РЕМОНТ и СЕРВИС | ОСНАСТКА, ИНСТРУМЕНТЫЛОВИМ ТОЧКИВремя, потраченное на изготовление несложного приспособления, окупится экономией денег, нервов и сил,считает Геннадий Емелькин.При замене цепи или зубчатогоремня привода ГРМ важносохранить правильные фазыгазораспределения, поэтомуработа обязательно выполняется притаком положении коленчатого вала,при котором один из поршней (чащевсего – первого цилиндра) находитсяв верхней мертвой точке – ВМТ. Этострого оговорено в соответствующихруководствах для мастеров сервисаи любителей-самоучек. В прошломна шкивах, маховиках или иныхвращающихся деталях, связанныхс валами, ставились метки, которыенадо было совмещать с ответнымина корпусных деталях двигателя. Этопозволяло достаточно точно фиксировать в нужном положении коленчатыйвал двигателя и валы системы газораспределения.Но на современном моторе метокможет и не быть. Многие операциисборки ныне доверены роботам,а оставшиеся ручные максимальноформализованы – чтобы избавитьработника от необходимости чтолибо совмещать, рискуя ошибиться.Для жесткой фиксации валов в строгоопределенных положениях (и с минимальными затратами времени и силсборщика!) используется специальнаяоснастка в виде различных пластинфиксаторов, шаблонов и т. п. Простыеи надежные, они исключают возможность неправильной сборки агрегата.Таким образом, отказ от меток вполнелогичен.Но почему бы их все же не сохранить, чтобы впоследствии не испытывать затруднений при ремонте?Оказывается, тут действуют чистоэкономические законы. Производителикак автомобилей, так и двигателейили иных комплектующих совсемне заинтересованы кормить сторонниесервисы! Для большого бизнеса лучше,чтобы автомобиль от и до ремонтировался у официального дилера.Неспроста всё чаще в конструкцияхвстречаем сложные и мало подходящие для традиционных видов ремонтаузлы. Исчезновение меток – лишь одинпример общей тенденции. (К слову,на отечественных моторах их покане упразднили.)Итак, ремонтируем двигатель безметок, – как выйти из положения?Можно, конечно, купить уже упомянутый специализированный инструмент.Но пластины-фиксаторы, оправкии т. д. не всякому по карману, обычныецены на фирменные приспособления – от 15 000 рублей! Покупать такие,чтобы воспользоваться раз-другой,расточительно. Разве что для небольшой мастерской, где они окупятся.Второй вариант – сделать приспособление самостоятельно. Именно такмы и поступили, взявшись менять цепьна 16‑клапанном 1,6‑литровом двигателе FSI (BLF) «Шкоды-Октавия».Индикаторную стойку, необходимую,как указано в руководстве по ремонту,для установки поршня первого цилиндра в ВМТ, сделали свою. Приспособление в сборе.Стрелочный индикаторпозволяет поймать ВМТ поршняс весьма высокой точностью.В основе конструкции корпусобычного нутромера.Его верхний конец, куда устанавливается индикатор, оставили безизменений. Доработали лишь нижний:сняли боковую насадку, немного опилили конец трубки нутромера и нарезали на ней резьбу М10. Переходнуювтулку сделали из корпуса свечи зажигания: спилив завальцовку, удалиликерамический изолятор с центральным электродом и боковой электрод.На внутренней поверхности корпусанарезали резьбу М10: он будет навертываться на трубку нутромера. А дляудлинения штока нутромера подошлаоправка из его же комплекта – просверлив в ее торце отверстие, напрессовали на шток.Пользоваться стойкой элементарно просто: ввертываем в первыйцилиндр вместо свечи, затем аккуратноповорачиваем коленчатый вал до касания поршнем штока приспособления – стрелка начнет двигаться. О приближении к ВМТ конца такта сжатияговорит шипение выходящего воздуха.А максимальное отклонение стрелкисоответствует предельному верхнемуположению поршня.Чтобы инструмент стал еще болееуниверсальным, мы сделали точнотакую же переходную втулку из болееминиатюрной свечи – с резьбойМ12×1,25. Именно такие всё чаще применяют разработчики новых двигателей. А с этой техникой уже и нам доводится работать! На резьбовой конец трубки нутромера нужнонавинтить переходник из свечи – больший илименьший, в зависимости от задачи. На штокнапрессовали удлинитель (наверху справа).186 За рулем 03/2012186_Prisposoba.indd 18603.02.2012 19:26:31