ПОДВЕСКАРЕМОНТ и СЕРВИС | МАСТЕРСКАЯРАЗВОДНОЙКЛЮЧПопулярные в некоторых сервисах технологии «ремонта» ходовой части развенчивает Анатолий Вайсман.Ремонт подвески – работа доходная и неиссякаемая! При должной сноровке слесарь может обосновать мнительному и доверчивому клиенту необходимость срочного вмешательства даже на новой машине. Главное – убедительно продемонстрировать люфты и живописатьих последствия.Устроена подвеска довольно сложно: рычаги,пружины, рессоры, буферы, стабилизаторы, амортизаторы… И все это движется на шарнирах, обеспечивающих заданную конструктором кинематику. При этом шарниры должныне мешать работе упругих элементов и амортизаторов, отсекать шумыподвески от кузова и не нуждатьсяв обслуживании.Конечно, задачи, возложенныена шарниры, можно решить с помощью высокоточных деталей из дорогих материалов. Пример такихна автомобиле – шаровые опоры.Но все же большинство шарниров –дешевые резино-металлическиесайлент-блоки: между внутреннейстальной втулкой, крепящейся, например, к кузову, и стальной же наружной обоймой, запрессованной в рычаг, плотно зажата резиновая вставка. Последняя оптимально (в пределах расчета) сопротивляется осевым, радиальным и угловымперемещениям рычага относительнокузова. Основной ход рычага – вокруг оси шарнира, так что напряжения в резине зависят от угла поворота. Если они слишком велики, резина рвется – и шарниру конец! Но может ли это происходить, если ходырычага обычные, расчетные? Оказывается, может.Еще при проектировании автомобиля тщательно подбирают характеристикишарниров и строго оговаривают технологию ихмонтажа. Одно из важнейших требований – послеустановки сайлент-блока окончательно затягиватьего гайку только на загруженной подвеске, – например, когда автомобиль полноценно опирается колесами на поверхность. Если же гайку затянуть, когда колеса в воздухе, то, опустив машинуна пол, сразу создадим в резине немалые напряжения, а в движении они станут еще больше. Поэтомузатягивать сайлент-блоки нужно на канаве. А если Cайлент-блокрычага предельноизношен: рычагсмещен относительно болта, нарушеныуглы схожденияи развала, слышныстуки…на подъемнике, то подперев рычаги подвески регулируемыми стойками.Со временем резина стареет, теряет упругость,накапливает деформации, рвется. Из-за этого осьшарнира может сместиться к наружной обойме,появятся стуки в подвеске и уйдут углы установки колес. Конечно, разбитые сайлент-блоки нужнонемедленно заменять. Многие едут за этим в сервис, где зачастую несведущему клиенту особенно рады: эластичная связь между частями сайлентблока позволяет ловкачу жульничать. К примеру,прибыла в сервис дама в шубке.А у механика глаз наметанный, ужон-то знает, как ее надуть! Уперевломик между рычагом и кузовом,потомок Архимеда показывает, как«болтается» сайлент-блок. Клиентке невдомек, что подходящим ломом можно продемонстрировать какие угодно люфты! И элегантно подвести ее к замене трапеции. Кстати,жесткий сайлент-блок не обязательно всегда лучше мягкого. Чтобы гасить удары и поддерживать расчетную геометрию подвески, его податливость должна быть оптимальной.НА ПРИМЕРЕ Если как следуетнажать на ломик,можно не толькоубедить клиентав необходимостибезотлагательногоремонта, но и детали погнуть.У «Ниссана-Авенир» задние шиныбыли изношены по внутренним сторонам. В солидных сервисах хозяинаубеждали немедленно заменить всесайлент-блоки задней подвески!Цена немалая, и, надеясь сэкономить, он с мешком деталей прикатил ко мне.Подвеску чуть не вывернулинаизнанку. Оказалось, шарниры какновые! Лишь у двух стоек стабилизатора едва заметный люфт. Хозяинупорно настаивал на замене и… неожиданно проговорился, вспомнив, что ему пришлось много колесить на перегруженной машине.Всё стало ясно. Развал давно убежал в минус – отсюда и неправильный износ шин. В итоге, заменивтолько «косточки» и подправив углы установкиколес, мы расстались мирно. И вправду – сэкономил мужчина немало. Нетронутый мешок запчастей будет ему напоминанием об этом эпизоде.А вот история не столь радужная: владелецБМВ‑X5 пожаловался на стук в задней подвеске.Но за этим стуком скрывалась картина гораздо184 За рулем 02/2012184-185(1_2V)_Podveska.indd 18408.01.2012 11:55:12 На правах рекламы Простейшийсайлент-блок (нижнее креплениезаднего амортизатораВАЗ‑2110). За счетдеформации резины 3 происходитповорот втулки 1,жестко связаннойс кронштейном 4 продольного рычага подвески, относительнопроушины 2 амортизатора. Наконечник рулевой тяги. Если нажатьна корпус 1 вдоль осипальца 6, пружина 3сожмется, а палецс вкладышем 4 уйдутглубже в корпус. Этонормально! Напротив,забивание узла грязью и т. п. нарушаетработу пружины, шари вкладыш интенсивно изнашиваются,появляется радиальный люфт.более неприятная! Автомобиль почему-то здорово просел на заднее правое колесо, причем,по словам владельца, уже давно. Оказалось, правая пневмоподушка дырявая, а подкачивающийкомпрессор от неустанной работы в атмосферууже едва дышит! Но это еще не вся дефектнаяведомость. Машина будто каталась по минномуполю: все сайлент-блоки многорычажной подвески были в той или иной степени покалечены.Из-за севшей пневмоподушки шарниры вышлина предельные углы деформации – резинки начали рваться. А в довершение картины закономерно потекли амортизаторы.Людям, не чурающимся сервиса, напомню,что в особом почете у мошенников шаровые наконечники рулевых тяг. Конструкция многихтакова, что, если нажать на корпус вдоль осипальца, сжимается внутри пружина – и отчетливо видно перемещение! Демонстрация «дефекта»обычно сопровождается фразой: «Видите, болтается». Владельцу невдомек, что осевое перемещение корпуса относительно пальца говоритскорее об исправности узла, чем о проблемах.А недопустимое перемещение – радиальное(поперек пальца), когда шарнир стучит.Поменять всю рулевую трапецию по «рекомендации» какого-нибудь сервиса меня просят довольно часто. Иногда – очень активно.Так, на «корейце» одной заказчицы наконечникиоказались в идеальном состоянии, но мы со своими аргументами не смогли достучаться до ее сознания: «Да я собственными глазами видела, какони болтаются!». Уехала дама крайне раздраженной. Но, думаю, быстро нашла утешение: стольвыгодного клиента проходимцы не упустят.184-185(1_2V)_Podveska.indd 18508.01.2012 11:55:13