150
ПРИРОДЕ ВЕЩЕЙОХЛАЖДАЮЩИЕ ЖИДКОСТИКОМПОНЕНТЫ | ОВОДНАЯ ФЕЕРИЯДвигатели подавляющего большинства автомобилей имеют жидкостное охлаждение.Но почему туда не заливают обычную воду? И обратный вопрос: можно ли, скажем, в ГАЗ-21 залитьсовременный антифриз? Воду лили Алексей Воробьев-Обухов и Михаил Колодочкин.ФИЗИКА И ХИМИЯС физикой вроде разобрались, а чтожидкости, а вовсе не какой-то особый классс химией? Вода имеет серьезный недостаток:химикатов! Другое дело, что название сталоЛет эдак сорок назад первые владельцыпри сильном нагреве она образует накипь,нарицательным и его часто используют при«Жигулей» изумились, обнаружив под капосужающую каналы в радиаторе и ухудша­маркировке жидкостей непредсказуемоготом пластмассовый бачок с синей жидкоющую теплообмен. В автомобилях прошлогокачества. Но к химии как науке это отношестью – «Тосолом». Зачем он понадобился?это было не столь критично: их огромныения не имеет.До наступления «жигулевской» эпохипо сегодняшним меркам радиаторы имелиавтолюбители на зиму обычно ставили своидостаточно широкие трубки. Но сегодня,машины в гараж. У тех же, кто не хотел стаПОЛНЫЙ СПЕКТРкогда все борются за эффективность, ради­новиться «подснежником», утро начиналосьСегодня на рынке антифризов предлагаетсяаторы уменьшились в размерах, зато состоятс заливки воды в радиатор, а вечер заканцелая палитра средств, причем и в буквальчивался ее сливом.ном смысле: можноПроще было таксинайти жидкости голустам и водителямбого, зеленого, желтого,профессионалам:розового, красногоавтомобили ночевалицвета. Когда-то красныйв теплом гаражекраситель добавлялилибо их регулярнов антифриз с новымпрогревали техники,пакетом органическихдабы замерзшая водаприсадок, не содерне разорвала радиаторжащим силикатови блок цилиндров.и бора. Но сегодня цветА вот в теплое времяжидкости не говоритгода никаких проблем:абсолютно ни о чем,вода – прекрасный,вопреки расхожему мнеесли не сказать лучнию. Поэтому при выбореший теплоноситель.нужного состава следуетТем не менее ужеруководствоватьсяМы налили в баночки пресную и сильно соленую воду, а также разбавленный антифризтогда была известнаисключительно рекои поставили их в бытовой морозильник (–25 °С). Опасно затвердела лишь чистая вода,и другая охлаждающая антифриз и «морская» водичка превратились в кашу. Впрочем, для радиатора и двигателямендациями заводажидкость – антифриз,изготовителя автомобибезопасна из них лишь антифризная – соль быстро разъест алюминиевые детали.представляющая собойлей. Впрочем, если нетиз большого количества очень тонких трубосмесь из той же воды с этиленгликолем. Такойутечки, вопрос замены или добавки жидкочек и накипь для них – страшный враг. Стасостав не замерзает даже при самых лютыхсти возникнет лет через пять, не раньше.рый примитивный антифриз, как выяснилось,морозах. Точнее, он превращается в подобиетоже не подходит: горячий этиленгликольвязкой кашицы, не представляющей опасРОКИРОВКАвесьма агрессивен по отношению к алюминости для двигателя. А вот температура этогоЧто же делать, если такая утечка произошла,нию, из которого нынче делают и радиаторы,превращения зависит от пропорций, причемда еще в дороге? Прежде всего – не паникои блоки цилиндров (раньше тут царствовалидовольно хитрым образом. По мере добаввать. Как и в старое доброе время, временнолатунь и чугун). Поэтому появились сложныеления этиленгликоля к воде температуравыручит чистая вода: залив ее, вы спокойносоставы с пакетами присадок для защитыкристаллизации сначала понижается, а потомдоберетесь до очагов цивилизации с магаметалла от коррозии. На российском рынкевновь начинает повышаться. Изменяетсязинами автохимии. Зловредная накипьпервый такой антифриз получил названиепри этом и температура кипения, причем онаобразуется не так уж быстро, так что не стоит«Тосол» и фирменный синий цвет.всегда на 15–20 градусов выше, чем у воды.бояться загубить радиатор. Само собой, еслиЭто, кстати, охлаждению двигателя толькона улице зима, при первой же возможностиво благо.воду нужно слить. Куда спокойнее добавитьКТО ТАКОЙ ТОСОЛДля чего же понадобился расширив систему любой современный антифриз;Первые три буквы названия «Тосол» разрательный бачок? С одной стороны, антифризимеет смысл позднее промыть ее и заполботчики когда-то позаимствовали с табличкипри нагревании расширяется сильнее водынить рекомендованным составом.над дверью отдела разработчиков: «Технолои ему надо куда-то деваться. Конечно,А можно ли, наоборот, заменить водугия органического синтеза» – ТОС. А окончана всякий случай в пробке радиатораантифризом, скажем, в старой «Волге»ние «ол» пришло из химической терминолостоит предохранительный клапан. Но еслиГАЗ-21 и ездить с комфортом круглый год?гии, используемой для обозначения спиртовводы не жалко да и экологию она не порТут все сложнее. Во-первых, придется ставить(метанол, этанол и т. п.): этиленгликоль тожетит, то антифриз стоит денег и не стольдополнительный расширительный бачок илиспирт. По неизвестной причине с тех пор расбезобиден. А с бачком система получаетсяездить с неполным радиатором (причину мыпространилось безграмотное мнение: мол,замкнутой: при прогреве мотора антифризуже обсуждали выше). Во-вторых, антифриз,антифризы – это для «нормальных» машин,уходит в него, при остывании возвращаетсяособенно в холодном состоянии, обладаета «тосолы» – для вазовских и иже с ними…в радиатор. Это легко увидеть, подняв капот:очень хорошей текучестью и уплотненияВ очередной раз повторяем: «тосолы» – пробачок, как правило, прозрачный.«старушки» могут его не удержать. сто одна из разновидностей охлаждающей150 За рулем 02/2012150_Tosol.indd 15008.01.2012 12:10:43