ЮАРБЕЗ ГРАНИЦ | ПУТЕШЕСТВИЕСмотрите на iPad:экспедиционный дневникв подробностяхДУХИ ЮЖНОЙ АФРИКИВ качестве жертвенного приношения они особенно любят шины, убедился Антон Чуйкин во времячетырехдневного путешествия по ЮАР в рамках теста вседорожных «фольксвагенов».ДЕНЬ ПЕРВЫЙ: яркий песокАтлантиса – первые приключенияс колесами – опасные дюны –а ну-ка, подними! «Фольксваген-Туарег», на котором мы отправились искать приключений: 3-литровыйдизель V6, 240 л.с., 8-ступенчатый автомат, 2100 кг снаряженной массы, разгон до сотниза 7,8 с, максималка 218 км/ч. Никакой специальной подготовки, все штатное, включаяофроуд-пакет, то есть, по сути, двухступенчатую раздатку. Любопытно, что под надписьюGoodyear (на крыле) я нашел шины «Бриджстоун». Дюны действительно оказались из совершенно белого песка. Для уверенного движенияпо нему достаточно соблюдать два правила: не покидать колею и не лезть на рожон. Все-таки«туареги» обуты в самые обычные шины, поэтому двигаться по кем-то уплотненной тропкенамного легче, чем по песчаной целине. А главное – яркий белый покров скрывает рельеф,вместо ожидаемого плавного перевала можно запросто выскочить на острый гребень и сверзиться под откос. Колесный дух витал над экспедициейвсе четыре дня. На картинке, правда, не он,а коллега, спускающий колеса по предложенной нашими проводниками схеме:нажать вентиль и подержать одну минуту.Поневоле вспомнил загадку: «Что такое:без четверти два все время? – Это манометр!». Стравив давление примерно вдвое,до одной с чем-то атмосферы, и включивпониженную передачу, мы отправилисьпокорять белые пески Атлантиса.264 За рулем 03/2012264-267(1_2V)_TouaregSA.indd 26403.02.2012 17:40:14 Пески остались позади, время восстановитьнормальное давлениев колесах. А компрессорто – будто локоть, подиукуси! Спицу (не ступицу!) запаски крепкодержит болт «на 13»,а ключа, разумеется, нет. Хотя почему«разумеется»? Простонадо уметь искать:головка «на 13» спрятана с обратной сторонызаглушки, красующейсяв центре. Впрочем, покая ее нашел, колеса уженадули из соседнеймашины, где компрессор и запаска лежалив метре друг от друга… Обычно интерьер фотографируют без всего лишнего, но в данном случае салон нечто большее –почти наш дом на несколько дней. Вот отличия от обычного автомобиля. Рации – обязательно.Причем лучше с автономным питанием, чтобы фотограф не надрывался, крича водителю: «Подвиньмашину вон к тому живописному камню!». Фотоаппарат, авторучка, не попавший в кадр блокноти диктофон – чтобы было о чем рассказать и что показать. Вода (показан лишь малый запас). Всё,«Туарег» готов к путешествию в пустыню и буш. Ах да, еще руль справа – с учетом левостороннегов ЮАР движения.ДЕНЬ ВТОРОЙ: «большая пятерка» – живописьна камне и стекле – пыль и гигиена. Если вам тоже кажется, чтоздесь изображены две дамыв платьях и темных чулках гдето на рауте, не заблуждайтесь:наскальному рисунку, по разным оценкам, до 12 тысяч лет,мы видим не столько краски,сколько их следы, причудливотрансформировавшиеся в современные фигуры. Замыселдревнего художника мы едва лиугадаем, но вот почувствоватьего настроение можно, прикоснувшись рукой к камню,прохладному и одновременнохранящему тепло близкогоочага. Наши обои вряд ли будутизучать так же, хоть через год,хоть через 20 тысяч лет. Обычный транспорт для сафари (это отнюдь не охота, а зоологическаяэкскурсия по заповеднику) – совсем не «Туарег», а «Ленд-Ровер», оборудованный амфитеатром сидений, с одеялами (на рассвете-закате сильнохолодно). Группами по 10–12 человек туристы в сопровождении проводника отправляются на поиски «большой африканской пятерки», в которуювходят лев, слон, носорог, буйвол, леопард. Хотя, на мой взгляд, грацияжирафа и скорость гепарда, изящество газели и самоуверенность зебрызаслуживают не меньшего внимания. С утра мы попросили помыть машины, но через пару часов они ужепокрылись пылью, став немного мольбертами. К чести «туарегов» надосказать, что пыль, которая, казалось, была везде: в дверных проемах,на моторе, на стеклах, – дальше уплотнителей попадала только на ботинкахэкипажей. Потом к ней привыкли и больше такими глупостями, как автомойка в буше, не занимались. Думаю, те же «дефендеры» моются тольков сезон дождей, а сейчас только отряхиваются, на манер животных.За рулем 03/2012 265264-267(1_2V)_TouaregSA.indd 26503.02.2012 12:58:10 | ПУТЕШЕСТВИЕЮАРДЕНЬ ТРЕТИЙ: как живут бушмены – дух солярки – послатьгонца. Перед тем как вернуться на немного подзабытый асфальт, заглянемв данные борткомпьютера. Недурно:мотор тарахтел едва ли не целыми днями (систему «старт-стоп» мыотключили, чтобы хорошо работалкондиционер), а расход вышел невеликий – 12,4 л дизтоплива на 100 км.С 85-литровым баком можно довольно смело делать дальние вылазкив буш, пустыню и иные дикие места,до 340 км в один конец. Если, конечно, придерживаться нашей тактики:не гарцевать, но и не плестись. Автомобиль не в засаде, а околодомика, выстроенного на манержилища бушменов. Внутри всепо-современному, а снаружи крытоетравой жилище выдаст разве что наш«Туарег». Его пока не коснулись проблемы с колесами, с которыми столкнулись другие машины экспедиции… В буше повредить колесо недолго – здесь полно острых камней, грозящих боковинам гражданскихпокрышек. Есть и экзотика в виде саморезов, неизвестно как попавших на африканские тропы. Как бы тони было, с утра охромел один «Туарег», а ближе к обеду – второй. Ковыляем дальше на докатках, отправивнапрямик к конечному пункту гонца с заданием купить пару шин. А лучше тройку – мало ли что.ДЕНЬ ЧЕТВЕРТЫЙ: смотри в оба! – зеркало и шиномонтаж – добрая надежда – последняя месть. Один из режимов работы бортовых видеокамер, встроенных в зеркала и под эмблемамиспереди и сзади, моделирует портрет машины с высоты полета если не птицы, то курицы.Очень помогает правильно держать траекторию, особенно когда колес уже мало, а камнейпо бокам тропки все больше. Можно, кстати, укрупнить картинку с одной из камер, чтобыдетально изучить, что под колесом. Вот и наш автомобиль получил пробоину!Один из духов вуду явнонаслал порчу на колеса.Микропорез на боковинепока позволяет ехатьв обычном режиме.Пассажиру, то есть мне,пришлось настроить левоезеркало, чтобы периодически поглядывать,не «садится» ли колесо.Обошлось, дотянулидо финиша, где нас оченькстати ждали новые шины,шиномонтаж и прочие прелести цивилизации.266 За рулем 03/2012264-267(1_2V)_TouaregSA.indd 26603.02.2012 12:58:17 На правах рекламы Вот, кстати, одна из них: знаки «Автостоп запрещен» и «Частныйизвоз запрещен». Почему с этим борются в Южной Африке, могу только предполагать: чтобы одни не голосовали, а другие не останавливались на обочинах федеральных трасс. Финиш, мыс Доброй Надежды, куда успешно привезли нас «туареги», сделав круг в несколько сотен километров по Южной Африке.Здесь уже бывали многие экспедиции, но, если не ошибаюсь, тольконаша прошла маршрут, включающий в себя и асфальт, и грунтовыедороги, и грейдеры, на обычных, никак не подготовленных специально автомобилях. Не самое великое достижение, вы скажете?Вероятно, но именно «Туарег» дал нам возможность смотреть вокруг,сам же внимания не привлекал. Это и есть его главное достоинство –просто автомобиль.Р.S. По дороге с мыса Доброй Надежды в Кейптаунодин из «фольксвагенов» пробил очередное колесо.За рулем 03/2012 267264-267(1_2V)_TouaregSA.indd 26703.02.2012 12:59:17