-министра, пообещавшегона торжественном пуске СП «Джи-ЭмЕлабуга», что «будет рост экономики,будет зарплата – будут и покупатели»(ЗР, 1997, № 3). В общем, дальшеотверточной стадии производствоне двинулось; более того, российскиевседорожники в далекий Татарстаншли из порта своим ходом, а на заднемсиденье лежали упакованные в пленкубамперы и некоторые другие детали.На АВТОВАЗе еще с начала 1990‑хпытались создать преемника популяр‑ной модели «Нива». Это почти удалось:модель ВАЗ‑2123 неоднократно пока‑зывали на выставках, она нравиласьпотенциальным покупателям, однако…Чтобы довести до кондиции удачныепо замыслу, но сырые по исполнениюобразцы, а тем более поставить модельна конвейер, у АВТОВАЗа не былони денег, ни иных возможностей.Только сотрудничество с крупнейшиммировым производителем дало новомувседорожнику шанс. 27 июня 2001 годапредставители «Джи-Эм», АВТОВАЗаи Европейского банка реконструкциии развития подписали соглашениео создании совместного предприятия.Каждая сторона внесла долю в СП:АВТОВАЗ (41,61% акций) – модельВАЗ‑2123; «Дженерал моторс» (41,61%акций) – оборудование для произ‑водства, технологии; ЕБРР (16,78%акций) – деньги, необходимые длястроительства завода и запуска моделив серию.С 23 сентября 2002 года с конвей‑ера сходят американо-российские авто‑мобили «Шевроле-Нива»; всего за этигоды выпущено около 400 тыс. машин.Они популярны в России, но на про‑ектную мощность (100 тыс. в год) заводтак и не вышел. С сентября 2004‑годо начала 2008 года там же малымипартиями выпускали седан «ШевролеВива» (перелицованный «ОпельАстра G»). Стоил он почти столько же,сколько новая модель «Астры», кото‑рая продавалась в России под собствен‑ным именем, поэтому успеха не имел.Во всяком случае, по неофици‑альной информации, вложения в СПокупились давным-давно и теперьЗа рулем 02/2012 203202-205_GM.indd 20308.01.2012 11:00:08 РОССИИ 20 ЛЕТ| АВТОПРОМУ«ДЖЕНЕРАЛ МОТОРС»НОВЕЙШАЯ ИСТОРИЯ «ДЖЕНЕРАЛ МОТОРС» В РОССИИ (1991–2011 годы)  Всё, как положено на современномпредприятии. Предусмотрена и трехмернаяпроверка геометрии кузова.204 За рулем 02/2012202-205_GM.indd 20408.01.2012 11:00:14   Завод «Дженерал моторс» в Санкт-Петербурге рассчитанна производство 100 тыс. машин в год по полному циклу – со сваркой,окраской и сборкой.предприятие приносит своим акци­онерам прибыль. А ныне у «Джене­рал моторс» на него большие планы:с 2013 года здесь будут производитьновый «Шевроле-Нива» и «Ладу 4×4»(тоже новую!). Так что до заветнойпланки в 100 тыс. автомобилей в годрукой подать.А в 2003‑м у корпорации«Джи-Эм» появился еще один партнерв России – калининградский заводАВТОТОР. Сначала в небольшом цехусобирали методом крупноузловойсборки дорогие автомобили: «Хаммер»,«Кадиллак», вседорожники «ШевролеТахо» и «Трейлблейзер», – но вскорезанялись и массовыми моделями.В ноябре 2008 года американцы запу­стили на АВТОТОРе модель «ШевролеЛачетти». Строительство и оснащениецехов сварки и окраски обошлосьсторонам примерно в 80 млн. евро.Кроме того, в Калининграде ведетсякрупноузловая сборка десяти моделей«Опеля» и «Шевроле». По некоторымсведениям, «Джи-Эм», хоть и не вклю­чил АВТОТОР в общее инвестиционноесоглашение, активно вкладываетсяв него.Есть у «Дженерал моторс» ещедва предприятия, которые, хотьи расположены за рубежами России,активно работают на наш рынок.Это, во‑первых, завод «Джи-ЭмУзбекистан» – бывший «УзДэу».До 2011 года он поставлял в Россиючерез собственную дилерскую сетьтолько устаревшие модели «Дэу»(корейскую компанию американскийконцерн купил еще десять лет назад).  Пока все двигатели, которые устанавливают на автомобилироссийской сборки (кроме «Шевроле-Нива»), импортные.Но в планах – собственное моторное производство в Тольятти.С прошлого года к нам из Узбекистанаедут новые хэтчбеки «ШевролеСпарк». А с 2013‑го, по некоторымданным, именно на заводе в Асакеначнут собирать новейшую бюджетнуюмодель «Шевроле-Кобальт» – в пер­вую очередь для российского рынка.Во‑вторых, в 2004 году «Дженералмоторс» стал генеральным партнеромЗапорожского автомобильного завода.Тогда же в Запорожье стартовалопроизводство автомобилей «ОпельАстра G» для внутреннего, украинскогорынка, а выпускавшийся с 1998 годаавтомобиль «Дэу-Ланос» стал имено­ваться «Шевроле-Ланос Т‑150». Посленебольших доработок седан началиввозить в Россию, и он довольнобыстро стал одной из самых популяр­ных у нас иномарок. Всего за шестьлет продано почти 200 тыс. «ланосов»!Автомобиль и сейчас поставляетсяна наш рынок, только называетсяиначе – «ЗАЗ-Шанс» – и формальнок американскому концерну отношениябольше не имеет.СВОИМИ СИЛАМИХотя к середине первого десятилетияХХI века у «Джи-Эм» было уже четырепартнерские компании, где собиралиавтомобили четырех марок для россий­ского потребителя, мечта о собствен­ном заводе не оставляла руководите­лей фирмы. И вот в июне 2006 годана окраине Санкт-Петербурга, в пром­зоне Шушары, был заложен завод,который назвали просто: «ДженералМоторc Авто». Торжественно егооткрыли спустя два года, в 2008‑м,7 ноября. Инвестиции американскогоконцерна в производственный ком­плекс оцениваются в 300 млн. долл.Пока он рассчитан на выпуск 100 тыс.автомобилей в год; с его конвейера схо­дят «Шевроле-Круз» и «Опель-Астра».Уровень локализации производствав Санкт-Петербурге довели до 30%.В 2011 году «Джи-Эм» и россий­ское правительство подписали мас­штабное инвестиционное соглашение,рассчитанное на десятилетие. В бли­жайшие пять лет компания увеличитпроизводительность завода в СанктПетербурге до 230 тыс., а СП «Джи-ЭмАВТОВАЗ» – до 120 тыс. машин в год.На базе тольяттинского предприятияорганизуют НТЦ (его филиал откроютна заводе в Питере). В Тольятти жепоявится моторное производство –на 120 тыс. двигателей и трансмиссий.Но и это далеко не всё. Компания«Дженерал моторс» намерена раз­вивать производство на контрактнойоснове. Калининградский АВТОТОРбудет и дальше собирать разныемодели «Кадиллака», «Опеля», «Шев­роле», пользуясь льготами особойэкономической зоны. На Горьковскомавтозаводе с этого года начнут выпу­скать обновленный «Шевроле-Авео»(30 тыс. в год). Если сложить потен­циальную мощность всех российскихпредприятий, выпускающих машиныс эмблемами американского концерна,то получится полмиллиона машинежегодно. И это без учета узбекскогозавода, который имеет право постав­лять свою продукцию в Россию бес­пошлинно.За рулем 02/2012 205202-205_GM.indd 20508.01.2012 11:00:17