ГРУЗОВИКИ | FUSO CANTERРОЗА МИРА«Мицубиси-Фузо» (яп. «фузо» – роза) имеет заводы по всему миру. На одном из них, в Набережных Челнах, где собирают модель «Кантер», побывал Андрей Сидоров.Первую поездку по России «кан‑теры» совершают железнойдорогой. Время от временив Набережные Челны приходитсостав с Дальнего Востока с сорокафу‑товыми морскими контейнерами. В нихмашинокомплекты, которым у наспредстоит превратиться в грузовики.Но это произойдет чуть позже, а в Чел‑нах на заводе «Фузо КамАЗ Тракс Рус»из них соберут лишь «шасси с кабинойгрузового транспортного средства».Впрочем, «на заводе» – сказано слиш‑ком громко. По сути, это единствен‑ный, пусть и огромный, сборочныйцех, в котором лишь собирают воединото, что приходит из Японии в ящиках.Сами ящики, кстати, тоже идут в дело –гофрированные щиты из оцинковкиохотно покупают дачники.Из довольно обширной гаммыдля сборки в России пока отобралитолько модель FE85D последнего, седь‑мого поколения, полной массой 7,5 т.У «Мицубиси» 15 сборочных заво‑дов. В Россию идет так называемыйчилийский вариант. У него благодаряувеличенным лонжеронам и толщинепроката самая прочная рама, а задняяподвеска аналогична той, что стоитна более тяжелой модели «Файтер».Иначе говоря, вариант, максимальноприспособленный для наиболее тяже‑лых условий. Локализация производ‑ства минимальна – шины «Кама‑218»,антифриз да тормозная жидкость.216 За рулем 02/2012216-219(2X1_2V)_FUSO.indd 21608.01.2012 10:43:19 Fuso Canter FE85DНа правах рекламыДАННЫЕ ПРОИЗВОДИТЕЛЯРазмеры:длина×ширина×высота, мм 7565×2135×2250Колесная база, мм 4470Масса снаряженная/полная, кг 2690/7500Максимальная скорость, км/ч 104Максимальный преодолеваемыйподъем, % 39,5Радиус поворота, м 7,8Топливо/запас топлива, л ДТ/100ДВИГАТЕЛЬ: дизельный, Mitsubishi4M50-7AT7, Евро‑3, с наддувом, Р4, 4,9 л,110 кВт/150 л.с. при 2700 об/мин, 471 Н·мпри 1600 об/мин.ТРАНСМИССИЯ: заднеприводная; М6.ХОДОВАЯ ЧАСТЬ: подвески –листовые рессоры с амортизаторами;тормоза – барабанные, с двухконтурнымгидроприводом, антиблокировочнойсистемой, системой распределениятормозных сил и вакуумным усилителем;шины – 225/75R16C.НАША СПРАВКАМарка «Мицубиси Фузо» появиласьв 1932 году и предназначалась длягрузовиков и автобусов концерна«Мицубиси». В 1970 году автомобильное отделение «Мицубиси хэви индастриз» было преобразовано в «Мицубиси моторс корпорейшн» (MMC),а год спустя начало сотрудничатьс американской компанией «Крайслер». В 2000 году после объединения«Крайслера» с немецким «Даймлером»к последнему перешло 34% акций MMC.Сегодня компания носит название«Мицубиси Фузо трак энд бас корпорейшн», а «Даймлер» – ее владелец.В 2009 году последний приобрел 11%акций ОАО «КамАЗ», было подписано соглашение с «Мицубиси Фузокорпорейшн» о создании СП «ФузоКамАЗ Тракс Рус». В апреле 2010 годав Набережных Челнах собрали первый«Мицубиси-Кантер».Ну, разве что еще вакуум – для усилителя тормозов его готовит из нашеговоздуха японский шиберный насос.Правда, в апреле собираются освоитьклепку рамы, а чуть позже – топливныебаки на 150 л, с электроподогревом.ДВИГАТЕЛЬ«Мицубиси 4D50-7AT7» – настоящий грузовой дизель с приводомГРМ шестернями от переднего носкаколенвала и двумя распредвалами216-219(2X1_2V)_FUSO.indd 21708.01.2012 10:43:25 | FUSO CANTERв алюминиевой головке блока(с четырьмя клапанами на цилиндр).Два распредвала – изюминка конструкции, редко встречающаяся у дизелейкоммерческого назначения. А естьеще зернышко изюминки – два балансирных вала! На рядных «четверках»с объемом цилиндра чуть больше литра(размерность мотора 114×120 мм)такую заботу о снижении вибрацийвстретишь нечасто. Гильзы сухие, чтопрактически исключает их кавитационное разрушение, а заодно снижаетвнешний шум: более жесткая конструкция меньше вибрирует. Системапитания – электронно-управляемая«коммон рейл» с трехпорционнымвпрыском топлива, производства«Бош». Соответственно нет трескучегоТНВД и позвякивающей муфты опережения впрыска. Возможно, поэтомумягкость работы челнинского «ФузоКантер» бросается в уши – хоть промороженный после ночной стоянки,хоть прогретый, мотор работает мягкои тихо.Нормы Евро‑3 этот мотор одолевает рециркуляцией отработавшихгазов EGR (Exhaust Gas Recirculation)с их жидкостным охлаждением «Колдун» помогает точнее отслеживатьмомент блокировки колес.и турбокомпрессором с регулируемойтурбиной. Для Евро‑4, когда его введутв России, установят сажевый фильтр,а с приходом к нам Евро‑5 планируютоснащать машину двигателем разработки «Ивеко» с коробкой передач ZF.Но пока это время не наступило, «Кантер» имеет некоторое конкурентноепреимущество – коллеги, поспешившие за экологией, обратного хода ужене дадут (предыдущие модели снятыс производства) и вынуждены делатьболее дорогие моторы.ТРАНСМИССИЯ«Мицубиси Фузо трак энд бас корпорейшн» располагает собственнымпроизводством механических коробокпередач и ведущих мостов. Если вывстретите «Кантер» с роботизированной КП или классическим автоматомс ГМП, то и эти агрегаты сделаныв Японии – компанией «Айсин Сейки».Она входит в концерн «Тойота», а еесцепления и коробки передач пользуются большим спросом у многихяпонских, корейских и даже американских автозаводов. Машину, собраннуюв Челнах, комплектуют только шестиступенчатой механической коробкой. Вентиляция картера открытая – требованияЕвро‑3 для грузовиков это допускают.Задний мост – гипоидный, с единственным передаточным числом 5,714.Зато есть самоблокирующийся дифференциал.ХОДОВАЯ Рессоры на пальцах с пресс-масленками.Они хоть и требуют периодической смазки,но работают точнее и служат дольше сайлентблоков. При подкраске царапин и сколов, неизбежных в производстве, используется горячаясушка эмали.Рама – лонжеронная лестница с уменьшающейся спереди высотой профиля.Поскольку в модельном ряду «Кантера»автомобили с семью вариантами базы,от 2500 до 4470 мм, делать рамы разной длины да еще с переменным сечением спереди и сзади было бы дорого.Высота лонжеронов в середине 226 мм,ширина полки 70 мм, толщина 6 мм.Однако в Челнах коротышейне собирают, вариантов базы всегочетыре: 3410, 3870, 4170 и, самая длинная, 4470 мм. На такую легко становятся шестиметровый фургон или бортовая платформа – один из наиболеевостребованных перевозчиками размеров. При этом сохраняется достаточнаяманевренность машины: благодаря218 За рулем 02/2012216-219(2X1_2V)_FUSO.indd 21808.01.2012 10:43:31 На правах рекламыбольшим углам поворота колес радиусразворота у самой длинной всего 7,8 м.Привод барабанных тормозовс автоматами регулировки зазоров –двухконтурный гидравлический,с антиблокировочной системой, ваку‑умным усилителем и, чего не встретишьна легковых автомобилях, регуляторомтормозных сил на заднем мосту. Необхо‑димость в «колдуне» вызвана существен‑ной разницей в массе порожнего авто‑мобиля и груженого. При собственноймассе шасси чуть более 2,6 т грузоподъ‑емность – почти 5 т! Заметим, кстати, чтоКамАЗ‑4308 при той же грузоподъем‑ности и назначении (развозной, по сути,грузовичок) весит около 4,5 т. И пустьон на 10% дешевле, покупатель все чащевыбирает современную и эффективнуюмашину – портфель заказов на «Кантер»заполнен на два месяца вперед. А в пер‑спективе собираются освоить сборку«Файтера». Его полная масса 12 т, из нихшасси – всего 4 т.216-219(2X1_2V)_FUSO.indd 21908.01.2012 10:43:34