168
169
170
172
ТЕХНИКА | МУЗЕЙ ВОЕННЫХ АВТОМОБИЛЕЙВ ТЫЛУ ВРАГАСмотрите на iPad:секретное оружиеитальянской армииНе все автомобильные музеи стремятся к широкой известности. Дмитрий Федоров был в Риме не одинраз, но лишь случайно узнал об удивительном собрании военных автомобилей, расположенном в ближайшемпредместье итальянской столицы. Фото автора.Проникновение в коллекциюМузея истории моторизацииармии напоминало шпионский роман времен холоднойвойны. Такси тормозит перед шлагбаумом, из будки выходит солдат,и после короткой словесной перепалкиводитель отказывается везти дальше, –оказывается, мы заехали в военный городок базы НАТО. Пугатьсяне надо – музей за углом. Еще однапроходная, у меня забирают паспорт,после чего караульный долго совещается по телефону с начальством,пускать ли потенциального противникана режимную территорию. Я пока внеподозрений: получаю табличку визитера, а в сопровождение – мальчикарядового. Передо мной все достижения итальянской промышленностиза сто с лишним лет, причем не толькоMUSEOSTORICO DELLAMOTORIZZAZIONEMILITAREРим, Чечиньола,виале делл'Эсерчито, 170.Открыт для посещенияв субботу с 9.00 до 12.30.Вход бесплатный.  «Лянча» в 1930-е годыисправно выполняла заказырежима Муссолини. На шасси еелегковых моделей устанавлива‑ли самые разнообразные спец‑кузова – штабные, медицинские,радиорубки. А вот эту самуюмаленькую и самую популяр‑ную в гамме модель «Аугуста»с 1,2‑литровым мотором фир‑менной компоновки V4 превра‑тили в утилитарный пикап.  Несмотря на нека‑зистую внешность, этоткрохотный грузовичокразмером с «уазик» –настоящий шедевр.«ОМ Аутокарретта‑32»(число – год начала производ‑ства) создавался для пере‑возки грузов весом до 800 кги буксировки прицепов мас‑сой до тонны по узким горнымдорогам в африканской жаре.Специфические условия экс‑плуатации предопределилимассу уникальных черт кон‑струкции. Помимо полногопривода у машины четыреуправляемых колеса, неза‑висимая подвеска по кругус поперечными рессорамии внушительный дорожныйпросвет в 250 мм. Военными этого набора казалось недо‑статочно, а потому на позднихсериях внедрили еще пони‑жающую передачу в транс‑миссии.168 За рулем 03/2012168-170.172_Military.indd 16803.02.2012 17:23:55   Инженер Уго Павези произвелнастоящую революцию в станевоенных машин. Еще в 1914 годуон спроектировал уникальныйартиллерийский тягач. Мало того,что с полным приводом, – егооснова разделена на две соединенные шарниром части, а этодавало невиданные возможностидля маневра и проходимость.Спустя десять лет в модели P4.100конструкция была доведенадо совершенства. Тягач на огромных литых колесах с откиднымистальными грунтозацепами, имеядвигатель всего в 57 сил, легкотянул прицепы массой до 12 т.Конструкция тягачей «Павези»оказалась столь удачной, что ониприменялись в итальянской армиивплоть до Второй мировой войны,а лицензию на их производствокупили несколько стран, в томчисле Великобритания.  Постоянное участие Италиив войнах на территории СевернойАфрики раньше других подтолкнулоее к разработке машин для особотяжелых условий. Одна из первыхпопыток – «Фиат-F2», легкийоднотонный грузовик с 20‑сильным мотором, непосредственныйпредшественник модели «15 Тер»,которая впоследствии стала образцом для первого советского грузовика АМО. На F2 военные устанавливали самые разные спецкузова,этот – для перевозки раненых.  Этот «Фиат-Тип 4» 1910 года выпуска служил королю Виктору Эммануилу III для выездов на передовую во время Первой мировой.Шестиместная машина, сделанная по военнойспецификации, весила более 2 т. Весьмапрогрессивный для того времени четырехцилиндровый мотор рабочим объемом 5,7 л развивал приличные 45 сил и разгонял машинудо 75 км/ч.военной и не только автомобильной.Когда в 1955 году управление армейской автомобильной службы решилособрать в одном месте все известныеобразцы служивших в армии машин,в эту же компанию стали стягиватьтакже танки, артиллерию, инженерную технику. В итоге сейчас на территории музея находится около трехсотен автомобилей и мотоциклови около 60 единиц бронетанковой техники. А в придачу множество другихисторических артефактов – личноеоружие, документы, образцы снарядов, ракет и бомб, вплоть до наборовполевой посуды. И автомобили в музееЗа рулем 03/2012 169168-170.172_Military.indd 16903.02.2012 10:34:25 | МУЗЕЙ ВОЕННЫХ АВТОМОБИЛЕЙ  В колониальных войнах итальянцы чув‑ствовали себя порой, как на легкой прогулке.Неудивительно, что для воинской повинностизаказывали даже легковую «Альфу Ромео».Специально для высших офицерских чиновс 1939 года выпускались спортивные кабриоле‑ты 6С 2500 с упрощенным, колониальным кузо‑вом. Но начинка была такая же утонченная, каку гражданских версий: мотор рядный, шести‑цилиндровый, с двумя верхними распредвала‑ми, развивал 90 л.с. Коробка передач – редкаяпо тем временам четырехступенчатая. Подвескаполностью независимая. Единственным армей‑ским дополнением в механической части былаблокировка дифференциала для преодолениябездорожья. Таких колониальных кабриолетовсделали примерно полторы сотни.  Уже в 1930‑е годы итальянские компании стали активноиспользовать на грузовиках, включая армейские, компоновку«кабина над двигателем». Поэтому, когда в конце 1940‑х «Фиат»получил разрешение возродить производство армейской техники,он просто возобновил выпуск довоенных моделей «Довунке»,разработанных фирмой «Спа». Машины оснащались дизельнымимоторами, односкатными колесами – словом, несмотря на воз‑раст, ничем не отличались от новейших моделей. Последниеобразцы этого семейства сняты с вооружения лишь в 1970‑х. Новое семейство тактических грузовиков на смену «Довунке»,освоенному еще до войны, «Фиат» разрабатывал с начала 1960‑х.Первые серийные машины сошли с конвейера в 1969‑м. На фото –тягач 6605 ТМ 69, выпущенный во второй половине 1970‑х годов,уже после образования международного синдиката «Ивеко». Он былоснащен более мощным, чем у других моделей семейства, шестици‑линдровым дизелем в 260 сил. Пожалуй, это последняя оригиналь‑ная армейская разработка фирмы, – в дальнейшем военные грузо‑вики создавали на основе более дешевых гражданских моделей.170 За рулем 03/2012168-170.172_Military.indd 17003.02.2012 10:34:32 | МУЗЕЙ ВОЕННЫХ АВТОМОБИЛЕЙне только армейские: первый итальянский экипаж с двигателем внутреннегосгорания, спортивный «Альфа Ромео»Тацио Нуволари, официальный транспорт президентов республики – все онитоже здесь.Но главная тема собрания –конечно, военные авто. Итальянскаяармия примерила автомобиль в числепервых (еще в 1903 году), а в периодмежду двумя мировыми войнамиразработала массу оригинальныхобразцов. Большинство из них сохранилось до нашего времени и экспонируется здесь. Будете в Риме, не пожалейте времени, прокатитесь в южныйпригород Чечиньола, – вас навернякаудивит большое число любопытныхмашин.  Визит королевы Елизаветы II в Италию в 1961 году очень удачно совпал с намерением президента Джованни Гронки обновить правительственный автопарк. Стремясь не ударить в грязьлицом перед британским монархом и превзойти в роскоши королевский «Роллс-Ройс», заказаличетыре парадных кабриолета на базе удлиненной «Лянчи-Фламиния». Времени на постройку былокритически мало, но взявшая подряд «Пининфарина» обещала все успеть в срок. Правда, обойтисьсвоими силами она все же не смогла. Различные сервоприводы (для окон, мягкого верха и прочего) пришлось заказывать у «Дженерал моторс» – в Италии тех лет они не применялись дажена самых дорогих машинах.  И после войны итальянцы не переставали удивлять нестандартными конструкциями. Перед нами «Механическиймул» – уникальное транспортное средство для альпийских стрелков. В 1961–1962 годах 500 образцов этой машинывыпустила фирма «Мото Гуцци». Собственномотоциклетным у этой машины оставалсятолько мотор V2 воздушного охлаждения.Любопытно, что ведущими у этого трицикла были все колеса, – переднее крепилось консольно, крутящий момент к немуподавался посредством сложной системыиз карданных валов и зубчатых передач.Еще у этой машины можно было изменять(в зависимости от ширины тропы) заднююколею. А если дорога была совсем плохая,то на задние колеса с помощью дополнительных катков надевались гусеницы.172 За рулем 03/2012168-170.172_Military.indd 17203.02.2012 10:34:38