ИССЛЕДОВАНИЯ,ТЕХНИКА | НОВИНКИ,ИЗОБРЕТЕНИЯВСЕГДА ЗЕЛЕНАЯ ВОЛНАКогда-то нам обещали безостановочное движение в зеленой волне светофоров, но до сих порна дорогах больше совсем других волн. На самомделе, организовать подобную систему не так-топросто, особенно если перекрестки расположенына неравных расстояниях друг от друга и/илина них сходятся улицы с разной плотностью движения. Получается так, что, организовав зеленую волну в направлении, например, из города,создаем для встречного движения волну красную.Разработчики новой системы коммуникацииавтомобилей с инфраструктурой Car-to-X (или,что то же самое, Car2X) пошли принципиальнодругим путем. Пусть каждый водитель организуетсебе персональную зеленую улицу. Для этого надолишь подсказать ему, через сколько секунд закроется очередной светофор и с какой скоростьюехать на данном конкретном участке, чтобы успетьна зеленый.Для этого задействовали хорошо известныйкомпьютерщикам Wi-Fi-протокол IEEE802.11p.Поумневшие светофоры сообщают бортовомукомпьютеру о предстоящей смене фазы, причемдля этого водителю вовсе не обязательно видетьсам световой сигнал. Он может быть скрыт, например, фурой – радиосигнал ее все равно пробьет.И на табло в комбинации приборов загоритсяиндикатор, предупреждающий о скором переключении на красный. Так что торможение упомянутой фуры врасплох не застанет. Шкала спидометраокрасится в красный и зеленый цвета: будетеБЕЗ ВАКУУМА ПОД ПЕДАЛЬЮКажется, совсем недавно гидроусилитель руляуступил место электроусилителю, но сегодня этимуже никого не удивишь. К тому же электромоторохотнее дружит с компьютерными системамиавтомобиля, чем гидравлика, и позволяет легкореализовать даже такие хитрые штуки, как автоматическая парковка. Теперь настала пора вакуумному усилителю уступить место под педальютормоза – опять же электродвигателю. Такуюсистему придумали на «Континентале» и назвалиМК С1. В общем, первая ласточка. Гидравлика,правда, в тормозной системе осталась, но давитьна поршень в главном цилиндре помогает ужеэлектричество, и делает это очень даже неплохо.Даже быстрее, чем мембрана. А быстрота приэкстренном торможении – залог безопасности.Более того, скомандовать электромотору можнои без нажатия на педаль. Это сделают, например,электронные ассистенты, уловившие опасностьраньше водителя.Новый модуль заменил не только громоздкийвакуумный усилитель, но и электрогидравлический насос системы динамической стабилизациии антиблокировочной. Он позволяет также изменить настройку тормозов, ориентировав ее, скажем, на спортивную езду или на комфортную.держать стрелку в зеленом секторе – проскочите.Не правда ли, удобно? Здесь самое время было быуказать, что такие системы появятся прежде всегона БМВ, но без инфраструктуры они работать несмогут. А вот привести ее в соответствие за пределами, скажем, Мюнхена одному баварскому концерну, конечно, не по силам… Держите скорость от 50 до 70 км/ч, и останавливаться не придется! Приготовьтесь к торможению: проехать на зеленый не удастся. Здесь всёв одном узле:и усилитель,и электронасос.Педаль, кажется,совсем не нужна,но шток для неепока еще вывели.От себя добавим: главное, чтобы машинане тормозила самопроизвольно, подобно тому,как поворачивали некоторые автомобили с электроусилителем рулевого управления. Впрочем,до серийного внедрения (намечено на 2015 год)есть еще время для окончательной доводкиновинки.174 За рулем 02/2012174-176(1_2g)_Novinki 02.indd 17408.01.2012 11:58:47 ПРОТИВОПОЖАРНЫЙ ВЗРЫВЧем выше напряжение и мощнее аккумуляторные батареи, тем больше опасность пожара из-закороткого замыкания. Конечно, изоляция проводов тоже совершенствуется, но что произойдетв случае аварии? Недавно неожиданным образомотличился ставший автомобилем года «ШевролеВольт». Машина, о которой после успешногокрэш-теста все позабыли, напомнила о себе,заставив вызвать пожарных. Оказалось, разбитая система термоконтроля мощной литиевоионной батареи не смогла предотвратить еевозгорания. Как с этим быть, сейчас думают,а вот против коротких замыканий в бортсетирецепт уже есть: пиротехнический аварийныйразмыкатель PSS фирмы Autolive разрывает цепь Работа размыкателя довольнопроста: при срабатывании пиропатрона металлическийпоршень давитна пластиковый разрыватель, которыйсвоим выступомперебивает меднуюшину и предотвращает дуговойразряд. Сложностиздесь скорее технологические и материаловедческие:не всякий пластикспособен пробитьмедь и при этомобладает нужнымиизоляционнымисвойствами. Внешне PSSвыглядит вполнебезобидной деталькой. И не подумаешь, что внутрискрыт заряд взрывчатого вещества.батареи за 0,1 мс до того, как произойдет деформация кузова. Весит такой размыкатель всего36 г и выдерживает токи до 300 А (а кратковременно – все 2000 А!).Но для гибрида и тем более электромобиляэтого мало. В разработке находится уже третьяверсия размыкателя, способная справитьсяс токами до 6000 А при напряжении 400 В! Здесьочень важно не просто разорвать цепь, но и предотвратить образование электрической дуги.Для этого в разрыв вводится пластинка из специального пластика. Собственно говоря, она жеи перебивает медную шину. Впрочем, лучше одинраз увидеть: схема размыкателя – на рисунке.На правах рекламы174-176(1_2g)_Novinki 02.indd 17508.01.2012 11:58:49 ИССЛЕДОВАНИЯ,ТЕХНИКА | НОВИНКИ,ИЗОБРЕТЕНИЯИСКУССТВО«ВОЛЬТИЖИРОВКИ»Что вы сказали бы, предложи кто-нибудь установить в ваш автомобиль генератор, выдающий 25 Ввместо двенадцати? Не торопитесь с ответом, всене так глупо, как кажется. Именно так поступилакомпания «Мазда» при разработке первой рекуперативной тормозной системы i-ELOOP для легковых авто с использованием суперконденсаторовв качестве накопителя энергии. Последние имеютряд важных преимуществ перед аккумуляторами:выдерживают намного больше циклов зарядаразряда (а тормозить приходится часто), не боятсябольших токов (значит, выше эффективностьторможения), работают при низких температурах Блоксуперконденсаторовустановленвертикально спередислева. Штатнаяаккумуляторнаябатарея остаетсяна своем местеи служитдля длительного хранения энергии. В этой сборкеконденсаторовэнергиянакапливаетсяпри торможениии потом расходуетсядля питаниямногочисленныхпотребителей,разгружая генератори экономя темсамым топливо.Но электромотора,как в гибридах,в такой схеме нет.(аккумуляторы на морозе заряд, как известно,не принимают). Вот только энергоемкость у нихниже, – во всяком случае, при напряжении 12 В.Вспомним, однако, что эта величина пропорциональна квадрату напряжения. Стало быть, удвоиввольты, учетверяем энергию торможения, которую можно запасти в том же количестве фарад.В общем, все просто. Вот только как бытьс бортовой сетью и всеми электронными приборами, которые такого напряжения не выдержат?Можно, конечно, перейти на 24 В, но тогда потребуется заменить все электрические и электронныеприборы. Другой вариант – поставить отдельныегенераторы для питания бортсети и для рекуперативного торможения. Но на «Мазде» поступилипроще: пусть себе генератор выдает хоть 12, хоть25 В (в зависимости от интенсивности замедленияавто), в бортовую сеть все равно поступят необходимые 14,2 В – для этого встроили автоматический преобразователь напряжения.Новую систему намечено устанавливатьв легковые автомобили уже в наступившем году;при движении в городе она поможет сэкономитьдо 10% топлива.БЕЗ ПЛАНШЕТА – НИКУДА!Популярность планшетных компьютеров растетс каждым годом. Дома, в кафе, в поезде, самолете...А теперь вот и в автомобиле. По крайней мере, таксчитают в компании «Парагон», предлагая превратить автомобиль из средства передвижения...в док-станцию для планшетного компьютера.Опробовать новинку в деле сумеем уже в этомгоду, а суть ее проста: зачем в автомобиле отдельный монитор, когда он есть в планшетнике? Малотого, этот универсальный компьютер пригодени для управления климат-контролем, диагностики систем автомобиля, установки различныхрежимов хоть подвески, хоть полного привода.Не говоря уже о таких банальностях, как навигация, веб-радио, МР3-плеер, телефония и доступв Интернет.Для этого достаточно закачать нужные программы, обеспечить распознавание планшетникапо принципу «свой-чужой» и заменить штатныймонитор на центральной консоли полозьямидля крепления компьютера с USB-разъемом.Он, кстати, нужен лишь для подзарядки батарейки, поскольку обмен данными идет по беспроводному интерфейсу Bluetooth. Вот так:вдвинул – поехал,выдвинул – пошел.Очевидно, покидая авто, стоит взять планшетник с собой. И еще: новая идеология заметнооблегчит апгрейд вашего автомобиля. Достаточнозагрузить обновления программ или, в крайнемслучае, поменять компьютер.176 За рулем 02/2012174-176(1_2g)_Novinki 02.indd 17608.01.2012 11:58:52