248
250
251
252
253
ГРУЗОВИКИ | «СОБОЛЬ 4×4» С ДИЗЕЛЕМ CUMMINSДЕЛИТСЯ НА ЧЕТЫРЕТихо, незаметно ГАЗ в минувшем году серьезно модернизировал всю линейку машин, включаяполноприводные. Последним достижением – «Соболем 4×4» нижегородцы вправе гордиться,считает Вячеслав Субботин.На заводском полигоне менявстретил многократный чемпион страны по кольцевымгонкам, ветеран отечественногоспорта Сергей Толстолуцкий, нынемастер офф-роуда. Хитро прищурился,спросил:– Копать умеешь?– Приходилось.– Держи лопату. Это максимум,что тебе понадобится на нашем внедорожнике. Я даже тягач свой заводитьне стану, сам выберешься, если голована плечах есть.Подмигнул и скрылся в боксахспортивной техники.НА СВОЕМ МЕСТЕЯ завелся: вот это прием! Полигонбольшой, а рельеф такой, что впорутанки испытывать. На тяжелом вэнес маленькими колесами и штатнымиуниверсальными шинами закопаюсьпри первом же препятствии. А за помощью километра полтора пешком.Увольте.Хотя… В конце концов, не вчераза руль сел – в бездорожье тоже соображаю. Скидываю куртку, шапку,прыгаю на сиденье. Ого! В машине«ташкент», хотя мотор молчит. Независимый подогреватель «Вебасто»за несколько минут прогрел огромныйсалон. Надо полагать, и мотор. Этот«Вебасто» штатный почти на всехмоделях ГАЗа с новым двигателем«Камминс».Как давно я не сидел в «Газели»!Ладное, аккуратное торпедо приятно удивило: добротный пластик,сверху мягкий. Под рукой место для«музыки». Забудьте о вечно заедающихтросиках заслонок: управление распределением воздуха на кнопках, приводмоторчиками.Дефлекторы воздуховодов – не теубогие, которые затыкали тряпочками.Плотно закрываются, четко фиксируются, но главное – дуют, куда следует.Оно и понятно. С новой панельюизвестной фирмы EDAG (разрабатывает их даже для «Мерседеса») изменилась вся система вентиляции и возросла производительность печки.С МЕСТА В КАРЬЕРЯ прежде не ездил на дизельном«Соболе» или «Газели». Поэтомув кювет сползал аккуратно: как поведетсебя мотор дальше, неведомо. Пониженный ряд включил сразу и довольнолегко, снег таранил на второй передаче. Дизель словно и не заметил круто248 За рулем 04/2012248.250-253(2x1_2V)_Sobol4x4_V2.indd 24810.03.2012 20:29:37 | «СОБОЛЬ 4×4» С ДИЗЕЛЕМ CUMMINSДАННЫЕ ПРОИЗВОДИТЕЛЯГАЗ‑27527 «Соболь Комби 4×4»Размеры:длина×ширина×высота, мм 4810×2030×2300Колесная база, мм 2760Колея спереди/сзади, мм 1720/1700Объем грузового отсека, м³ 3,7Радиус поворота, м 6,0Масса снаряженная/полная, кг 2200/3000Разгон 0–100 км/ч, с 25Максимальная скорость, км/ч 120Топливо/запас топлива, л ДТ/65Расход топлива: городской/загородный/смешанный цикл, л/100 км 12,5/8,5/10,5Дорожный просвет, мм 205Количество мест 1+6ДВИГАТЕЛЬ: дизельный, Cummins ISF 2.8 (Евро‑3);Р4, 16 клапанов, 2781 см³; диаметр×ход поршня –94×100 мм; степень сжатия – 16,5:1; 88,3 кВт/120 л.с.при 3200 об/мин; 297 Н·м при 1600–2700 об/мин.ТРАНСМИССИЯ: полноприводная; М5;РК с понижающим рядом и межосевой блокировкой;ведущие мосты неразрезные, типа «Спайсер».ХОДОВАЯ ЧАСТЬ: подвески – зависимые, на полуэллиптических рессорах; тормоза – дисковые/барабанные; шины – 225/75R16.ЦЕНА: 701 500 руб. (в представленной комплектации).  Углы въездасъезда рассчитанына штурм серьезныхпрепятствий.  Такое зеркалонеинтересно ворам:его крепят изнутри.Если оторвал снаружи – значит, сломал.возросшей нагрузки, гладко зашелестелна трех тысячах и уверенно вытолкнулмашину уже за пределы трассы.Впереди рельеф – холмики, ямы,уклоны. Здесь тестируют мощные внедорожные «тигры». Отважно направляюсь по «звериному» следу. Немного«коксу» – и легко взлетаю на первыйбугор, с него круто вниз направо. Здесьснега намело больше, недолго засестьпо стекла. Одно спасение – хорошийход, благо вектор под уклон. Быстропереключаюсь на третью – и педальв пол! Машина рывком набирает ход,таранит сугроб, взрывает его и вырывается на свободу. Не успел смахнутьсо стекла снег, как выросло новоепрепятствие – подъем. А за ним спуски неизвестно в какую сторону поворот.Машина, буксуя, мечется по заметенной колее, выбрасывая десяткикилограммов снега ежесекундно,  Радиатор охлажденияи интеркулер – в единомблоке. Правда, на полноприводной версии его следовало бы немного поднять.Иначе есть риск повредить.  Петли оцинкованы,под ними герметик; крепятсяизнутри, не должны ржаветьвесь срок службы авто.и старательно лезет в гору. Хорошийусилитель руля. Хотя машину и кидаетиз стороны в сторону, но удается держать баранку, ровно и четко подруливать, когда начинает сносить боком.Аппарат гребет что есть сил,но скорость тает. Почему я не включилзаранее межосевую блокировку! К счастью, очередной холм взяли и без нее –хватило сил дизеля и моего опыта.Но резкий спуск с поворотом вмиг опустил меня на землю. Под снегом спрятался довольно большой продольныйбугор, на котором я вывесил колесапо диагонали.Выходить не хочется: мороз. Толкаю вперед рычаг межосевой блокировки и начинаю раскачивать машину.Сам тоже качаюсь в такт – помогаю.Вторая – задняя, вторая – задняя.Коробка работает на загляденье:не узнаю ужасный волговский агрегат,все четко и плавно. Ни единого скрежета пробитых синхронизаторов.«Соболь» не без труда прокладываетколею, короткий разгон – и можновновь смело атаковать препятствия.Сразу поплатился за самоуверенность! По небольшой срезке междутестовыми участками помчался, не разбирая брода, и тут же посадил «автобус» на мосты. Ни пониженный ряд,ни блокировка не помогли. ВызыватьТолстолуцкого не стал – из принципа.Бодро схватил его лопату, а пока копал,размышлял.НЕ «ЛЕНД-РОВЕР»Признать «Соболь 4×4» полноценнымвнедорожником – пожалуй, перебор.По компоновке, характеристикамподвесок и многим мелочам он не вездеход. С другой стороны, на фонесовременных якобы внедорожников250 За рулем 04/2012248.250-253(2x1_2V)_Sobol4x4_V2.indd 25010.03.2012 20:29:40 На правах рекламы  Руль с регулировкой по углу подъемаи вылету. Если заказатьмашину с ресивером,получите выноснойудобный (на проводе)USB-разъем.  Грузовой отсекс легкосъемной перегородкой. Для перевозкидлинномеров – обязательное условие.  Сейчас во второмряду стоит стараягромоздкая печка,но скоро ее заменятновой – компактнойи более мощной.или кроссоверов, а также прямых конкурентов – полноприводных вэнов –наш «Соболь 4×4» образец: в грязине утонет и по асфальту резво помчит.Секрет в удачной и простой механической схеме полного привода: продольное расположение мотора с коробкой,отдельная раздатка, спайсеровскиемосты. Все это хорошо сочетаетсяс отработанным вариантом грузопассажирского авто.Но нашему искушенному в автомобилях брату подавай не только конструкцию – еще и качество, надежностьи ресурс. С этим, как мне показалось,на ГАЗе справились. Заглушки длябуксировочногокрюка выбилоснегом. Креплениедолжно бытьнадежней.БЕЗ ГРОМКИХ ЛОЗУНГОВСамое прорывное событие: подобрали и поставили новенький, оченьпередовой мотор – дизельный «Камминс». Сначала на «Газель» и сразу же248.250-253(2x1_2V)_Sobol4x4_V2.indd 25110.03.2012 20:38:56 | «СОБОЛЬ 4×4» С ДИЗЕЛЕМ CUMMINS  Самые ответ‑ственные узлы –от известнейшихпроизводителей.Мотор и редукторстеклоочистителя,вакуумник и глав‑ный тормознойцилиндр –«Бош», усилительруля, насос – ZF.  Дизельный«Камминс» 2,8 – одиниз самых современныхв мировом автомоби‑лестроении. Без всякихпремудростей соответ‑ствует нормам Евро‑3.  Характеристики усилителя руля, насоса(оба – ZF) подбирали специально для машинГАЗа. С ними машина рулится прилично  и на шоссе, и на бездорожье. Схема привода«Соболя 4×4».Раздаточнаякоробка делитмомент пополам,пониженныйряд, блокировкамежосевогодифференциала.на «Соболь». Хорошо, что 16 клапановтолкает всего один распредвал с цеп­ным приводом. Просто, надежно, легкообслуживать и ремонтировать. Всегоодна свеча накаливания – морозныйвоздух она греет прямо в коллекторе.Наши конструкторы довольно поки­вали, когда увидели, как устроены мас­ляный и водяной насосы.Само собой, топливный фильтрс подогревом, с подкачивающим насо­сом, все расположено в доступномместе. К этому штатно – независимыйподогреватель охлаждающей жидкости.Кто в морозище боролся с застыва­ющим топливом, тот оценит.Так получилось, что первымиавтомобилями, укомплектованныминовейшей разработкой «Камминса»,стали именно наши машины. Ныне этоттип мотора поставляют уже всем миро­вым автогигантам. Кстати, проектная  Передние ушкирессор передаютусилие прямона ось крепления.Нет, как раньше,изгибающих моментов.Управляемостьна высокой скоростизаметно улучшилась.мощность дизеля объемом 2,8 л –160 л.с. Значит, у ГАЗа хороший заделна будущее.Основательно поработалинад трансмиссией: подобрали инойпередаточный ряд, картер коробкиусилили ребрами жесткости, валыи шестерни выполнены из сталиболее прочных марок, подшипники,сальники – импортные. И главное –заменили родной синхронизатор ино­странным, добротной трехконуснойконструкции. Передачи буквальновлипают на любой скорости и не рычат.Жаль, что в коробке такой синхрони­затор один. Зато самый нагруженный –между первой и второй. Сцеплениетоже от высококлассного произво­дителя: корзина, диск, подшипник –Sachs, цилиндры сцепления ZF.К раздаточной коробке отнес­лись особо чутко. Ведь прежде дажерабочие на конвейере плакали, когдаприкручивали арзамасский агрегат,не говоря уж о владельцах машин, –такой он был ненадежный. Теперьпроизводство организовали у себя:отшлифовали зубья шестерен (повы­силась прочность, исчез характерныйвой), поставили надежные подшипникиSKF и импортные манжеты. Не обошливниманием подвески и механизмыуправления.Но что стоит вся механика бездолговечного кузова! Два года билисьнад этой проблемой. Прошлись по всемслабым местам, подглядели, какзащищают их конкуренты. И постара­лись сделать не хуже. Многие деталиштампуют из оцинкованной стали.А на завальцовку капота и дверей кла­дут герметик, красят по улучшеннойсхеме. Откройте дверь любой новой«Газели» – сразу увидите.252 За рулем 04/2012248.250-253(2x1_2V)_Sobol4x4_V2.indd 25210.03.2012 20:37:32 На правах рекламыСловом, нововведений масса, всене перечислишь. Мало того, внедряютих чуть ли не каждый месяц.ДОМАШНЯЯ РАБОТАДо эксперимента на полигоне мнеказалось, что инженерная школавнедорожников, сложившаяся ещев 1930‑е, утрачена, – признаю, заблуж‑дался. Сохранились знания, традиции,мастерство и, главное, энтузиазм.Создали хороший, по сути, легковойвседорожник.Сергей Толстолуцкий из этойшколы. Ему отдельное спасибоза верную оценку возможностей«Соболя 4×4»… и лопату.Надеюсь, в следующий раз, когдав трансмиссию поставят блокировкиколес (такие варианты есть в кон‑структорском бюро), она уже не пона‑добится.248.250-253(2x1_2V)_Sobol4x4_V2.indd 253  Коробка передач сильно модернизирована, всекарданные валытеперь импортные,производительпоставляет такие жедля «ФордаТранзит».  Особое вниманиехомутам: они вездес автоматическимподжимом, как этотленточный. Говорят,что течи здесь побороли навсегда.10.03.2012 20:36:25