ПРИСАДКИ К БЕНЗИНУКОМПОНЕНТЫ | ЭКСПЕРТИЗАЧЕМ ЗАПИТЬ БЕНЗИН?Что делать, если случайно на дороге «схватил» бодягу вместо бензина, и могут ли помочь горю разного родаприсадки, выясняют Михаил Колодочкин и Александр Шабанов.Под конец прошлого года рос‑сийским автомобилистамоказали медвежью услугу,предложив убрать из техни‑ческого регламента на автомобиль‑ные топлива (и так крайне ограни‑ченного) требования к октановомучислу. Об этом мы уже писали,предрекая начало полного бардакав топливной отрасли страны.Напомним результаты недав‑ней экспертизы бензинов (ЗР, 2011,№ 11): из шести образцов «Пре‑миум‑95» лишь два были полно‑стью кондиционными, а одини вовсе оказался недоделанным«восьмидесятым». Но сделатьс веселыми торговцами ничегонельзя: формально и эта бодягаявляется нормальным бензином,соответствующим требованиямрегламента. Что же делать утопа…простите, заправляющимся? Помо‑гать себе самостоятельно.ВЛИПЛИ!Итак, ситуация, многим зна‑комая. На табло проснуласьлампочка резерва топлива,а по обочинам вместо фирмен‑ных заправок – только «ПупкинОйл». Перекрестившись, заправи‑лись – но не повезло. Мотор сталтупить, дергаться и тихо умирать.Или радостно «зазвенел пальцами»при нажатии акселератора…Подвоха от некачественногобензина можно ждать с трех сто‑рон. Во‑первых, у него низкаядетонационная стойкость из-занесоответствия реального октано‑вого числа (ОЧ) требованиям дви‑гателя. Отсюда – детонация, паде‑ние мощности, а далее прогоревшиеклапаны и поршни, разрушенныеперемычки канавок под кольца,задранные подшипники.Во‑вторых, вредит большоеколичество смол и вообще – нехо‑роший состав, ухудшающий каче‑ство сгорания. Из-за него быстреезагрязняются впускная и топлив‑ная системы, а также камерысгорания; растет расход топлива,мотор перегревается, а нейтрали‑затор преждевременно выходитиз строя.В‑третьих, присутствие водыв топливе: она нарушает работудвигателя, зимой образует ледяные144 За рулем 03/2012144-146.148_Oktan.indd 14403.02.2012 9:55:35 NOS Octane BoosterOff-Road Formula, США775 руб.355 мл/64 лОриентировочная цена Рекомендуемая дозировка Стоимость обработкилитра топлива 12 руб. 10 коп.Обещано.Для повышения мощности в условиях кроссовыхгонок, а также для бездорожья.Поддерживаеттопливную систему в оптимальном состоянии,предотвращает коррозию, вытесняет влагу.Повышает ОЧ на 7 единиц. Содержит в составевещества, создающие в сочетании с бензиномплотную, насыщенную кислородом смесь.Получено.Мощность повысилась на 4%, расход снизилсяна 5%. Моющий эффект – средний. УвеличениеОЧ существенно меньше заявленного, но порогначала детонации вырос. Заметное увеличениевремени удержания воды в объеме бензинапосле взбалтывания смеси. Насчет «плотной,насыщенной кислородом смеси» – странноеутверждение. Повышает плотность смеси тольконаддув, а не присадки!Общее впечатление.Эффективная, но очень дорогая присадка на любителя. Из недостатков – небольшое увеличениевыхода остаточных углеводородов. Обычно такоебывает при добавлении октаноповышающихкомпонентов, тормозящих процесс сгорания.Wynn’s Supremium,БельгияОриентировочная цена Рекомендуемая дозировка Стоимость обработкилитра топлива позвонить начальнику и попросить егобыстренько прислать секретаршу с канистрой хорошего бензина… Помечтали?А теперь вспомним, что в ближайшейавтолавке витрина наверняка заставленавсяческими топливными присадкамис обещанием не только повысить мощность, экономию, динамику, но заоднои победить все вышеперечисленныебеды. География производителей –от России (что, в общем-то, понятно)до Европы и Штатов (неужто и тамне изжиты проблемы с топливом?).Что же, попробуем излечиться.Кстати, как принимать «лекарство»:до или после? Разберемся и с этим.ТОТЕК-УМТ. Усилительмоторного топлива, РоссияУНИВЕРСАЛЬНЫЕпробки в топливной системе, ускоряеткоррозию.Согласно новой редакциирегламента все это можно не контролировать. А нам пора спасаться. Самоеправильное – слить бодягу из бака,вызвать эвакуатор и доехать на немдо нормальной АЗС. Еще можно200 руб.500 мл/100 лОриентировочная цена Рекомендуемая дозировка Стоимость обработкилитра топлива 2 руб.Обещано.Увеличивает КПД, мощность, крутящий моментдо 7%; дает снижение расхода топлива до 5%;защищает клапаны и форсунки от нагара; очищаетсвечи от отложений ферроцена; снижает вредныевыбросы СО, СН, NOx; защищает двигательот детонации, уменьшая чувствительность к ОЧ;удаляет влагу. Использованы нанотехнологииуправления горением.Получено.Практически всё подтверждается: снижение расходатоплива даже чуть активнее обещанного (около6%), рост мощности и КПД – на 4%, уменьшениетоксичности. В этом тесте удаление ферроценане проверяли, но раньше такое видели (ЗР, 2009,№ 7). Правда, его нынче в топливе практическине бывает – запрещен!Про детонацию всё написано грамотно. При незначительном увеличении ОЧ скорость сгорания растет заметно, потому мотор «стучит пальцами» меньше.А вот эффект удаления влаги выражен слабо.Общее впечатление.Единственный российский комплексный корректортоплива выглядит достойно. Но что понимается под«нанотехнологиями управления горением»?Xenum Complex FuelConditioner, Бельгия222 руб.250 мл/250 л88 коп.Ориентировочная цена Рекомендуемая дозировка Стоимость обработкилитра топлива 430 руб.300 мл/40–60 л8 руб. 60 коп.Обещано.Улучшает качество бензина до уровня топливавысшего качества. Снижает: расход топлива,шум при работе двигателя, выброс вредныхгазов – до 30%. Увеличивает мощностьдвигателя.Обещано.Восстанавливает мощность, экономит топливо.Защищает от образования коррозии, очищаетклапаны, инжектор. Нейтрализует воду. Сглаживает работу двигателя, снижает токсичность.Получено.Высшего качества топлива мы не получили,да и с какой стати? 0,1% присадки вряд ли повлияет на состав топлива и его детонационнуюстойкость.Расход снизился на 2,5%, мощностьувеличилась на те же 2,5%, токсичность немного упала – это подтверждается. Хорошомоет детали двигателя – отсюда и отмеченныеэффекты.Получено.Очень грамотно написано! Ни одной конкретной цифры – а по остальным позициямпридраться не к чему. Действительно – «восстанавливает», «экономит», «защищает»и «сглаживает». Всё это видели на испытаниях.Однако эффективность не самая высокая:по сути, хорошая моющая присадка.Общее впечатление.Неплохая моющая присадка, причемнедорогая. А к рекламному тексту, как обычно,нужно относиться с юмором.Общее впечатление.Что было обещано, то и получили. Но за весьманескромную цену!За рулем 03/2012 145144-146.148_Oktan.indd 14503.02.2012 9:55:44 | ЭКСПЕРТИЗАПРИСАДКИ К БЕНЗИНУДЕСЯТЬ НЕГРИТЯТОКТАН-КОРРЕКТОРЫПрепаратов – две группы. Первая –универсальная, лечит от всего и сразу.Вторая – специализированная: этооктан-корректоры, очистители и влагоудалители. Впрочем, некоторые составывладеют и смежными специальностями.Мы купили четыре образца универсальных корректоров, показавшихся наиболее интересными. К нимСупер Октан Корректори очиститель Hi-Gear, СШАОриентировочная цена Рекомендуемая дозировка Стоимость обработкилитра топлива 195 руб.325 мл/40–60 л3 руб. 90 коп.Обещано.Повышает ОЧ на 6 ед.; предотвращает последствия использования некачественного бензина;защищает от образования нагара; устраняетдетонацию и калильное зажигание; восстанавливает мощность; снижает расход топливана 5–7%; улучшает приемистость; уменьшаетСО, СН, NOx; продлевает срок службы ЦПГв 2–2,5 раза.Получено.ОЧ повышает, но на порядок слабее заявленных6 ед. Эффекты восстановления мощности и снижения расхода получили куда меньше заявленных. Детонационная стойкость двигателя растет,но не сильно. Моющая способность средняя.Обещание повысить ресурс ЦПГв 2–2,5 раза оставим на совести разработчиковпрепарата.ОЧИСТИТЕЛИ ИНЖЕКТОРОВОбщее впечатление.Как аварийный препарат – полезен. Но разныесловечки типа «супер октан» не подтвержденыреальными свойствами.BBF. Очистительинжекторов, РоссияОриентировочная цена Рекомендуемая дозировка Стоимость обработкилитра топлива добавили по паре «узких спецов» –октан-корректоров, очистителейинжекторов, влагопоглотителей. Итак,всего десять наименований – выборкадостаточно представительная. У каждого препарата сравниваем обещанный эффект с полученным – всёпросто и честно. Места в этот разне присуждаем, поскольку все снадобья разные.Для испытаний отыскали дрянной бензин. Это несложно: отъехалив область и нашли контейнернуюзаправку, где цена на 2 рубля ниже,чем всюду. Попали в яблочко: вместо обещанного 95‑го нам досталсяплохонький 92‑й, с богатым содержанием смол и явным переборомтяжелых компонентов, плохо горящих,но хорошо пачкающих мотор. ВодыGUNK Lead Substitute(заменитель свинца),СШАОриентировочная цена 175 руб.Рекомендуемая дозировка 354 мл/80 лСтоимость обработкилитра топлива 2 руб. 19 коп.Обещано.Заменитель свинца. Защищает от появления нагара на цилиндрах и поврежденияклапанов.Получено.Неужели в США до сих пор гонят этилированный бензин? У нас его давно нет!Работает как обычный антидетонатор,немного повышая ОЧ и сдвигая порогдетонации. Но до эффективности свинца(точнее, тетраэтилсвинца) очень и оченьдалеко. Моющую способность и влагоудаление не проверяли, поскольку ихи не сулят.Общее впечатление.Чисто аварийный препарат. Постоянноиспользовать смысла не видим, но еслипосле заезда на «Пупкин-Ойл» мотор загремел, зелье отчасти может помочь.STP Fuel Injector Cleaner,США65 руб.500 мл/90 л72 коп.Обещано.Восстанавливает работоспособность засоренных инжекторов. Предотвращает образованиеуглеродистых отложений на впускных клапанахи нагара в камере сгорания. Снижает расходтоплива на 5–7%. Предотвращает коррозиюдеталей топливной системы.Получено.Коррозию не проверяли, а все остальноеподтверждается. Четко выраженнаямоющая способность, а отсюда и снижениерасхода топлива. Восстановление мощностии небольшое снижение токсичности –в качестве дополнительного бонуса.Общее впечатление.Типичный препарат для регулярной гигиенымотора, причем один из наиболее дешевых.Но для сильно загрязненных двигателей применять надо с осторожностью, начиная с половинных дозировок.Ориентировочная цена Рекомендуемая дозировка Стоимость обработкилитра топлива 105 руб.354 мл/21 галлон1 руб. 31 коп.Обещано.Поддерживает чистоту в критических точкахсистемы впрыска. Удаляет угольную пыль, смолыи смазку с инжекторов. Защищает от ржавчиныи коррозии. Не вызывает образования отложенийво впускных отверстиях и на клапанах.Получено.Для справки: 21 галлон – это около 80 литров.Из перевода непонятно, что такое «критическиеточки» и «угольная пыль», но моющими свойствами препарат обладает, хотя и на уровне универсальных корректоров. Потому и его влияниена мощность и расход топлива тоже скромное.Общее впечатление.Эффективность не самая высокая, однако работает. И недорогой. Моющая способность пониже,чем у конкурентов, но в этом свой плюс: можноприменять в сильно загрязненных моторахс рекомендованной концентрацией и дажес передозировкой.146 За рулем 03/2012144-146.148_Oktan.indd 14603.02.2012 9:55:50 ВЛАГОПОГЛОТИТЕЛИ| ЭКСПЕРТИЗАПРИСАДКИ К БЕНЗИНУSintec Fuel Dryer.Удалитель влаги – топливная присадка, РоссияRunway. Удалитель влагииз бензобака,РоссияОриентировочная цена Рекомендуемая дозировка Стоимость обработкилитра топлива Ориентировочная цена Рекомендуемая дозировка Стоимость обработкилитра топлива 70 руб.300 мл/50–60 л1 руб. 27 коп.Получено.При рекомендованной концентрации водуподнимает и держит, по нашим оценкам,до 0,25–0,30% к объему топлива. По поводудетонации и приемистости – не очень поняли,поэтому проверили: результаты не вышлиза пределы погрешности измерения.Получено.Реально поднимает воду и держит в объемебензина. Конечно, литрами воду откачиватьне удастся, но с содержанием влаги 0,5%справляется уверенно. И других показателейявно не ухудшает.Общее впечатление.Честный специализированный препарат, недорогой и эффективный. Описание нашенское,без всяких «супер» и «нано»; обещано толькото, чего реально достигаем. Достойно!Общее впечатление.На удержание влаги работает, а вот всеостальное… Впрочем, по названию он таки позиционируется. Цена тоже скромная.реальной детонационной стойкостина двигателе. Провели тест на удержание воды бензином. Самое долгоеи противное испытание – проверкамоющей способности присадки. Естественно, провели прямое сравнениедобавили сами – из-под крана. Методики проверки бензинов по всем интересующим нас параметрам хорошоотработаны. Проверили для каждогооктановое число (ОЧ) на установкеУИТ, а также изменение порога их13,220,025,01,1/1,214,620/93– 12,2– 5,846,238,440,044,40,5/0,60,2/0,311,82,320/34–1,21– 2,62– 5,335,345,40,1/0,13,620/402,75– 2,4114,729,428,50,5/0,59,8–1,55– 3,1528,4––0,4/0,67,3–2,95– 4,72– 8,550,057,1–––1,75– 3,13– 8,228,530,0––20/229 Runway. Удалитель влаги0,410,04– 2,3––0,1/ 0,00,817/>300Fuel Dryer.10 SintecУдалитель влаги0,65– 1,08– 2,9––––15/>300СН– 5,23– 6,01– 2,67Расход4,154,212,65Мощностьна форсункахДетонационнаяспособностьв камересгоранияМоющаяМоторные показатели:способность:изменение относительно изменениемассыбазы, %отложений, %ПриростОЧИ/ОЧМотносительнобазы, ед.Увеличениепорогадетонацииотносительнобазы, %Удержание воды:объем осадка,мл/время выпадения**, сРЕЗУЛЬТАТЫ ИСПЫТАНИЙ ПРИСАДОК К БЕНЗИНУУниверсальные корректоры*Octane Booster1 NOSOff-Road Formula2 ТОТЕК-УМТ Спорт3 Wуnn’s SupremiumComplex Fuel4 XenumConditionerОктан-корректоры*Супер Октан5 Hi-Gear.Корректор и очиститель6 GUNK Lead SubstituteОчистители инжекторов*Очиститель7 BBF.инжекторов8 STP Fuel Injector CleanerВлагопоглотители*1 руб. 20 коп.Обещано.Средство для нейтрализации воды в топливнойсистеме. Адсорбирует воду, преобразуя еев эмульсию, и выводит в камеру сгорания.Обещано.Устраняет влагу из бензобака и карбюратора.Снижает детонацию и улучшает приемистость.Препарат60 руб.325 мл/40–60 л*Красным цветом выделено ухудшение показателей, зеленым – улучшение, синим – изменение в пределах погрешностиизмерения.**Начальный объем воды – 20 мл, время выпадения в чистом бензине – 12 с.СРЕДСТВО ЭКСТРЕННОЙ РЕАНИМАЦИИ ДВИГАТЕЛЯ, НАХВАТАВШЕГОСЯ ЛЕВОГО БЕНЗИНА, – ТОЛЬКО ОКТАН-КОРРЕКТОР.моторных и экологических показателей стендового двигателя при работена базовом бензине и на бензине,содержащем препарат.Испытания заняли три недели.Результаты – в таблице.Вернемся к первому вопросу: каки когда использовать снадобья? Систематически или по симптомам?Препараты группы октанкорректоров – чисто аварийныесоставы, поэтому имеет смысл возитьих с собой. Если залил непонятныйбензин, после которого услышалдетонацию в цилиндрах, то подобнойхимией можно что-то поправить.Очистители и влагоудалители –средства повседневной гигиены мотора.Если вас сильно заботит его здоровье,то их следует применять постоянно.А разовые акции для очистки сильнозапущенного двигателя могут бытьдаже опасны, не говоря уже об ихмалой эффективности. В труднойситуации с левым бензином они тожене помогут.Универсальные средства рекомендуем использовать в качестве профилактики при заправке непонятнымтопливом в незнакомом месте. Постоянно их применять на качественныхбензинах не стоит: дороговато. Дажесамый дешевый препарат, ТОТЕК-УМТ,добавит к цене бензина около 2 рублейна литр. И все же с сильной детонациейони обычно не справляются (дорогущий NOS Octane Booster не в счет)Впрочем, с подобной экстреннойситуацией призваны бороться октанкорректоры – именно их мы рекомендуем держать под рукой.148 За рулем 03/2012144-146.148_Oktan.indd 14803.02.2012 9:55:54