ЗАБЛУЖДЕНИЯТЕХНИКА | РЕЙТИНГСУЩЕСТВУЕТ ЛИ100-ПРОЦЕНТНАЯСИНТЕТИКА?местоДа, на канистрах часто пишутслова Full Syntetic Oil, подкрепляя сказанное циферкамина ценниках. Но правда ли это?Очевидно, речь идет не о присадках (доля их в масле не так велика),а об основе. С минералкой все понятно, ееделают из нефти. А само слово «синтетика»предполагает синтез, то есть создание нужных длинных молекул искусственным путем,чаще всего из газа. Хитрые современныеалхимики вполне способны взять нужноеколичество атомов водорода, углерода, кислорода да и сшить из них нужную синтетическуюцепочку, обладающую заданными свойствами.Так даже из органических отбросов можнополучить масло, в котором совсем не будетвредной серы, фосфора, а лишь то, что нужно.Одно плохо: сегодня такое полностью синтетическое масло доступно разве что командамФормулы-1 и никак не может оказатьсяна прилавках магазинов.Так что же, ложь и обман? Все не так плохо.Просто надо не упираться в слово «синтетика»(это всего лишь слово!), а посмотреть на класскачества масла по API или ACEA. Чем дальшеот начала алфавита вторая буква, напримерL, M, (для API) или цифра после А от единицы(для АСЕА), тем выше качество масла, темболее изощренную технологию применялипри изготовлении его основы и подборе пакетаприсадок. Ну а тот факт, что вашу «100-процентную синтетику» получили из нефти(правда, по другой технологии) и лишь добавили (возможно) туда синтезированные молекулы, не должен огорчать. Лишь бы маслобыло хорошее.ПРАВДА ЛИ, ЧТО…Любого рода ошибочная информация по неизвестным науке причинамобладает какой-то притягательной силой – как отрицательныеперсонажи типа Бендера или Мюллера. Примеры заблужденийи ошибочных терминов приводят Алексей Воробьев-Обухови Михаил Колодочкин.местоНе следят они ни за кем,не обучены. Равно как и GPS.Дело спутника – выдаватьсигналы точного времени,и всё. Компьютер навигаторасравнит время прихода сигналов от нескольких спутников и быстренько решит системууравнений, определив свое собственное местонахождение. А передать сигнал от машинына спутник он не может, у него вообще нетпередатчика. А если бы и мог, то никакойспутник не переварил бы кашу из миллиардовсигналов.Другое дело, что вычисленные координатынекоторые навигаторы отправляют по системамсотовой связи на специальные сервисы (например, «Яндекс.Пробки») или в охранные службы,вот последние-то и могут следить конкретноза вашими передвижениями.10 ЧТО ИЗМЕРЯЮТ В А/ЧместоСПУТНИКИ ГЛОНАСС СЛЕДЯТ ЗА НАМИ9 Живучестьбезграмотнойединицыизмеренияудивительна:десятки летона занимает чужое место то на этикеткахаккумуляторных батарей, то на упаковкахзарядных устройств. Между тем правильноеобозначение накопленного в батарее электрического заряда дает, конечно же, произведение силы тока на время – А·ч, а никакне результат деления! Именно в таких единицах принято оценивать емкость аккумуляторов.К примеру, надпись «60 А·ч» говорит о том,что в течение 20 часов при температуре 25 ºСмы сможем разряжать свою батарею током 3А(60 А·ч : 20 ч), при этом в конце разряда напряжение на выводах аккумулятора не должноопуститься ниже 10,5 В. Немножко занудно,зато правильно.ПЛАЗМЕННЫЕСВЕЧИ ЛУЧШЕместоЛюбуюсовременную свечузажиганияпри желанииможно назвать плазменнымгенератором, если причислить искровой разрядк холодной плазме в чистом8 7 виде. Это исключительновопрос терминологии.Никакие изменения формыэлектродов, равно каки разного рода приваренные наконечники, не переводят свечу зажиганияв качественно иное состояние. Поэтому замечатьплазму только в собственной продукции и не видетьее у коллег просто невежливо. Практически всегдаза подобными громкиминазваниями не кроетсяникакого реального технического новшества.198 За рулем 04/2012198-199_Zablyzdenij.indd 19810.03.2012 18:48:10 СИНТЕТИКА ЖИЖЕ МИНЕРАЛКИАBS СОКРАЩАЕТ ТОРМОЗНОЙ ПУТЬ 6 ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЕОКТАНОВОЕ ЧИСЛООПРЕДЕЛЯЮТВ ХИМЛАБОРАТОРИИ,А МОТОРНОЕ –НА ДВИГАТЕЛЕместоОктановые числа,определенные по исследовательскому (ОЧИ)и моторному (ОЧМ)методам, – это вовсене «теоретический» и «практический»параметры. Их получают на одноми том же оборудовании практическиодним и тем же способом! Для этогоиспользуют специальную одноцилиндровую установку с переменнойстепенью сжатия (УИТ-65 или УИТ-85).Разница только в режимах работыэтой установки. При определении ОЧИколенчатый вал делает 600 об/мин,а для ОЧМ – 900 об/мин. Кроме того,при определении ОЧМ используютподогрев смеси перед двигателем.Условно считают, что ОЧИ характеризует свойства топлива в городскомцикле эксплуатации автомобиля,а ОЧМ – в шоссейном.5 место4 управляемость при экстренном торможении(ведь, куда ни поворачивайзаблокированные передние колеса, автомобильнаправление скольженияне изменит!). Вдобавокторможение без проскальзывания в точке контакта(без блокировки колес)эффективнее, посколькусила трения покоянесколько больше силытрения скольжения.Однако на рыхломгрунте, таком, например,как глубокий снег, песокили гравий, торможениезаблокированным колесом оказывается болееэффективным,поскольку онозарываетсяв поверхностьи создаетперед собойкак бы вализ грунта. Впрочем, в новейших системахучли эту особенность: типдорожного покрытия онинаучились распознаватьсамостоятельно!В любом случае, однако,главная задача ABS –не сокращение тормозногопути, а возможность управлять траекторией даже приэкстренном торможении.Батареи бывают разные:цинковые, свинцовые, никелькадмиевые, литиево-ионные...Вот только о кальциевых ещеникто не слышал. Тем не менеезначок Ca (а то и Ca-Ca) на автомобильныхаккумуляторах присутствует все чаще. Странно,что легче они от этого не становятся, а ведькальций – металл куда менее тяжелый, чемсвинец.На самом деле речь идет о небольших(максимум в несколько процентов) добавкахкальция в сплав, из которого изготавливают пластины батарей. Если его добавляюти в положительные, и в отрицательные электроды, то получается то самое Са-Са.А зачем вообще нужен кальций? Оказывается, батареи с добавками кальция в электроды при прочих равных условиях труднеезакипают. А это свойство крайне важно длянеобслуживаемых батарей: в них ведь водыне дольешь. Меньше у таких батарей и саморазряд при хранении, что очень удобно дляпродавцов.3 ТОПЛИВО ЕВРО-5Согласнодействующемув РоссииТехническому регламентуна топлива, категорий«Евро» нет. Есть классы –от 2-го до 5-го, требованияк которым примерно соответствуют международным.Поэтому такая терминология в России не совсем1 местоКАЛЬЦИЕВАЯ БАТАРЕЯЛУЧШЕ СВИНЦОВОЙместообозначения после буквы W. Другое дело, чтотак называемый индекс вязкости, определяющий интенсивность влияния температурына вязкость масла, у синтетики значительновыше. Поэтому, если захотите приобрести,например, низкотемпературное масло 0W-30,придется разориться на синтетику, ибо такойминералки просто не существует.В дополнение к теме можно вспомнитьдругую страшилку: синтетика разъедает,например, тряпичные набивки сальников старых газовских моторов. Однако вязкость здесьабсолютно ни при чем.Если антиблокировочнаясистема(ABS)и сокращает тормознойпуть, то лишь при некоторых условиях (например,по сравнению с заблокированными намертвоколесами). Принцип работыэтой системы состоит в том,что автоматика уменьшает тормозное усилие(давление в тормознойсистеме), если какое-либоколесо вдруг блокируется.Это позволяет сохранитьместоместоЗаблуждение пошло со времен древних двигателей,владельцы которых опасалисьзаливать синтетику, потому чтоона, дескать, такая текучая, чтовытекает через уплотнения. Однако если взять,к примеру, два масла 10W-40, одно из которыхсинтетическое, а другое минеральное, то прирабочих температурах у них будет примерноодинаковая вязкость; ее характеризует цифра2 ШИНЫ 15-ГО РАДИУСА«У вас есть шины 15-го радиуса?» Да нет,таких шин не бывает. Это не более чемв корне неверный сленг, берущий началоот обозначения типоразмера – например,195/75R15. Но буковка R имеет отношениене к радиусу или диаметру, а к конструкциишины! Сейчас она стоит практически на всехпокрышках, поскольку диагональных шин(с перекрещивающимися нитями корда)почти не выпускают. А «15» – это посадочныйразмер обода в дюймах, только не радиус,а диаметр. Поскольку остальные размеры(в нашем случае 195 и 75) приведены соответственно в миллиметрах и процентах, правильно будет попросить просто 15-дюймовуюшину, – вас поймут.корректна и носит скореерекламный характер.Зарулевская практикаэкспертиз показывает,что топлива с громкиминазваниями – допустим,Евро-3 – на деле выделяются только по какомунибудь отдельномупараметру, напримерпо содержанию серыили цетановому числу.И поскольку это названиеничем не нормировано,то такая маленькаяхитрость не наказуема.А реальный класс топливадолжен быть указанв сертификате на топливо,который, по идее, можнопопросить на АЗС. Для автомобилейситуация похожа: введеныклассы экологическойопасности, требованияк которым также аналогичны соответствующим«Евро».За рулем 04/2012 199198-199_Zablyzdenij.indd 19909.03.2012 16:35:05