254
255
БЕЗ ГРАНИЦ | КАК ЭТО ДЕЛАЕТСЯКОЛЕСА ИЛИ КРЫЛЬЯ?Знаете, какая эмблема у автомобильных войск? Колеса с крыльями!Не потому ли снова и снова пытаются сравнить автомобильи самолет: то заставляют их вместе разгоняться по взлетной полосе,то пробуют отбуксировать тяжеленный «Боинг» крошечным на егофоне «Туарегом». Насколько все это сложно (и сложно ли вообще),разобрался Алексей Воробьев‑Обухов.МАНИЯ ВЕЛИЧИЯАвтомобили множество раз соревновалисьс самолетами в быстроте разгона, причемс переменным успехом. Как следует из нашихподсчетов, здесь все зависит от выбораучастников гонки. Вот несколько примеров.D  В 1931 году «Альфа Ромео‑8С 2300»проиграл пару секунд биплану«Капрони‑100».D  В 1981 году Жиль Вильнёв обогнална «Феррари‑126 СК» истребитель F‑104«Старфайтер».D  В 1994 году «Ламборгини-Дьябло»сделал аж пять пассажирских лайнеров,но проиграл «Эйрбасу-А300» и «ДугласуDC‑10».  «Торнадо» все-таки обставил «Ревентон»,но лишь после взлета. Не считается!НА ВЗЛЕТ!Одна из широко рекламировавшихсягонок с участием автомобиля и самолета – заезд «Ламборгини-Ревентон»и истребителя «Торнадо». Понятно:раз акцию затевал автопроизводитель,то и победа (по крайней мере до отрывасамолета от земли) осталась за «Ревентоном». Но могло ли быть иначе?Сначала разберемся, как разгоняется такой суперкар. Учитывая, чтомощности его V12 (640 л.с.) вполнедостаточно, чтобы довести колесадо грани пробуксовки на протяжениибольшей части разгона, можно считать, что ускорение определяется лишь  За рулем спорткара штатный тест-пилот«Ламборгини» – в этом немалая доля успехарекордного заезда.коэффициентом сцепления шин с дорогой, равным примерно 1,2. Отсюдасразу получается 11,8 м/с², что с учетомсопротивления воздуха дает 3,4 с до первой сотни. Как раз столько и обещает«Ламборгини». Чем больше скорость,тем сильнее сказывается возрастающеесопротивление воздуха, но оно же препятствует и самолету, так что для сравнения это не принципиально.А вот разгон аэроплана практически не зависит от трения шино бетонку – успех определяется соотношением его массы и тяги двигателей.Конкретно у «Торнадо» два реактивныхмотора RB 199-34Mk выдают вместеD  В 2003 году Михаэль Шумахер обошел«Еврофайтер‑2000 Тайфун» на «ФеррариF2003‑GA».D  В 2005 году «Додж-Вайпер SRT‑10»обогнал F16, взяв реванш за проигрыш2003 года.D  В 2006 году «Ауди-R10 TDI» уступилвсего 0,1 с истребителю «Хэрриер-GR7».D  В 2007 году «Спайкер F8‑VII» продулзаезд истребителю F16.D  В 2007 году «Бугатти-Вейрон» уступил F16 на дистанции в одну милю.D  В 2008 году болид Формулы‑1 «ЛолаЗитек» обошел на взлетной полосе«Боинг‑777».254 За рулем 03/2012254-255_Jet&car.indd 25403.02.2012 16:26:39   Лилипут против великана. Зрелище впечатляет,но, как ни странно, ничего особенного!в режиме форсажа 147 000 Н, а безнего – 81 000 Н. Что касается массы, тутостались вопросы: залитый топливомпод завязку «Торнадо» тянет на 28 т,тогда как почти пустой весит лишь14,5 т. Каким он взлетал в ходе рекорд‑ного заезда, неизвестно, так что прики‑нем два значения ускорения: 5,25 м/с²и 10,1 м/с² соответственно. Как видите,даже в худшем случае «Ламборгини»было вполне по силам обогнать истре‑битель. Особенно на первом этапе,поскольку на полную тягу двигателиистребителя выводят лишь послеотдачи тормозов, а это занимает неко‑торое время. Обставить же полностьюзаправленный «Торнадо» смогли быи куда менее заряженные авто, способ‑ные набрать первую сотню быстреечем за 5,3 с. Ну а соревноваться с пас‑сажирским «Боингом» по плечу и вовсегражданским авто, набирающим сотнюсекунд за девять.СВОЕ ВЕЗУ С СОБОЙНаверное, именно поэтому удел воз‑душных тяжеловозов – играть рольне гоночного болида, а прицепа. Так,широко известен трюк с буксировкой«Боинга‑747» «Фольксвагеном-ТуарегV10 TDI». Выглядит весьма впечатля‑юще. Но физики опять побьют лири‑ков. Если накачать авиационные шиныдо 8 бар и поставить их на ровный  «Ауди-Q7» мог бы таскать «Суперджет» хоть каждый день,но, говорят, в этом случае фирма не подтверждает трехлетнейгарантии.бетон (не асфальт!), то коэффициенттрения качения может составить всегооколо 0,0022 (обычно в несколько разбольше).Тот «Боинг» весил 155 т, такчто получаем необходимое усилиев 335 кгс. Конечно, «Туарег» сможетего развить. Но прежде чем катитьсамолет, необходимо стронуть егос места, а это требует большего началь‑ного усилия. Поэтому в серийный«Туарег» внесли ряд конструктивныхизменений. Во‑первых, установилиглавную передачу 4,56 вместо 3,27.Во‑вторых, в багажник загрузили 4,3 тбалласта. Самолет послушно последо‑вал за автомобилем без всякой пробук‑совки последнего.За рулем 03/2012 255254-255_Jet&car.indd 25503.02.2012 16:26:41