264
265
266
267
ЮАРБЕЗ ГРАНИЦ | ПУТЕШЕСТВИЕСмотрите на iPad:экспедиционный дневникв подробностяхДУХИ ЮЖНОЙ АФРИКИВ качестве жертвенного приношения они особенно любят шины, убедился Антон Чуйкин во времячетырехдневного путешествия по ЮАР в рамках теста вседорожных «фольксвагенов».ДЕНЬ ПЕРВЫЙ: яркий песокАтлантиса – первые приключенияс колесами – опасные дюны –а ну-ка, подними!  «Фольксваген-Туарег», на котором мы отправились искать приключений: 3-литровыйдизель V6, 240 л.с., 8-ступенчатый автомат, 2100 кг снаряженной массы, разгон до сотниза 7,8 с, максималка 218 км/ч. Никакой специальной подготовки, все штатное, включаяофроуд-пакет, то есть, по сути, двухступенчатую раздатку. Любопытно, что под надписьюGoodyear (на крыле) я нашел шины «Бриджстоун».  Дюны действительно оказались из совершенно белого песка. Для уверенного движенияпо нему достаточно соблюдать два правила: не покидать колею и не лезть на рожон. Все-таки«туареги» обуты в самые обычные шины, поэтому двигаться по кем-то уплотненной тропкенамного легче, чем по песчаной целине. А главное – яркий белый покров скрывает рельеф,вместо ожидаемого плавного перевала можно запросто выскочить на острый гребень и сверзиться под откос.  Колесный дух витал над экспедициейвсе четыре дня. На картинке, правда, не он,а коллега, спускающий колеса по предложенной нашими проводниками схеме:нажать вентиль и подержать одну минуту.Поневоле вспомнил загадку: «Что такое:без четверти два все время? – Это манометр!». Стравив давление примерно вдвое,до одной с чем-то атмосферы, и включивпониженную передачу, мы отправилисьпокорять белые пески Атлантиса.264 За рулем 03/2012264-267(1_2V)_TouaregSA.indd 26403.02.2012 17:40:14   Пески остались позади, время восстановитьнормальное давлениев колесах. А компрессорто – будто локоть, подиукуси! Спицу (не ступицу!) запаски крепкодержит болт «на 13»,а ключа, разумеется, нет. Хотя почему«разумеется»? Простонадо уметь искать:головка «на 13» спрятана с обратной сторонызаглушки, красующейсяв центре. Впрочем, покая ее нашел, колеса уженадули из соседнеймашины, где компрессор и запаска лежалив метре друг от друга…  Обычно интерьер фотографируют без всего лишнего, но в данном случае салон нечто большее –почти наш дом на несколько дней. Вот отличия от обычного автомобиля. Рации – обязательно.Причем лучше с автономным питанием, чтобы фотограф не надрывался, крича водителю: «Подвиньмашину вон к тому живописному камню!». Фотоаппарат, авторучка, не попавший в кадр блокноти диктофон – чтобы было о чем рассказать и что показать. Вода (показан лишь малый запас). Всё,«Туарег» готов к путешествию в пустыню и буш. Ах да, еще руль справа – с учетом левостороннегов ЮАР движения.ДЕНЬ ВТОРОЙ: «большая пятерка» – живописьна камне и стекле – пыль и гигиена.  Если вам тоже кажется, чтоздесь изображены две дамыв платьях и темных чулках гдето на рауте, не заблуждайтесь:наскальному рисунку, по разным оценкам, до 12 тысяч лет,мы видим не столько краски,сколько их следы, причудливотрансформировавшиеся в современные фигуры. Замыселдревнего художника мы едва лиугадаем, но вот почувствоватьего настроение можно, прикоснувшись рукой к камню,прохладному и одновременнохранящему тепло близкогоочага. Наши обои вряд ли будутизучать так же, хоть через год,хоть через 20 тысяч лет.  Обычный транспорт для сафари (это отнюдь не охота, а зоологическаяэкскурсия по заповеднику) – совсем не «Туарег», а «Ленд-Ровер», оборудованный амфитеатром сидений, с одеялами (на рассвете-закате сильнохолодно). Группами по 10–12 человек туристы в сопровождении провод­ника отправляются на поиски «большой африканской пятерки», в которуювходят лев, слон, носорог, буйвол, леопард. Хотя, на мой взгляд, грацияжирафа и скорость гепарда, изящество газели и самоуверенность зебрызаслуживают не меньшего внимания.  С утра мы попросили помыть машины, но через пару часов они ужепокрылись пылью, став немного мольбертами. К чести «туарегов» надосказать, что пыль, которая, казалось, была везде: в дверных проемах,на моторе, на стеклах, – дальше уплотнителей попадала только на ботинкахэкипажей. Потом к ней привыкли и больше такими глупостями, как автомойка в буше, не занимались. Думаю, те же «дефендеры» моются тольков сезон дождей, а сейчас только отряхиваются, на манер животных.За рулем 03/2012 265264-267(1_2V)_TouaregSA.indd 26503.02.2012 12:58:10 | ПУТЕШЕСТВИЕЮАРДЕНЬ ТРЕТИЙ: как живут бушмены – дух солярки – послатьгонца.  Перед тем как вернуться на немно­го подзабытый асфальт, заглянемв данные борткомпьютера. Недурно:мотор тарахтел едва ли не целыми  днями (систему «старт-стоп» мыотключили, чтобы хорошо работалкондиционер), а расход вышел неве­ликий – 12,4 л дизтоплива на 100 км.С 85-литровым баком можно доволь­но смело делать дальние вылазкив буш, пустыню и иные дикие места,до 340 км в один конец. Если, конеч­но, придерживаться нашей тактики:не гарцевать, но и не плестись.  Автомобиль не в засаде, а околодомика, выстроенного на манержилища бушменов. Внутри всепо-современному, а снаружи крытоетравой жилище выдаст разве что наш«Туарег». Его пока не коснулись про­блемы с колесами, с которыми столк­нулись другие машины экспедиции…  В буше повредить колесо недолго – здесь полно острых камней, грозящих боковинам гражданскихпокрышек. Есть и экзотика в виде саморезов, неизвестно как попавших на африканские тропы. Как бы тони было, с утра охромел один «Туарег», а ближе к обеду – второй. Ковыляем дальше на докатках, отправивнапрямик к конечному пункту гонца с заданием купить пару шин. А лучше тройку – мало ли что.ДЕНЬ ЧЕТВЕРТЫЙ: смотри в оба! – зеркало и шиномонтаж – добрая надежда – последняя месть.  Один из режимов работы бортовых видеокамер, встроенных в зеркала и под эмблемамиспереди и сзади, моделирует портрет машины с высоты полета если не птицы, то курицы.Очень помогает правильно держать траекторию, особенно когда колес уже мало, а камнейпо бокам тропки все больше. Можно, кстати, укрупнить картинку с одной из камер, чтобыдетально изучить, что под колесом.  Вот и наш автомо­биль получил пробоину!Один из духов вуду явнонаслал порчу на колеса.Микропорез на боковинепока позволяет ехатьв обычном режиме.Пассажиру, то есть мне,пришлось настроить левоезеркало, чтобы пери­одически поглядывать,не «садится» ли колесо.Обошлось, дотянулидо финиша, где нас оченькстати ждали новые шины,шиномонтаж и прочие пре­лести цивилизации.266 За рулем 03/2012264-267(1_2V)_TouaregSA.indd 26603.02.2012 12:58:17 На правах рекламы  Вот, кстати, одна из них: знаки «Автостоп запрещен» и «Частныйизвоз запрещен». Почему с этим борются в Южной Африке, могу только предполагать: чтобы одни не голосовали, а другие не останавливались на обочинах федеральных трасс.  Финиш, мыс Доброй Надежды, куда успешно привезли нас «туареги», сделав круг в несколько сотен километров по Южной Африке.Здесь уже бывали многие экспедиции, но, если не ошибаюсь, тольконаша прошла маршрут, включающий в себя и асфальт, и грунтовыедороги, и грейдеры, на обычных, никак не подготовленных специально автомобилях. Не самое великое достижение, вы скажете?Вероятно, но именно «Туарег» дал нам возможность смотреть вокруг,сам же внимания не привлекал. Это и есть его главное достоинство –просто автомобиль.Р.S. По дороге с мыса Доброй Надежды в Кейптаунодин из «фольксвагенов» пробил очередное колесо.За рулем 03/2012 267264-267(1_2V)_TouaregSA.indd 26703.02.2012 12:59:17