140
141
ЗРЛАМПЫ СТОП-СИГНАЛОВКОМПОНЕНТЫ | ПРОВЕРЕНОСТОПСИГНАЛАМЛампы в стоп-сигналах перегорают чаще, чем в другихприборах. Оно и понятно: число включений у нихмногократно больше. Изделия какой фирмынадежнее, выясняли Алексей Воробьев-Обухови Михаил Колодочкин.SHO-ME«двухнитевая» LED19–22 В, частичный отказAMяROSхнитевабе Безз  дв  пл родух е ун м ,19 итев енВ ая иS,ILIP ncePH e in Fraваяmad нонитеод 19,5 ВNод ARно V21 ните A,0 ваВ ядву 22,0 В385344NARVABOSCH425536двухнитевая20,0 Вдвухнитевая21,0 В634551484746Nодн ARVонA20,0итеваяВодн 20,5PSILI аяPH онитевВPдв HILухн IP20 итев S,0В ая»ЯКваяАетМ иBOSCH140 За рулем 02/2012140-141(1_3G)_StopSignal.indd 140« нон 0 Вод 20,однонитевая20,0 В08.01.2012 11:23:38 Чтобы приблизиться к реальнымусловиям работы стоп-сигналов,мы заставляли лампочкито и дело вспыхивать и крепкотрясли подопытных. Напомним читателям, что срок службы лампочекнакаливания очень сильно зависитот напряжения. Поэтому вместо того,чтобы ждать тысячи часов, можноускорить процесс, повышая напряжение до значений, которых в бортовойсети, конечно же, не бывает. Сказатьпри этом, каким будет реальныйресурс, невозможно, зато сравнить лампочки между собой – легко. Та, котораяна стенде перегорит первой, и в автомобиле проработает меньше, а та, чтоостанется гореть дольше всех, заслужитзвание победителя.Участников испытаний разделилина две группы: однонитевые и двухнитевые – в зависимости от моделей авто.Кроме того, мы решили потрясти инновационную светодиодную «лампочку»SHO-ME. О том, что ставить подобныевместо нормальной лампы нельзя, мымногократно писали – и подтверждаемеще раз. С лампами накаливания такиесветодиодные стоп-сигналы тягатьсяне могут: их почти не видно, особенно на фоне включенных габаритов.А любители физики могут поспоритьмежду собой, каким станет спектр голубоватого светодиода, пропущенныйчерез красный светофильтр.Любопытно, что в целом лампыстоп-сигналов оказались куда болееживучими, нежели их коллегииз головной оптики. Если те испытания закончились на рубеже 18,5 В,то «стоповые» здесь, по сути, тольконачались. Первая лампочка (заметьте,безымянная!) погасла лишь при 19 В,ТОЛЬКО ПОХОЖИЕИзготовители автомобилей не слишкомзадумывались о бедном владельце, которыйрешит сам поменять лампочку стоп-сигнала.Мало того, что лампы бывают цокольныеи бесцокольные, – первые только кажутсяодинаковыми. И ладно бы еще однонитевые или двухнитевые, так еще у каждогоиз типов фиксирующие выступы на цоколерасположены по-разному! Несколько летназад эти штырьки всегда располагалиа победитель продержался аж до 22 В,но и в этом варварском режимеисправно светил несколько часов.Кстати, о часах: их на испытания ушломного – по четыре на каждые полвольта, начиная с 14,5 В.Печальный, но ожидаемый итог:перегорели все лампы, кроме светодиодной. Конечно, на самом делеее не стоило пытать таким образом,ведь законы, которые описываютпроисходящее с нитью накаливанияи с кристаллом кремния, совершенноразные. Тем интереснее результат: дажепри 22 вольтах в лампе еще оставалисьработоспособными около половинысветодиодов! Так что в реальном автомобиле это был бы вечный свет, хотя,увы, довольно тусклый. Но со временемпо диаметру, то есть строго напротив другдруга, – все было хорошо, просто и ясно.Но потом зачем-то придумали сместить ихпо дуге окружности на пару десятков градусов – и ассортимент вырос вдвое! Кроме того,осталась традиционная «фишка» двухнитевых ламп: здесь штырьки расположены хотьи по диаметру, но на разной высоте. В общем,не полагайтесь на глазомер, а возьмитеперегоревшую лампочку с собой в магазиндля тщательного сравнения.потускнели от осевшего на колбу вольфрама и обычные лампочки: эффект,который в галогенках не наблюдается.Получается, есть смысл в профилактической замене столь важных для безопасности ламп.Конкретные результаты (в часахи вольтах) показаны на фото, гдевсе лампочки расставлены по часовой стрелке в порядке перегорания.Какие же выводы? Во-первых, наличиевторой нити накаливания не влияетна долговечность первой. Во-вторых,безымянное изделие хоть и стоитпятерку, но прослужит меньше и почернеет раньше. И наконец, похоже, чтопобеда лампы ОSRAM в предыдущемтесте не была случайной. Знают там,видимо, некую тайну долголетия.На правах рекламы140-141(1_3G)_StopSignal.indd 14108.01.2012 11:23:43