РАЗОБРАТЬСЯМОМЕНТ ИЛИ МОЩНОСТЬ?РЕМОНТ и СЕРВИС | ХОЧУВ ЧЕМ СИЛА,БРАТ?Что быстрее – бульдозер или болид Формулы-1? Не спешитес ответом, предостерегает Виктор Слесарев, – все зависитот длины дистанции.Очень часто эксперт какого-нибудь популярного автомобильного издания, рассказываяо выдающейся динамике автомобиля, в первую очередь превозносит огромный крутящий момент двигателя, оставляя мощности рольвторого плана. Мол, исключительно благодаря моменту у машины огромная тяга на любой передаче.Только на самом деле мощность и момент, пустьи связанные родственными узами, характеры имеют разные. В поршневом двигателе мощность безмомента жить не может, зато наоборот – запросто.К примеру, откручивая заржавевшую гайку, вы можете час сидеть на ломе-воротке, а гайка ни с места. Иначе говоря, момент огромный, но работа не идет. А мощность – это как раз отношениеработы ко времени. Нет работы, нет и зарпла...то есть мощности. С другой стороны, момент дажеформульного мотора довольно скромный – около 35 кгс.м, зато обороты – 18 000 в минуту. Перемножьте их (с коэффициентом 0,0014) – и получите 882 л.с. Динамика сумасшедшая!Но вернемся к нашему трактору. Имеяв трансмиссии пару десятков передач, даже от тщедушного дизелька можно подвести к гусеницамстолько тяги, что никакой формуле не снилось.При замечательном сцеплении с грунтом бульдозер на первых десяти сантиметрах дистанциине оставит формуле шансов. А после взмаха клет- Рис. 1.Величины мощности N1...N5 на ведущей оси не зависятот включеннойпередачи. Точкипересечения кривой Nсопр с кривыми N3, N4 и N5дают информациюо максимальныхскоростях автомобиля на этихпередачах. Здесьсамая скоростнаяна горизонтальнойдороге в безветрие – четвертая.Nсопр* – затратыпри встречномветре 5 м/с.чатого флага никому нет дела, что пилот мог,да не успел! Шампанское уже откупорено.Чудо? Вовсе нет. Ведь мощность – это скорость изменения энергии за секунду. Для наших задач – произведение силы тяги на скорость N = F.vлибо крутящего момента на угловую скоростьN = M.ω. И этот «уровень» машины задан толькодвигателем, – коробка или колеса не способны егоувеличить. Сколько топлива сгорело, столько калорий и получено. Но мы не ракетчики, чтобы запрягать пламя напрямую. Ездим на колесах. Намудобней связывать процесс в цилиндрах с трансмиссией через крутящий момент на маховике двигателя.Эффективная мощность двигателя на путик колесам уменьшается процентов на пятнадцать.Причина – трение в узлах трансмиссии. А вот момент, несмотря на эти потери, увеличивается коробкой передач и главной передачей в несколько раз – и таким приходит к ведущей оси. Но, увы,не бесплатно. Есть золотое правило механики: выигрывая в силе, проигрываем в расстоянии. Иначе говоря, во сколько раз больше тяга колес,во столько меньше скорость. Мощность на всехпередачах практически одна и та же. Иначе говоря,с очень даже моментным, но маломощным двигателем сильно не разгонишься. (См. рис. 1 и 2.)На что тратится мощность? Главные враги скорости – силы сопротивления движению.На борьбу только с сопротивлениями воздухаи шин автомобиль (вес 15 000 Н, лобовая площадь2 м², Сх = 0,3) расходует мощность 14,5 кВт при100 км/ч. А при 200 км/ч – 77 кВт. Но что будетпри встречном ветре, когда скорости ветраи машины сложатся? Припомнив известную зависимость, возведем эту сумму в куб – и тогда...При 36 км/ч (10 м/с) на спидометре встречный ветер в 5 м/с увеличит затраты мощностилишь на 0,9 кВт, зато при 180 км/ч (50 м/с) –на 15,5 кВт. Наш автомобиль так не поедет – скорость упадет примерно на 20 км/ч.При максимальной скорости вся мощность,идущая от двигателя на колеса (например, N4на рис. 1), тратится на преодоление сил сопротивления. Ее характеристика похожа на курганс округлой макушкой. Чтобы получить максимумскорости V4 (на горизонтальной трассе и без ветра), передаточное число трансмиссии и размершин подобрали так, чтобы макушка пересекласьс кривой мощностей сопротивлений Nсопр. Максимальные скорости на третьей и пятой передачах (V3 и V5) ниже. Но на спуске или с попутным216 За рулем 04/2012216-217(1_2V)_Vaisman.indd 21609.03.2012 16:32:04 На правах рекламы Рис. 2. Так зависит крутящий момент (М1…М5) или тяговая сила(Fтяг1…Fтяг5) на ведущей оси от включенной передачи. При коэффициенте сцепления шин с дорогой 0,7 ведущая ось, нагруженная половиной веса машины (15 000 Н), может создать реальную тяговую силуне больше 5250 Н.ветром быстрее может оказаться пятая передача,а на подъеме или с ветром в лоб – третья.На рис. 2 величины крутящего момента на ведущей оси, а заодно и полные тяговые силы на разных передачах показаны одними и теми же кривыми М1…М5 (Fтяг1…Fтяг5) – ведь эти силы пропорциональны моментам. Величины сил – на вертикальной шкале справа. Но учтем, что разгоняет машину избыточная тяговая сила (разница между полной тяговой силой и сопротивлением воздуха). Отношение этой силы к весу машины называют динамическим фактором D. На первой передаче сопротивлением воздуха можно пренебречь – считать, что машину разгоняет полная сила Fтяг1. Но невозможно отталкиваться от дорогисильнее, чем позволяет сцепление шин. Если ведущая ось несет половину веса машины, то при коэффициенте сцепления φ = 0,7 разгонная сила не может превысить 35% полного веса. В нашем примере – 5250 Н. Правда, у заднего привода колесапри старте догружаются, разгон быстрее. С передним же – худо. Ну а король – полноприводник!«Шлифовать» на слишком короткой передаче – понапрасну жечь бензин и шины. Нужно перейти на следующую ступень. При проектировании автомобиля конструктор учитывает избыточную мощность в подборе передаточных чиселтрансмиссии. Передачи становятся более длинными, скоростными – без ущерба для динамики.Итак, механическая мощность всегда связанас движением: если есть момент, но нет движения,то нет и мощности. Если одно ведущее колесо стоит на дороге, а другое вывешено, свободный дифференциал уравнивает тяговые силы (или моменты) на колесах, – а они по нулям! Значит,мощности нет. Другая ситуация: при разгонеодно колесо катит по асфальту, другое шлифует обочину. Моменты – одинаковые.Однако мощность шлифующего колесабольше, просто тратится не на дело. Но этотак, к слову, а первична именно мощностьдвигателя. Ведь если ее нет, то нет и движения.Ну и при чем тогда момент?216-217(1_2V)_Vaisman.indd 21709.03.2012 16:32:05