258
260
ТРАНСМИССИЯГРУЗОВИКИ | УСТРОЙСТВОСТУПЕНИДЛЯ ВЗРОСЛЫХСуровая специфика работы грузовиков накладывает отпечатокна их техническую начинку. Взаимодействие многочисленных валов и шестерней привлекло вниманиеКирилла Милешкина.На грузовой трансмиссии лежитнелегкая задача: использоватьузкий рабочий диапазон много­литрового дизеля при значи­тельно меняющейся массе автомобиля(загруженный порой вдвое тяжелеепустого). В итоге число передачв коробке приближается к двум десят­кам. Если у легковушек передаточноечисло первой (самой медленной, затои самой тяговитой) редко превы­шает 4,5, то для тягача и 13 не предел.Пустой тяжеловоз легко тронется дажес третьей. А так как основная задачагрузовика – тащить тяжелую ношу,а не летать по трассам, то и повыша­ющие (экономичные) передачи, которыху современных легковых машин бываетпо две, грузовым не обязательны.Коробка передач грузовика, в кото­рой от 9 до 16 ступеней, – это, по сути,состыкованные две или три коробки.Основная (по конструкции оченьпохожа на легковую) содержит всегоот 3 до 6 передач. К ней, в зависимостиот назначения машины, могут при­соединить еще делитель и демульти­пликатор.Делитель находится впередибазовой коробки, набор его шестеренобразует прямую и повышающую илипонижающую (зависит от спецификиработы) передачи. Он почти не рас­ширяет диапазон передаточных чиселосновного модуля, а удваивает количе­ство скоростей, создавая промежуточ­ные ступеньки между существующими.Это позволяет сделать трансмиссиюболее гибкой, что очень важно, когдаза спиной десятки тонн груза. Дели­тель почти исключает ситуацию, когдана текущей передаче двигатель раскру­тился до предела, а на следующей тягине хватает.Сзади к базовой коробке при необ­ходимости пристыковывается демуль­типликатор. Этот модуль создаетполноценный понижающий ряд, суще­ственно расширяя рабочий диапазонтрансмиссии – как и у «легковых»вседорожников. Только маленьким это  Управление делителем (синий флажок) и демультипликатором (голубойфлажок) расположено на рычаге коробки. Щелчок вверх или вниз активирует соответствующий ряд трансмиссии.  Нестандартная реализация ретардера – «Акватардер» фирмы «Фойт».Агрегат установлен впереди коробки передач. В нем циркулируетне масло, а антифриз штатной системы охлаждения двигателя. Меньшедеталей и жидкости – соответственно и агрегат вдвое легче маслонаполненного аналога.258 За рулем 04/2012258.260_Gruzovye KPP.indd 25809.03.2012 17:00:00 | УСТРОЙСТВОТРАНСМИССИЯ2345617  Так устроена 14-ступенчатая коробка передач «Скания-GRS905»: 1 – промежуточный вал;2 – шестерни делителя с синхронизаторами и вилками включения передач; 3 – шестерня первойпередачи основного модуля; 4 – муфта включения ползущей передачи и заднего хода; 5 – планетарная передача демультипликатора; 6 – вторичный вал; 7 – промежуточная шестерня заднего хода.   В 14-ступенчатой коробке к 3-ступенчатому основному модулю пристыкованы 2-ступенчатыеделитель (спереди) и демультипликатор (сзади). В самом модуле предусмотрены также«ползущая» (С) и задняя (R) передачи. Например, в той же коробке GRS905 демультипликаторувеличивает передаточные числа в 3,75 раза, а делитель – всего в 1,24 раза.надо по большей части для проходимости, а большим – для перевозки грузов.Простая математика: пара двухступенчатых «пристроек» умножает количество передач в коробке на четыре.Вместе эти три модуля встречаютсялишь на самых тяжелых грузовиках, большинство коробок передачобходятся демультипликатором.Из отечественных примеров – агрегатыЯМЗ. А вот 10-ступенчатая коробкаКамАЗ-154 снабжена только делителем.Ее применение на современных моделях ограничивает предел по входномукрутящему моменту в 1100 Н.м.Имея в распоряжении не единыйагрегат, а три раздельных модуля, конструкторы развязывают себе руки. Ведь,создав базовую коробку с определеннымнабором передаточных чисел, с помощью делителя и демультипликатора еелегко адаптировать к грузовикам разныхспециальностей. За счет унификациисокращают номенклатуру запчастей,одновременно упрощая ремонт. В итогепроизводитель снижает издержки,а покупатель получает большой выборсиловых агрегатов под свои нужды.Ретардер – узел, чуждый легковому миру. Он интегрирован в коробкупередач или пристыкован к ней сзади.Устройство дополняет рабочую тормозную систему, замедляя грузовикна затяжных спусках. Наиболее распространены гидродинамические ретардеры (ЗР, 2005, № 10). Ротор и статоррасполагают на одной оси максимальноблизко друг к другу, лопатками внутрь.Статор неподвижно закреплен на корпусе коробки передач, а ротор постоянновращается вместе с ее валами. В ретардере циркулирует значительный объеммасла. Продираясь сквозь лопастидисков в ограниченном пространстве,вязкая жидкость создает сопротивлениевращению ротора и притормаживаеткарданный вал, снижая тем самым скорость автопоезда. При массе устройствав пределах 100 кг развиваемый им тормозной момент может превышать крутящий момент двигателя. Масло подаетсяв замедлитель автономно или отбирается из картера коробки передач.Второй тип ретардера – электромагнитный. Тут ротор притормаживается не маслом, а электромагнитнымполем. Иными словами, ретардерпредставляет собой электродвигатель,работающий в режиме генератора.В минусы запишем значительную массуконструкции, в плюсы – способностьработать с минимальных оборотов(тогда как эффективность гидродинамического тормоза зависит от скоростикарданного вала). Передвигая подрулевой рычажок, водитель выбирает одиниз нескольких уровней замедления.260 За рулем 04/2012258.260_Gruzovye KPP.indd 26009.03.2012 17:00:02