ЗНАКОМСТВОУАЗ С КИТАЙСКИМ ДИЗЕЛЕМАВТОМОБИЛИ | НАШЕК ВОСТОКУ ПЕРЕДОМПокупатели нос воротят от «уазика» с фирменным дизелем ЗМЗ‑514. Ненадежный, дорогой, ещеи слабохарактерный. Но покупают – куда деваться? Вячеслав Субботин знает куда: он опробовал «Хантер»с китайским дизелем.Что за «проходимец» без дизеля?Недоразумение. Ползти по грязиили песку, пробираться по лесной чаще с бензиновым моторомнеловко. Производитель много летищет УАЗу достойную силовую установку. Но всё как-то неуклюже.ДЕТИ ГРАНТАСначала была польская дизельнаянаддувная «Андория»: 2,4 л, 86 сил –помните? Недурной, в основе английский мотор, только дорогой. Егопокупали бы, будь на него запчасти.На смену ему в 2005‑м пришло нашечудо – дизельный ЗМЗ‑514. Тут и запчасти повсюду, и недорогие генераторы, стартеры, сцепление, подушкисилового агрегата, форсунки, а ещеи сеть станций развитая. Отлично!Да вот беда, дизель ломался в руках«колхозников».Чуть перегрелся – и увело головку.Раз в неделю не заглянул под днище –распрощался с опорами силового агрегата, подержал высокие обороты – оборвал ремень, загнул клапаны…Избави бог прицеп потянутьи нагрузить его покрепче: дизелек вкладыши раздавит!76Конструкторов не хулю: онирешали спущенную сверху задачусоорудить из бензинового мотораЗМЗ‑406 дизель. А качественно сделать это невозможно. Скажем, чтобыполучить те же характеристики, чтоу бензинового мотора, коленчатыйвал придется нагрузить в полтора разабольше. Значит, нужно увеличить диаметр и длину шеек, иначе вкладыширасплющит. А хорошо бы еще и радиускривошипа увеличить, ведь дизель –моментный мотор. Но куда? Блокуже есть, «колено» тоже. ПолучитеЗМЗ‑514 – полный компромисс.Такой мотор подошел бы легкоймашине, например «Ниве», но парнииз Тольятти ищут себе пару с родословной. Поэтому опытные джиперы,владеющие 514‑м, обращаются с нимкрайне нежно. Даже снимают железнуюкрышу и сиденья, чтобы заволжскомудизелю жизнь облегчить.ПО-СОСЕДСКИОднако внедорожный люд стонатьне привык и начал искать альтернативудизелю. Ульяновская компания «Дартех» заслала гонцов в соседний Китай,где есть крупное предприятие: в годотгружает на внешний и внутреннийрынки 500 тысяч лицензионных дизелей, в том числе и «Исудзу».Заказали образец – 92‑сильнуюнаддувную «четверку» F‑Diesel 4JB1T.Разобрали, обмерили и признали годной для монтажа на УАЗ. Адаптироваливсе датчики двигателя для работыс контрольными приборами, подогналикрепления силового агрегата и передали чертежи китайцам для изготовления плиты-переходника под нашикоробку передач и сцепление.Испытания дизель выдержалуверенно. Проверяли и в обыденнойжизни, и в очень жестких условиях –«по мотивам» популярных в Ульяновской губернии трофи-рейдов, в которых надо ехать быстро, но по ушив грязи и с лебедкой. На финишепоказал время не хуже, чем у боевыхаппаратов.После «Дартех» наладил мелкую серию УАЗов – от «буханки»до «Патриота» – с такими моторами.МЕДЛЕННО, НО УВЕРЕННОЯ опробовал машину на ходу. Трудовуюисторию дизеля-работяги не скрыть.Рычагом коробки надо орудоватьЗа рулем 02/2012076-077_UAZF-diesel.indd 7630.12.2011 16:54:27 В этой машине кроме китайского моторастоит еще кондиционер собственнойразработки компании «Дартех».Его испаритель отлично вписался в небольшиегабариты отопителя «Хантера».ТЕХНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИДИЗЕЛЬНЫХ МОТОРОВМодельКИТАЙСКИЙ ДИЗЕЛЬ – ХОРОШАЯ, НО, К СОЖАЛЕНИЮ,ЕДИНСТВЕННАЯ АЛЬТЕРНАТИВА ДИЗЕЛЬНОМУ ЗМЗ‑514.ГЛАВНОЕ ПРЕИМУЩЕСТВО F-DIESEL – ВЫСОКАЯ НАДЕЖ‑НОСТЬ ПРИ УДОВЛЕТВОРИТЕЛЬНЫХ ХАРАКТЕРИСТИКАХ.быстро, чувствовать грань тяги на каждой ступени. Но привыкаешь сразу.Темп в городе на уровне, не уступит легковушкам в столице губернии.На пятой передаче могу двигаться безнадрыва и на шестидесяти, и разогнаться, не жмурясь, до ста двадцати.Тянет! Сцепление туговато, но работаетплавно, о подгазовке можно забыть.Потому маневрировать на парковкес этим дизелем так же просто, какс автоматической трансмиссией.В лесных далях УАЗ – словно сохатый. Ломает чащу и едет там, где и ступить страшно. В лес мы попали в началезимы и уткнулись в еще не замерзшуюколею. «Включай пониженную –и можешь даже не газовать», – посоветовал мне спутник, инженер компании.Страшновато: если ввалимся без разгона, встанем и утонем. Лезть за тросом лебедки в грязную жижу из снегаи льда – перспектива малоприятная:на ногах ботиночки с тонкой подошвой. Да деваться некуда – окунаюсьв болотце. Сердце замирает, но быстро Китайский лицензионный («Исудзу»)дизель – 2,8 л, 92 л.с. – удачно компонуетсяв моторном отсеке УАЗа. «Дартех»уже планирует ставить дизель того жепроизводителя, но помощнее: 3 л, 130 л.с. Незаменимая вещь – блокировки переднего и заднего мостов.Здесь они пневматические, быстрого действия («Спрут»). Компрессорс ресивером в багажнике, на колесной нише.4JB1TОБЩИЕ ДАННЫЕ4‑цилиндровый,рядный,Тип8‑клапанный,с турбонаддувомРабочий объем, л2,771Степень сжатия17,5Максимальная68/92мощность, кВт/л.с. при 3600 об/минМаксимальный200крутящий момент, при 2000 об/минН·мДиаметрцилиндра × ходпоршня, ммМасса, кгЗМЗ-51434‑цилиндровый,рядный,16‑клапанный,с турбонаддувом2,23519,568/92при 4000 об/мин216при 2100 об/мин93 × 10287 × 94229225отходит. Мотор, сочно посапываяна двух тысячах, уверенно тянет. Колесаподламывают лед, умудряются чем-тозацепляться в грязи, и машина ползетпо колее как ни в чем не бывало. Туфлиостались чистыми… С бензиновымтакое не прокатило бы.СТОИТ ЛИ?«Дартех» выпустил за год более двухдесятков машин с моторами F‑Diesel.Нареканий от владельцев не поступало. Утверждают, что даже в Японии,на Хоккайдо, катается такой автомобиль и хозяин вполне себе доволен.Цена «УАЗа-Хантер» с китайскиммотором – 650 тысяч рублей. Дорого?Пожалуй. Ведь заводской УАЗ с бензиновым двигателем стоит всего400 тысяч, с дизелем – 450 тысяч. Прирасходе солярки 8 л на сотню экономия на топливе погасит переплатув 250 тысяч рублей лишь к 90 тысячамкилометров пробега. Но с бензиновымне получить тех внедорожных качеств,которые дает дизель. Бамперы тоже свои, сертифицированные. Передний прямос лебедкой УАРЗ. Колеса BFGoodrich диаметром 35 дюймов. Этомаксимум.За рулем 02/2012076-077_UAZF-diesel.indd 777730.12.2011 15:26:59