ГРУЗОВИКИ | «СОБОЛЬ 4×4» С ДИЗЕЛЕМ CUMMINSДЕЛИТСЯ НА ЧЕТЫРЕТихо, незаметно ГАЗ в минувшем году серьезно модернизировал всю линейку машин, включаяполноприводные. Последним достижением – «Соболем 4×4» нижегородцы вправе гордиться,считает Вячеслав Субботин.На заводском полигоне менявстретил многократный чемпион страны по кольцевымгонкам, ветеран отечественногоспорта Сергей Толстолуцкий, нынемастер офф-роуда. Хитро прищурился,спросил:– Копать умеешь?– Приходилось.– Держи лопату. Это максимум,что тебе понадобится на нашем внедорожнике. Я даже тягач свой заводитьне стану, сам выберешься, если голована плечах есть.Подмигнул и скрылся в боксахспортивной техники.НА СВОЕМ МЕСТЕЯ завелся: вот это прием! Полигонбольшой, а рельеф такой, что впорутанки испытывать. На тяжелом вэнес маленькими колесами и штатнымиуниверсальными шинами закопаюсьпри первом же препятствии. А за помощью километра полтора пешком.Увольте.Хотя… В конце концов, не вчераза руль сел – в бездорожье тоже соображаю. Скидываю куртку, шапку,прыгаю на сиденье. Ого! В машине«ташкент», хотя мотор молчит. Независимый подогреватель «Вебасто»за несколько минут прогрел огромныйсалон. Надо полагать, и мотор. Этот«Вебасто» штатный почти на всехмоделях ГАЗа с новым двигателем«Камминс».Как давно я не сидел в «Газели»!Ладное, аккуратное торпедо приятно удивило: добротный пластик,сверху мягкий. Под рукой место для«музыки». Забудьте о вечно заедающихтросиках заслонок: управление распределением воздуха на кнопках, приводмоторчиками.Дефлекторы воздуховодов – не теубогие, которые затыкали тряпочками.Плотно закрываются, четко фиксируются, но главное – дуют, куда следует.Оно и понятно. С новой панельюизвестной фирмы EDAG (разрабатывает их даже для «Мерседеса») изменилась вся система вентиляции и возросла производительность печки.С МЕСТА В КАРЬЕРЯ прежде не ездил на дизельном«Соболе» или «Газели». Поэтомув кювет сползал аккуратно: как поведетсебя мотор дальше, неведомо. Пониженный ряд включил сразу и довольнолегко, снег таранил на второй передаче. Дизель словно и не заметил круто248 За рулем 04/2012248.250-253(2x1_2V)_Sobol4x4_V2.indd 24810.03.2012 20:29:37 | «СОБОЛЬ 4×4» С ДИЗЕЛЕМ CUMMINSДАННЫЕ ПРОИЗВОДИТЕЛЯГАЗ‑27527 «Соболь Комби 4×4»Размеры:длина×ширина×высота, мм 4810×2030×2300Колесная база, мм 2760Колея спереди/сзади, мм 1720/1700Объем грузового отсека, м³ 3,7Радиус поворота, м 6,0Масса снаряженная/полная, кг 2200/3000Разгон 0–100 км/ч, с 25Максимальная скорость, км/ч 120Топливо/запас топлива, л ДТ/65Расход топлива: городской/загородный/смешанный цикл, л/100 км 12,5/8,5/10,5Дорожный просвет, мм 205Количество мест 1+6ДВИГАТЕЛЬ: дизельный, Cummins ISF 2.8 (Евро‑3);Р4, 16 клапанов, 2781 см³; диаметр×ход поршня –94×100 мм; степень сжатия – 16,5:1; 88,3 кВт/120 л.с.при 3200 об/мин; 297 Н·м при 1600–2700 об/мин.ТРАНСМИССИЯ: полноприводная; М5;РК с понижающим рядом и межосевой блокировкой;ведущие мосты неразрезные, типа «Спайсер».ХОДОВАЯ ЧАСТЬ: подвески – зависимые, на полуэллиптических рессорах; тормоза – дисковые/барабанные; шины – 225/75R16.ЦЕНА: 701 500 руб. (в представленной комплектации). Углы въездасъезда рассчитанына штурм серьезныхпрепятствий. Такое зеркалонеинтересно ворам:его крепят изнутри.Если оторвал снаружи – значит, сломал.возросшей нагрузки, гладко зашелестелна трех тысячах и уверенно вытолкнулмашину уже за пределы трассы.Впереди рельеф – холмики, ямы,уклоны. Здесь тестируют мощные внедорожные «тигры». Отважно направляюсь по «звериному» следу. Немного«коксу» – и легко взлетаю на первыйбугор, с него круто вниз направо. Здесьснега намело больше, недолго засестьпо стекла. Одно спасение – хорошийход, благо вектор под уклон. Быстропереключаюсь на третью – и педальв пол! Машина рывком набирает ход,таранит сугроб, взрывает его и вырывается на свободу. Не успел смахнутьсо стекла снег, как выросло новоепрепятствие – подъем. А за ним спуски неизвестно в какую сторону поворот.Машина, буксуя, мечется по заметенной колее, выбрасывая десяткикилограммов снега ежесекундно, Радиатор охлажденияи интеркулер – в единомблоке. Правда, на полноприводной версии его следовало бы немного поднять.Иначе есть риск повредить. Петли оцинкованы,под ними герметик; крепятсяизнутри, не должны ржаветьвесь срок службы авто.и старательно лезет в гору. Хорошийусилитель руля. Хотя машину и кидаетиз стороны в сторону, но удается держать баранку, ровно и четко подруливать, когда начинает сносить боком.Аппарат гребет что есть сил,но скорость тает. Почему я не включилзаранее межосевую блокировку! К счастью, очередной холм взяли и без нее –хватило сил дизеля и моего опыта.Но резкий спуск с поворотом вмиг опустил меня на землю. Под снегом спрятался довольно большой продольныйбугор, на котором я вывесил колесапо диагонали.Выходить не хочется: мороз. Толкаю вперед рычаг межосевой блокировки и начинаю раскачивать машину.Сам тоже качаюсь в такт – помогаю.Вторая – задняя, вторая – задняя.Коробка работает на загляденье:не узнаю ужасный волговский агрегат,все четко и плавно. Ни единого скрежета пробитых синхронизаторов.«Соболь» не без труда прокладываетколею, короткий разгон – и можновновь смело атаковать препятствия.Сразу поплатился за самоуверенность! По небольшой срезке междутестовыми участками помчался, не разбирая брода, и тут же посадил «автобус» на мосты. Ни пониженный ряд,ни блокировка не помогли. ВызыватьТолстолуцкого не стал – из принципа.Бодро схватил его лопату, а пока копал,размышлял.НЕ «ЛЕНД-РОВЕР»Признать «Соболь 4×4» полноценнымвнедорожником – пожалуй, перебор.По компоновке, характеристикамподвесок и многим мелочам он не вездеход. С другой стороны, на фонесовременных якобы внедорожников250 За рулем 04/2012248.250-253(2x1_2V)_Sobol4x4_V2.indd 25010.03.2012 20:29:40 На правах рекламы Руль с регулировкой по углу подъемаи вылету. Если заказатьмашину с ресивером,получите выноснойудобный (на проводе)USB-разъем. Грузовой отсекс легкосъемной перегородкой. Для перевозкидлинномеров – обязательное условие. Сейчас во второмряду стоит стараягромоздкая печка,но скоро ее заменятновой – компактнойи более мощной.или кроссоверов, а также прямых конкурентов – полноприводных вэнов –наш «Соболь 4×4» образец: в грязине утонет и по асфальту резво помчит.Секрет в удачной и простой механической схеме полного привода: продольное расположение мотора с коробкой,отдельная раздатка, спайсеровскиемосты. Все это хорошо сочетаетсяс отработанным вариантом грузопассажирского авто.Но нашему искушенному в автомобилях брату подавай не только конструкцию – еще и качество, надежностьи ресурс. С этим, как мне показалось,на ГАЗе справились. Заглушки длябуксировочногокрюка выбилоснегом. Креплениедолжно бытьнадежней.БЕЗ ГРОМКИХ ЛОЗУНГОВСамое прорывное событие: подобрали и поставили новенький, оченьпередовой мотор – дизельный «Камминс». Сначала на «Газель» и сразу же248.250-253(2x1_2V)_Sobol4x4_V2.indd 25110.03.2012 20:38:56 | «СОБОЛЬ 4×4» С ДИЗЕЛЕМ CUMMINS Самые ответ‑ственные узлы –от известнейшихпроизводителей.Мотор и редукторстеклоочистителя,вакуумник и глав‑ный тормознойцилиндр –«Бош», усилительруля, насос – ZF. Дизельный«Камминс» 2,8 – одиниз самых современныхв мировом автомоби‑лестроении. Без всякихпремудростей соответ‑ствует нормам Евро‑3. Характеристики усилителя руля, насоса(оба – ZF) подбирали специально для машинГАЗа. С ними машина рулится прилично и на шоссе, и на бездорожье. Схема привода«Соболя 4×4».Раздаточнаякоробка делитмомент пополам,пониженныйряд, блокировкамежосевогодифференциала.на «Соболь». Хорошо, что 16 клапановтолкает всего один распредвал с цепным приводом. Просто, надежно, легкообслуживать и ремонтировать. Всегоодна свеча накаливания – морозныйвоздух она греет прямо в коллекторе.Наши конструкторы довольно покивали, когда увидели, как устроены масляный и водяной насосы.Само собой, топливный фильтрс подогревом, с подкачивающим насосом, все расположено в доступномместе. К этому штатно – независимыйподогреватель охлаждающей жидкости.Кто в морозище боролся с застывающим топливом, тот оценит.Так получилось, что первымиавтомобилями, укомплектованныминовейшей разработкой «Камминса»,стали именно наши машины. Ныне этоттип мотора поставляют уже всем мировым автогигантам. Кстати, проектная Передние ушкирессор передаютусилие прямона ось крепления.Нет, как раньше,изгибающих моментов.Управляемостьна высокой скоростизаметно улучшилась.мощность дизеля объемом 2,8 л –160 л.с. Значит, у ГАЗа хороший заделна будущее.Основательно поработалинад трансмиссией: подобрали инойпередаточный ряд, картер коробкиусилили ребрами жесткости, валыи шестерни выполнены из сталиболее прочных марок, подшипники,сальники – импортные. И главное –заменили родной синхронизатор иностранным, добротной трехконуснойконструкции. Передачи буквальновлипают на любой скорости и не рычат.Жаль, что в коробке такой синхронизатор один. Зато самый нагруженный –между первой и второй. Сцеплениетоже от высококлассного производителя: корзина, диск, подшипник –Sachs, цилиндры сцепления ZF.К раздаточной коробке отнеслись особо чутко. Ведь прежде дажерабочие на конвейере плакали, когдаприкручивали арзамасский агрегат,не говоря уж о владельцах машин, –такой он был ненадежный. Теперьпроизводство организовали у себя:отшлифовали зубья шестерен (повысилась прочность, исчез характерныйвой), поставили надежные подшипникиSKF и импортные манжеты. Не обошливниманием подвески и механизмыуправления.Но что стоит вся механика бездолговечного кузова! Два года билисьнад этой проблемой. Прошлись по всемслабым местам, подглядели, какзащищают их конкуренты. И постарались сделать не хуже. Многие деталиштампуют из оцинкованной стали.А на завальцовку капота и дверей кладут герметик, красят по улучшеннойсхеме. Откройте дверь любой новой«Газели» – сразу увидите.252 За рулем 04/2012248.250-253(2x1_2V)_Sobol4x4_V2.indd 25210.03.2012 20:37:32 На правах рекламыСловом, нововведений масса, всене перечислишь. Мало того, внедряютих чуть ли не каждый месяц.ДОМАШНЯЯ РАБОТАДо эксперимента на полигоне мнеказалось, что инженерная школавнедорожников, сложившаяся ещев 1930‑е, утрачена, – признаю, заблуж‑дался. Сохранились знания, традиции,мастерство и, главное, энтузиазм.Создали хороший, по сути, легковойвседорожник.Сергей Толстолуцкий из этойшколы. Ему отдельное спасибоза верную оценку возможностей«Соболя 4×4»… и лопату.Надеюсь, в следующий раз, когдав трансмиссию поставят блокировкиколес (такие варианты есть в кон‑структорском бюро), она уже не пона‑добится.248.250-253(2x1_2V)_Sobol4x4_V2.indd 253 Коробка передач сильно модернизирована, всекарданные валытеперь импортные,производительпоставляет такие жедля «ФордаТранзит». Особое вниманиехомутам: они вездес автоматическимподжимом, как этотленточный. Говорят,что течи здесь побороли навсегда.10.03.2012 20:36:25