«СТАРТ-СТОП»АВТОМОБИЛИ | СПЕЦТЕСТЧЕТЫРЕ ТАКТА ТИШИНЫОдин из способов снижения вредных выбросов и дополнительной экономии топлива – выключениедвигателя на остановках посредством системы «старт-стоп». Недавно машины с нею сталипредлагать и в России, чем сразу заинтересовались Кирилл Милешкин и Максим Сачков.Фото Константина Якубова и фирм-производителей.По нашей просьбе директорхолдинга «За рулем» поставилэксперимент: неделю ездилна своей машине с включенным«старт-стопом», другую – с выключенным. И получил весомую разницу – около 10% экономии топлива.Действительно ли данная системанастолько эффективна, или это просточастный, внесистемный случай? Чтобыразрешить сомнения, мы отправилисьна полигон, предварительно изучивнекоторые теоретические условия.ВНИМАНИЕ ДЕТАЛЯМСерийные машины впервые оснастилисистемой «старт-стоп» более 20 лет.В числе пионеров-разработчиков былнебезызвестный «Бош». Его устройствотак и называлось – Start&Stop, а вскореэто наименование стало нарицательным для других подобных систем.62Принципы работы у изделийразных фирм могут различаться.В бошевской системе применен усиленный стартер, рассчитанный минимумна 150 000 циклов работы. Перед остановкой мотора электроника контролирует положение рычага механическойкоробки (должен быть в «нейтрали»),педалей сцепления, тормоза, акселератора, проверяет зарядку аккумулятора.Любое отклонение от нормы (упавшийзаряд батареи, холодная погода, большая нагрузка на электросистему) –и «стопа» не будет.Способность генератора, каки любого электромотора, работатьна два фронта, побудила инженеров«Валео» повесить на него функциистартера. Такая система получиланазвание STARS (STarter-AlternatorReversible System). Реверсивный генератор пускает двигатель вдвое быстрее(за 0,4 с) классического стартераи при этом почти бесшумен. Расплатойстало усиление приводного ремня и егонатяжителя, поскольку появилисьповышенные нагрузки.С определенной оригинальностью «Мазда» разработала своюсистему SISS (Smart Idle Stop System).При отпускании педали тормоза бензин впрыскивается именно в те цилиндры, где поршни готовы к такту рабочего хода. За их остановку в нужномположении отвечает дополнительныйдатчик коленвала. Энергии микровзрыва хватает, чтобы провернутьколенвал и пустить двигатель (хотяизначальный импульс все равно даетстартер). Чтобы компоненты мотораизнашивались равномерно, электроника всякий раз меняет пары поршней, используемых при прокруткеколенвала.За рулем 03/2012062-064_StartStop.indd 6202.02.2012 19:12:21 Десятки, а то и сотни пусковв день – это немало. Автомобили,оснащенные системой «старт-стоп»,отличаются усиленными стартероми генератором, аккумулятором, выдерживающим множество циклов зарядаразряда. Дешевые машины в этомслучае получают аккумулятор толькос укрепленными пластинами, которыеживут вдвое больше. На более дорогихмоделях используют технологию AGM.В таких батареях предусмотренпористый сепаратор, пропитанныйэлектролитом: он заполняет пространство между пластинами и не дает имосыпаться. Ресурс батареи возрастаетв три-четыре раза.СТОП, МАШИНА!Насколько выгодно применение«старт-стопа»? Показатели у отдельных моделей различаются в разы,но не в силу преимущества чьих-тотехнологий, а, как правило, из-за расхождения методик замеров. Скромныерекламные проспекты обещают экономить около 6% топлива, самые бессовестные – до 31%. Проверим на живоймашине – «Ауди-А7» с 3-литровым «Старт-стоп» можно отключить, нажавкнопку с такой пиктограммой.РЕЗУЛЬТАТЫ ЗАМЕРОВ ЗРРежимИдеальный город(«старт-стоп»отключен)Идеальный город(«старт-стоп»включен)Город с пробками,Москва («старт-стоп»отключен)Город с пробками,Москва («старт-стоп»включен)Расход Время Средняятоплива, в пути, скорость,л/100 кмминкм/ч15,4352714,2352720,4571619,55716мотором TFSI, автоматом и, конечно,системой «старт-стоп» фирмы «Бош».Маршрут по дорогам Дмитровского полигона имитирует движениев идеальном городе: остановка на светофоре на полминуты, марш-бросокдо следующего перекрестка. Это самыевыгодные условия для эффективнойработы «старт-стопа», но в российских мегаполисах они возможны лишьв ночное время. Маршрут проезжаемдважды: один раз с отключенной системой, другой – с работающей. Через часс небольшим получаем результаты,сравнимые с обещанными производителем, – на 27-километровом участкесистема «старт-стоп» сэкономила0,3 л. Если измерять в относительныхединицах, расход топлива уменьшилсяна 7,8%. Неплохо.Теперь сымитируем более реальную ситуацию: оставим те же маршрут и остановки, но добавим пять«затяжных пробок». Протяженностькаждой установим около километра.Это расстояние придется преодолеватьв режиме черепахи: 10 секунд ползем,столько же стоим. Экономия сократилась почти вдвое – до 4,4%. Ничего Компоненты системы производства «Бош».За рулем 03/2012062-064_StartStop.indd 636302.02.2012 19:12:27 | СПЕЦТЕСТ«СТАРТ-СТОП» В Россию автомобили с системой«старт-стоп» ввозят всего несколько фирм.Помимо «Ауди», чья машина участвовалав тесте, ее предлагают БМВ, «Фольксваген»,«Ситроен», «Ленд-Ровер».СИСТЕМА «СТАРТ-СТОП» ЭКОНОМИТ ТОПЛИВО, ЛИШЬКОГДА АВТОМОБИЛЬ ДВИГАЕТСЯ ПО ПОЛУПУСТОМУ ГОРОДУИ КРАТКОВРЕМЕННО ОСТАНАВЛИВАЕТСЯ НА СВЕТОФОРАХ.В ЗАТЯЖНЫХ ПРОБКАХ ЭТОТ ЭЛЕКТРОННЫЙ ПОМОЩНИКПОЧТИ НИКАКОГО ВЫИГРЫША НЕ ДАЕТ.удивительного: уже после несколькихпусков подряд «старт-стоп» перестаетглушить мотор, дожидаясь приемлемойзарядки аккумулятора.С КАЛЬКУЛЯТОРОМИ ЗДРАВЫМ СМЫСЛОМБерем в руки калькулятор. Передвигаясь только по городу, причемполупустому, и проезжая 20 000 кмв год, хозяин «Ауди-А7» с 3-литровымбензиновым двигателем экономитоколо 7000 рублей. Вроде бы неплохо,но… Во-первых, городов без пробокстановится все меньше. Во-вторых,любой автомобилист изредка, но все жевырывается за границы мегаполиса, где«старт-стоп» почти не нужен. В-третьих,чем экономичнее мотор сам по себе, темменьше польза от «старт-стопа».В спецификациях на автомобильвы, как правило, не встретите отдельнымпунктом систему «старт-стоп» с указанием ее стоимости. У БМВ она идетв стандартном оснащении, у «Ауди»входит в пакет допоборудования.Независимые компании, предлагающиеустановку данного устройства, просят,как правило, около 30 000 рублей. Получается, даже в идеальных условиях оноокупится не менее чем за четыре годаэксплуатации.Поэтому не тешьте себя надеждамина экономию личных средств. Вашудел – гордиться вкладом в оздоровление атмосферы родного города. Ведьвы один из немногих, кто глушит, хотьи не по своей воле, бесполезно молотящий двигатель на перекрестке. Работа устройства SISS фирмы «Мазда». Коленвал в нужном положении останавливает электроника, прикрывая дроссельную заслонкуи притормаживая генератор. В момент пуска кратковременно включается стартер, но он лишь придает коленвалу начальное ускорение.64За рулем 03/2012062-064_StartStop.indd 6402.02.2012 19:12:32